Махтумкули великий поэт и классик туркменской лите

Махтумкули, также известный под псевдонимом Фраги (что означает «разлученный»), — одна из самых значимых фигур туркменской поэзии XVIII века. Родившись в 1727 или 1733 году в селении Хаджи-Говшан, он прошёл путь от сына поэта Азади Довлетмамеда до классика, чьи стихи глубоко отражают внутренний мир, исторические события и народные чувства своего времени. Его творчество лежит в основе современной туркменской литературы и по сей день остаётся актуальным.

Биография и литературный путь
Махтумкули вырос в поэтической семье, что определило его будущую судьбу. В зрелом возрасте он принял псевдоним Фраги, который помещал под концом своих стихотворений, следуя традиции туркменской поэзии того времени словно обращаясь к самому себе. Этот приём свидетельствовал о глубокой философской природе его поэзии и позволял читателю прочувствовать личную драму автора.

Одно из наиболее примечательных новшеств, внесённых Махтумкули в туркменскую литературу — это изменение поэтического языка. Он значительно сблизил язык поэзии с народной речью, отказавшись от арабо-персидской метрики и введя силлабическую систему стихосложения. Эта система делит стих на равные по количеству слогов ритмические единицы, что отличает её от традиционной метрики, основанной на ударениях и их расположении.

Избранные стихотворения Махтумкули
Ниже представлены три стихотворения поэта, служащие зеркалом его жизни, переживаний и мировоззрения.

«Не будь!»
Советы я чту, как закон.
Бесчестному другом не будь,
Случайною встречей пленен,
Готовым к услугам не будь.
Смерть вступит на каждый порог;
К тому, кто в беде одинок,
Отзывчив будь, добр и не строг,
Жестоким к недугам не будь.

Когда, оказавшись в бою,
Трус волю теряет свою,
С друзьями в едином строю,
Врагами напуган не будь.

Уйдем мы. Промчатся года.
Все равными станут тогда.
Не бойся глупцов. Никогда
Причастен, Фраги, к ним не будь.

В этом стихотворении читатель видит размышления о жизненных принципах, о дружбе, мужестве, совете и смерти. Автор говорит о сохранении достоинства и духовной стойкости, несмотря на испытания.

«Дни»
Древнее вас, вершины гор,
Идут полуживые дни.
Возьмите, горы, мой позор.
Душе моей чужие дни!

Я горьким сиротою стал,
Я веткою сухою стал,
Безрадостной весною стал,
Встречая роковые дни.

Мамед-Сапа и Абдулла
Исчезли; с ними жизнь ушла.
Невеселы мои дела
И сумрачны пустые дни.

Махтумкули — безвольный прах.
О боже, я в твоих руках!
Гоклены, мой народ, в слезах:
Ведут врагов глухие дни...

Здесь поэт выражает скорбь и одиночество, вызванные потерей близких — братьев Мамед-Сапы и Абдуллы, погибших в боях с Персией. Тема отцовской и братской утраты, а также тяжёлой судьбы народа проходит красной нитью, создавая атмосферу боли и национального трагизма.

«Не пристало»
Ханского сына из пышных шатров
В хлев на обед приглашать не пристало.
В поле пастух выгоняет коров,
Войско ему снаряжать не пристало.

Мудрый совет помогает везде.
Другу достойный поможет в беде.
Что ты ответишь на Страшном суде?
Мудрых о том вопрошать не пристало.

Доблестный перед грозой не дрожит.
Станет героем не каждый джигит.
Пятится рак. Он ползет — не бежит.
Дом свой родной забывать не пристало.

Знай — благотворно познанья вино, —
Мертвым сулить исцеленье смешно.
Ворону жить семь столетий дано.
Времени ход нарушать не пристало.

Не побоишься тернистых дорог —
Двери отворятся в горний чертог.
Рекам, что слились в единый поток,
Мертвых пустынь орошать не пристало.

Сердце Фраги, ты сегодня в огне:
Павшие в битвах привиделись мне.
Горькую тризну в печальной стране

Этот стих отличается образностью и аллегоричностью, подчёркивая тему достоинства, мужества, мудрости и неизбежности времени. Поэт обращается к себе и читателям, напоминает о важности принципов и подчеркивает трагизм исторических событий.

Анализ стихотворений и жизненный контекст
Выбор данных стихов обусловлен их отражением ключевых событий и эмоциональных переживаний самого Махтумкули:

Потеря отца в раннем возрасте наложила отпечаток на мировоззрение поэта, привив глубокие чувства утраты и ответственности.

Война с Персией и трагическая судьба братьев — Мамед-Сапы и Абдуллы, которые попали в плен и были убиты, стали духовной травмой. Это нашло отражение в стихах «Дни» и «Не будь!».

Неудачная любовь к Менгли также вдохновила поэта на создания проникновенных строк, полных грусти и самоанализа.

Своими произведениями Махтумкули делится внутренними переживаниями, формирует образ чуткого и глубокомысленного человека, что помогает понять не только личность поэта, но и историческую эпоху, в которой он жил.

Значение Махтумкули для туркменской литературы и культуры
Махтумкули считается основоположником современного туркменского литературного языка и национальной идентичности. Его переход от арабо-персидских традиций к народной речи и введение силлабической системы метрики стали переломными моментами в истории туркменской поэзии. Поэт не только выразил чувства и чаяния своего народа, но и заложил фундамент для последующего культурного развития.

Махтумкули остаётся символом туркменского духа, стойкости и верности культурным ценностям, а его стихи продолжают вдохновлять новые поколения читателей.


Рецензии