Перед сном

Тень лампы выбралась на стену,
Свет расплескала абы как.
Дивану капнув на колено,
Забрызгала слегка пиджак.

На вешале скучали брюки,
Но лампе было не до них:
К ней потянулись веток руки
Из заоконья чар ночных.

На скатерти - вальяжной пеной...
Под стулом - маской колдовской
Тень забавлялась, лишь о стену
Себя царапала тоской.

Разлив по комнате загадки,
Бродили тайны в неглиже...
И было время томно-сладким...
И чуть горчило на душе.

А небо чудо-огоньками
Сияло за моим окном.
Дышалость странными стихами...
И выдыхалось полусном.

11.02.2017

Краткий анализ стихотворения
Тема. Ночная атмосфера в комнате, ожившая в образах теней, света и предметов; переплетение реальности и фантазий, создающих загадочное, почти мистическое настроение.
Основная мысль. Через игру света и тени автор передаёт тонкое эмоциональное состояние — томную сладость момента, смешанную с лёгкой горечью и тоской. Мир предстаёт как пространство тайн, где обыденные предметы обретают символический смысл.
Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф, выстраивающих последовательную картину:
1;я строфа — начало «игры» света и тени в комнате;
2;я строфа — расширение пространства (окно, ветки за окном), взаимодействие внутреннего и внешнего миров;
3;я строфа — углубление образа тени, её «игра» и тоска;
4;я строфа — обобщение атмосферы («разлив загадок», «бродили тайны»), эмоциональное послевкусие;
5;я строфа — взгляд наружу (небо, огоньки), переход к внутреннему состоянию лирического героя («дышалость…», «выдыхалось полусном»).
Тип речи. Описание с элементами повествования и рассуждения (размышления о настроении момента).
Стиль речи. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, метафоричностью и звукописью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («тень», «свет», «тайны»);
местоимения («к ней», «их»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторение конструкций в начале строк);
семантические ассоциации (свет;;;тень;;;тайна;;;тоска).
Средства выразительности:
олицетворения («тень выбралась», «лампа расплескала», «ветки потянулись», «тень забавлялась»);
метафоры («вальяжная пена» на скатерти, «маска колдовская» под стулом, «разлив загадок», «бродили тайны в неглиже»);
эпитеты («томно;сладкое время», «чудо;огоньки»);
неологизмы/авторские образования («дышалость», «выдыхалось полусном») — создают ощущение зыбкости, полусна;
ассонанс и аллитерация (повторение звуков «л», «н», «с» придаёт тексту плавность, сонливость);
символика (тень, свет, окно, ночь — традиционные образы пограничья между реальностью и мечтой).
Общий эффект. Стихотворение создаёт атмосферу сновидческой реальности, где предметы оживают, а границы между внешним миром и внутренним состоянием лирического героя размываются. Настроение — меланхолически;завораживающее, с оттенком таинственности и тихой грусти.


Рецензии