Навасард

Жрец храма Ванатура

 
Явись средь Огней воплощением Тура,
Блистая Лучами средь горных просторов.
Средь сотен свечений, о, Свет Ванатура,
В Миру утвердись и для множества взоров!

Ты юношей светлым, нагим — непорочным,
На белом тельце по долинам проходишь.
О славный Владыка, могуществом прочным,
Даруешь рождение, горе низводишь!

Увенчан лозой виноградной во цвете,
Гранатовым древом Светлейший воитель,
Ты сеешь Добро при Священном Рассвете,
И жнешь на Закате всю Мудрость, Хранитель!

Слезами Небес окропляешь Ты земли,
И плотью из Жертвы Вселенную кормишь.
Взываем мы в гимнах Святейший, о внемли,
Взрасти же в сердцах мириады сокровищ!

Пусть Звезды, Светила во Славе ликуя,
Сплетают лучистые нити для Тура.
Пусть люди взрастут и о духе тоскуя,
Восславят вновь Бога — Юнца Ванатура!


I Толпа

Ликуйте и бейте в тимпаны!
Пусть трубы гремят повсеместно!
Залейте изъяны и раны
Вином, освященным чудесно.

И нам нипочем все невзгоды,
Мы, в радости, дико танцуя,
Скрепляем огнем хороводы,
Кровавые жертвы даруя!

II Певцы и шуты

Скачите в неистовой пляске,
Под горна вы медного звуки;
Под свисты свирелей, как в сказке,
Забудем про боль и разлуки!

Пусть нас Ванатур-Охранитель
С Небес озарит Светом Жизни;
Престол Твой - Отчизны Даритель,
Свободен от мрака и тризны!


III Храмовые жрецы

Блаженны! Подобны вы стаду,
Вступайте в чертог Ванатура!
На радость царям и в награду
Ведите же Белого Тура!

Почтим же Великого Бога
Дарами и доброй Молитвой,
И Матери Вечной Утроба
Пусть множится Жертвою чистой!

IV Верховные Жрецы

О, племя людское, во храме
Безудержно идолов славишь...
Упившись вином и в дурмане,
Ты снова себя обезглавишь!

Не внемлет вам Бог-Светодатель,
И крови не чтит Анахита!
Скорбит лишь Приюта Податель,
А Матерь Покровом укрыта!

V Жрецы Эпопты

Лишь в горных теснинах подземных,
Мы Тайну Великую знаем.
И в мыслях своих сокровенных
Ее мы, как злато, скрываем.

Не знать же и черни народной
О светлых познаньях Блаженных:
Об Истине Вечной — Свободной -
Незримой для идолов бренных!..


Жрец храма Ванатура

Огнем и Водой окропи Миродержец
Посевы благие на нивах просторных,
И будь Ты заступником всем, Громовержец;
Свидетелем наших трудов рукотворных!

О Матерь Златая, Ликуй! Анахита!
Нам Зерна подал Непорочный Воитель,
И Милостью Бога вся тьма уж разбита;
Победу принес Всеблагой Вседержитель!

О, Радуйся Митра, Блюститель Закона,
Нам Волю Твою ниспослал Светлоокий,
Пусть множится Истина в кольцах Дракона,
В сердцах же узрим мы полет тот высокий!

Владыка Огней светозарный и мощный,
И Девы Спаситель от мрака Вишапа,
Воздень же Ты Меч свой огромный и прочный,
Святого не тронет порочного лапа!

Свети Ванатур! Охранитель селений,
Поднимутся к сроку Плоды над землею!
Даруешь Ты Мудрость толпе поколений
И Мир освещаешь Блаженной Красою!


Примечание:

  В Эллинистической Армении к Арамазду обращались и как к Арамазду-Ванатуру – Арамазду – Подателю Приюта (санск. < > - дом, приют  и арм. <tur>, дать, даяние), отсюда – армянское <vanq> - обитель, монастырь. Арамазд-Ванатур являл собой тот же обобщающий Принцип, отображающий Подателя всех Благ в Мире Телесном. Именно Арамазд-Ванатур представлял весь сонм Богов в целом. Посему, Навасард или Новый Сарос был празднеством в честь всех Богов, как в целом, так и в частном. В частности, празднование Навасарда с 11 августа по 10 сентября было приурочено Ванатуру, который в древности был также эпитетом Ованнеса или Оаннеша-Дагона. Таким образом, исходя из вышеотмеченного следует, что в Древности понятие «Верховный Бог» являлось более чем условным. Причем, данная условность наличествовала не только у тех наций, которые исповедали т.н. чистый политеизм, наподобие ведического или, к примеру, славянского, но и в тех религиозных системах, в коих Иерархия Богов была более четко представленной. Армянский пантеизм и, даже, чистый Иранский авестизм эпохи Ахеменидов не были исключением. В случае с Иранским авестизмом, образ Ахура-Мазды представлял собой не сколько Верховного Бога, сколько Бога совокупного, с достаточно ограниченными «правами на господство» - исключительно в Мире Проявленном или Мире Телесном. Таким образом, собственно, Иранский авестизм был лишь модернизированной и конкретизированной системой более древней ведической Теогонической системы, распространенной по всей Азии. В Армении, по всей видимости, чисто иранская система была введена лишь в Ахеменидскую эпоху, но распространена была в узких аристократических – правящих кругах. Однако, несмотря на это, Армянский пантеизм, по сути, являлся более чем синкретическим, подтверждения чему мы находим даже в поздних христианских хрониках. Согласно, рекордам Мовсеса Хоренаци, царь Великой Армении Ерванд III в конце IV, начале III веков до н.э., переместив столицу из Армавира в Багаран и Ервандашат, устроил также капища Богам Солнца и Луны. После того, как во II в. до н.э. Арташес I Благочестивый, при помощи Ганнибала Барки, выстроил новую столицу Арташат, повелел не только переместить древние капища Богам из Багарана, но и дать им соответствующие эллинские имена [Мовсес Хоренаци, кн. II, 50, указ. труда]. Исходя из этих разрозненных преданий, а также по причине сложности и упомянутой синкретичности Армянского Пантеона почти все исследователи сходятся во мнении относительно того, что в ранний Ервандитский период и вплоть до Арташесидов-Ервандидов армяне не могли поклоняться Арамазду-Ванатуру, Митре и Анахите, но исключительно «армянским» Богам Арди-Арегу (Солнцу) и Лусин (Луна) [Тревер, 1953, с. 85-86 указ. труда]. Однако нигде в древней хронике не упоминается о том, что Арег или Лусин являлись собственными именами Богов. Арег есть лишь эпитет видимого Солнца, также как и Лусин есть армянское наименование Луны. Так, у Г. Алишана, конкретно отмечено, что слово <Арегак> буквально означает Око Солнца [Алишан, с. 93, указ. труда]. Далее, великий мхитарист проводит параллели между древнеармянским и санскритским названием Солнца и верно утверждает, что Бог Вахагни также относится к Солнечным Богам [там же, с. 96]. Более того, Алишан, ссылаясь на древнейшие сказания о Вахагне, и на отмеченный труд Зеноба, добавляет, что армянское слова <Акн>, является искаженным именем Агни. Отсюда, имя Арегак или Арегакн, должно было происходить от двух корней Арег и Агни (Арег-Агни, буквально, Огонь Арега) [там же, с. 96-97]. Однако, здесь следует отметить, что даже Алишан не отмечает, что Арев или Арегак были единственными названиями Солнца. Вернее всего предположить, что Арегак было наименование, тождественное Гору – Оку Ра. У древних армян, также как и у всех древних наций, Солнце имело несколько ипостасей. Таким образом, имя Арегакн или Арегак было лишь названием видимого Солнца. Возможно, этот древний корень был и в имени урартийской (биайнийской) Богини Арди. Относительно нее следует отметить, что она являлась Богиней Мусасира или Ардини, она, возможно, была ипостасью одной из верховных Богинь хурритского и урартского Пантеона.
Исходя из вышесказанного, можно ли смело утверждать, что Навасард, отмечаемый в августе, по сути, был приурочен и к Митраическим Мистериям? Трудно сказать, ибо эпохи между Навасардом Божественных Династий и Навасардом поздних эллинистических монархов разделяют тысячелетия. Когда же серьезный ученый говорит о древних празднествах, он непременно сталкивается с Астрологией и Астролатрией, но это не будет Астрология наших дней, известная нам лишь по неверно составленным гороскопам современных астрологов. Шумные игры и представления тех древних времен среди обычного народа, были всего лишь плотной завесой для черни. Посвященные знали две стороны Астрологии и Астрономии. С одной стороны, возможно, праздновалось поклонение Солнцу  в качестве его ипостаси Митры (Митра во Славе), с другой – поклонение Урану, покровителю Водолея, ибо это созвездие противоположно созвездию Льва. Следовательно, Митра, в астрологическом аспекте, объединяет Солнце-Льва с одной стороны, тогда как с другой – тайну  Урана и Водолея-Андрогина. Следует ли отсюда, что Навасард, в качестве праздника в Древней Армении, в целом, мог предшествовать празднеству в честь Андрогинных Богов Армении? На сей вопрос столь же трудно ответить, сколь трудно представить ныне все величие и славу Мистерий в Древней Армении. Ясно лишь то, что в своем тайном значении Митра являл собой Солнечный и Звездный Циклы. Отсюда, связь Митры с Кроносом – Сатурном  с одной стороны и с Варуной-Ураном – с другой.
Небезынтересно отметить, что Навасард был учрежден только после победы над Белом, а точнее – после торжественного Погребения Бела. Принимая во внимание принадлежность Бела к Лунной Династии, последние осколки которой погибли 11500-12000 лет назад, когда господствовала эпоха Льва, становится понятным, почему Хайк – наследник Солнечной Династии, Ариец в духовном и физическом аспектах, учреждает Навасард именно 11 августа, в период наивысшего влияния Созвездия Льва. Таким образом, Арийское господство в стране, которую потомки нарекут Хайком или Арменией в точности должно было соответствовать великим Звездным Циклам, отображенных в Циклах малых. 
Для более детального рассмотрения образа Митры в астрономическом и астролатрическом аспектах следует обратиться к гимнам Авесты.

10 Михр Яшт
IV
«12. Мы почитаем Митру...
13. Который самым первым
Из всех божеств небесных
Над Харою восходит
Перед бессмертным Солнцем,
Чьи лошади быстры,
И первым достигает
Прекрасных золотистых
Вершин, откуда видит
Он весь арийцев край.» <…>

XXIII
88. Мы почитаем Митру...
Которому молился
Лучистый, властный Хаома,
Целебный, златоглазый,
На высочайшем пике
Высоких гор Харати,
Зовущемся Хукарья <…>
90. Он первый жрец, что Хаому,
Расписанную звёздами
И созданную духом,
Вознёс к высокой Харати.
Сберёг Ахура-Мазда,
Бессмертные Святые,
Прекрасноликий облик,
К которому и Солнце,
Чьи лошади быстры,
Почтенье ощущает. <…>

XXXIV
142. Мы почитаем Митру...
Он, божество великое,
Творенья созидает
Святого Духа утром,
Когда он освещается
Луне подобно светлой.
143. И лик его сияет
Как Тиштрии-звезды.
«Я почитаю Митру,—
Сказал Ахура-Мазда,—
Чью колесницу водит
Прекраснейшая в мире,
Сверкающая Солнцем.
Почту я колесницу,
Что создал Дух Святой,
Расписанную звёздами
И созданную духом.
И помолюсь могучему
Всеведущему Митре,
Чьих мириад очей,
Которому не лгут!» <…> [10 Михр Яшт пер. Стеблин-Каменского].

В приведенном отрывке из «Михр Яшт» явно указаны асторлатрический и астрономический аспекты Митры, учитывая которые, на первый взгляд, трудно дать определение, с каким светилом соотносим был этот величайший из Богов Азии. Однако в одном из отрывков IV параграфа прямо указывается ближайшая к Солнцу планета – Меркурий, который и парсов и у армян носила имя Тир.

«12. Мы почитаем Митру...
13. Который самым первым
Из всех божеств небесных
Над Харою восходит
Перед бессмертным Солнцем,
Чьи лошади быстры,
И первым достигает
Прекрасных золотистых
Вершин, откуда видит
Он весь арийцев край.» <…>

<…> Над Харою восходит
Перед бессмертным Солнцем <…>

Хара – одно из названий Священной Горы или Горной Страны Богов. Древние знали, что ближайшая к Солнцу планета, это Меркурий. Таким образом, Митра не сколько само Солнце, а сколько страж его и носитель духовного Света Солнца. Вышеотмеченный отрывок показывает связь Митры и Тира, т.к. Меркурий являлся планетой Тира, из чего следует, что в глубокой древности между этими Богами не было явных различий, появившихся уже в Аршакидский период.

(Э. А. Мирзоян "Мистерии Древней Армении")


Иллюстрация автора (акварель, тушь). Ованнес или Оаннеш. Воплощение Бога Энки, являющийся из Морских глубин во Благо Мира. Именно Ованнес стал прообразом Ванатура, в честь кого и праздновался Навасард - Новый Сарос или Новый Цикл.


Рецензии