Отшалил ли уже?

Отшалил ли уже... или что-то могу?
Я, уж, кажется, всем до оскомины сыт.
Даже пробы беру много лет на бегу...
Мало, что ли, у опыта всяческих сит?

Хоть бы раз мне увидеть удачи лицо...
Что ни встреча, то вижу один только хвост.
Но, зато, узнаю издали подлецов...
Вон, опять потянулся за властью прохвост.

Воды прежних потопов прокисли, поди...
Эвон, как изгаляется грех над бедой.
Где спаситель? Земля, если можешь, роди.
А не можешь - потоп не держи под уздой.

Отстучало сердечко величию гимн.
Скорость нового ритма сейчас на нуле.
Я забыл, отличался ли чем исполин
От удержанных праведностью в кабале?

О свободе наболтано - не перечесть.
Всё болтают ещё... и не видно конца.
Кто нибудь из высоких, подайте же весть,
Чья макушка годна для святого венца?

Жизнь, как видно, устала меня теребить.
Я дышу, говорю... жду чего - не пойму.
Пригодилась бы мне Ариаднова нить...
Ну не мне, так, быть может, другому кому.

Не хотел бы тонуть, а придётся, поди.
Воды в душу того и гляди протекут.
Хочешь в прятки, Спаситель, играть, так води...
Если что, буду там, где надежды закут.

11.02.2017

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Экзистенциальный кризис лирического героя: разочарование в жизни, поиск смысла, надежды и опоры в мире, где царят лицемерие, власть и грех. Сквозной мотив — ощущение тупика и жажда спасения.

2. Основная мысль
Человек истощён опытом и разочарованиями, не видит удачи и справедливости, но продолжает искать точку опоры — будь то личная надежда, высшая сила или путь для другого. Финал остаётся открытым: герой готов принять судьбу, но сохраняет робкую веру в «закут надежды».

3. Композиция
7 строф, каждая — законченный смысловой блок. Развитие:

1–2 строфы: усталость, разочарование, горькая мудрость.
3–4 строфы: обличение мира (грех, власть, отсутствие спасителя), кризис идентичности.
5–6 строфы: ирония над пустыми словами о свободе, вопрос к «высоким», ощущение бессмысленного ожидания.
7 строфа: принятие неизбежного, последняя надежда на спасение (обращение к Спасителю и образ «Ариадновой нити»).
4. Тип речи
Лирическое размышление с элементами обличения и молитвенного обращения.

5. Стиль речи
Художественный, с чертами философской лирики. Смешение разговорных интонаций («отшалил», «прохвост», «поди») и возвышенной лексики («исполин», «кабала», «закут надежды»).

6. Средства связи

Анафоры и повторы: «Хоть бы раз…», «Что ни встреча…», «Если что…».
Параллелизмы: «Отшалил ли уже…», «Отстучало сердечко…».
Местоимения и контекстные синонимы: «я» ; «другому», «Спаситель» ; «высокие».
Риторические вопросы и восклицания усиливают драматизм.
7. Средства выразительности

Метафоры: «воды прежних потопов прокисли», «отстучало сердечко величию гимн», «воды в душу протекут».
Эпитеты: «удержанных праведностью в кабале», «Ариаднова нить».
Олицетворения: «жизнь устала теребить», «грех изгаляется над бедой».
Антитезы: «лицо удачи» vs «хвост», «свобода» vs «кабала».
Библейские и мифологические аллюзии: Спаситель, Ариаднова нить, потоп.
Ирония: «О свободе наболтано — не перечесть».
Архаизмы и просторечия создают контраст между возвышенным и будничным.
Итог
Стихотворение передаёт глубокий внутренний разлад героя, его скептицизм и одновременно тягу к спасению. Образ «Ариадновой нити» и обращение к Спасителю оставляют лазейку для надежды, но общий тон остаётся трагически-рефлексивным.


Рецензии