Федорино горе и Цветик-семицветик

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эту статью я хотел разместить на "Самиздате", но поскольку там не восстанавливают мой пароль, по просьбе Маргариты размещаю здесь.

Классика детской литературы, как это уже доказано "Ю-Тубом" и "Живым Журналом", при внимательном пересмотре может иногда открыться с неожиданной стороны, и тогда без знака ":)", или ":)))", или даже ":D" не обойдетесь. Покажу на двух примерах, выделяя звездочкой комментарии.

Дисклеймер: все авторские права на оригинальные тексты принадлежат Корнею Чуковскому и Валентину Катаеву.

---

ЧАСТЬ 1. "ФЕДОРИНО ГОРЕ".

#1

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

*Это начало описания бегства вещей от бабы Федоры. Блестящий пример неорганизованного бегства – мало того, что нет конечной цели, еще и с первых строк разбегаются в разных направлениях. В мультиках, конечно, не так, но их не рассматриваем.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

*Вот, уже и третье направление… И народу на улице, конечно, по барабану? Или вся деревня заброшена и Федора там одна? 1926 год вообще-то, так что НЕ ВЕРЮ!

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.

*Сколько надо топоров, чтобы они «так и сыпались»? И откуда у Федоры столько – она производством топоров зарабатывает?

Испугалася коза,
Растопырила глаза…

*Растопырила? ГЛАЗА?

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

*Коза – «мисс Экспозиция».

#2

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

*Испуга козы маловато для того, чтобы поставить тут «НО».

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

*Опять по улице? И с таким криком? Народ на улице дрожал конкретно. :)

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

*А утюг, что ли, хотел, чтобы она удержалась?

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...

*«Отстань, противный!» - сказал бы кофейник, если бы ему дали роль со словами. :)))

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

*Ровно 33 утюга. :)

А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
  Вдоль по улице несутся -
  Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.

*Как будет известно в #4, вещи получили от Федоры немалый урон. И теперь они наносят урон друг другу? Почему блюдца не изгнаны из коллектива?

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

*Сковорода – единственная вещь со здравым смыслом. Остальные о конечной цели вообще не думают. :)

  А за нею вилки,
  Рюмки да бутылки,
  Чашки да ложки
  Скачут по дорожке.

*Сито по полям, корыто по лугам, а эти, значит, по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

*Как самовар стоит на столе, все знают. Но вот как он там СИДИТ? :)

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

*Психическая атака, которой последняя вещь прикрывает отступление. :)

#3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

*Скачущая бабушка.

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

*Эти были среди первых, корыто уже по лугам скакало… Похоже, автор их чисто для рифмы вернул из авангарда в арьергард. :)

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

*Они же первыми заплачут «Не лучше ль вернуться?» Почему вообще именно блюдца стали «крайними»? Да потому, что они с нужными словами рифмуются. :)))

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты…

*Автор видел котов, бегающих с расфуфыренными хвостами? ;)

Побежали во всю прыть,
Чтоб посуду воротить…

*А где они были РАНЬШЕ???

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

*Шансов ноль, зато хозяйка видит: звери при деле!

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

*Ну да, конечно, в поле пропасть гораздо легче, чем в канаве или в болоте…

#4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

*Еще одна «мисс Экспозиция», а курица она, потому что кто еще может сказать «Куда?» Представляется ответ сковороды: «Курица, не поверишь, я их об этом же спрашивала, и ноль реакции!» :)))

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

*Курица знает, о какой конкретно бабе идет речь? Ну, если Федора там единственная… или по крайней мере единственная баба…

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

*Это не для персонажей, а для аудитории.

«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты…

*ШШШТО?! Вы серьезно думаете, что Федора такой неадекват – свои вещи бьет, ломает и обливает помоями? Похоже, часть вещей не из дома сбежала, а с ближайшей помойки. :)

Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат…

*И что, кадушка и ушат оставили в себе этих животных как вещдок? :) А те, главное, остались – представьте себе их состояние… :)
(Если продолжать ряд: «Загляни-ка ты в корыто – там увидишь троглодита, загляни-ка ты в кувшин – там уже завелся джинн, загляни-ка ты в себя – там овечка бя-бя-бя, загляни-ка ты в горшок – там для рифмы петушок»).

Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

*Вообще-то «гуляем» - это «уходим из дома, чтобы где-нибудь походить и вернуться», что не вяжется с установкой «не воротимся».


#5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.

*Гулять по полям/болотам/лугам надоело.

А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.

*Женский роман. :)

Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.

*Плакала, сидя на печке – хотела сесть за стол. (В #7 раскрывается, что печка не уходила).

Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!

*Федора, а это мысль, пойди и поищи!

И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.

*Почему тараканы остались? Очевидно, ушли не те вещи, в которых хранился запас продовольствия. :) И кстати, ГДЕ КОТЫ???

Ой, горе Федоре,
Горе!

*Горе побежденным! :)

#6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

*Лесочком бежать тоже надоело.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

*Ну посадите вы его на стол, что вы как эти!

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

*Можно было бы сказать «Чья бы корова мычала…», если бы не только они рифмовались с нужным словом. :)

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

*Вообще-то оно уже давно разбито… только сейчас дошло. :)))

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

*Кульминация.

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

*Наскакалась. :) Тёмный бор – это, кстати, лесочек из #5. Для кого лесочек, а для кого и…

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.

*А без чуда она добрей бы не стала? Чудо случилося скорее в том, что она их догнала! :)

Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

*Тихо – чтобы не заметили, тихую – чтобы не услышали. Но смысл-то в том, чтобы ее УСЛЫШАЛИ!

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!

*Сковорода была одна, в пути размножилась? :)))

Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!

*Особенно кочерга и корыто. :)))

А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

*Прусаки – это у нее те тараканы, которые не поганые. :))) А пауки откуда, если еще в #5 были одни тараканы?

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

*БЛЮДЦА!!! Если вы еще раз рты откроете…

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

*Мнение утюгов решающее. 33 голоса :) и к тому же лишены слова кочерга и корыто, которым в #3 доверили слово для протеста. Они, кстати, вернулись? Про это не сказано. :)

#7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

*Федора – постаревшая диснеевская принцесса? :) Нет, конечно, в 1926 году тех еще не было, но архетип тот же – сила поцелуев восстанавливает разрушенное, и в конце вся посуда целая.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

*Одежда, еда и печка – следующие на очереди по бегству. :)))

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

*Они не знали, что одежде, еде и печке теперь достанется вдвое… :)))

  Полетели,
  Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь…

*КАСТРЮЛИ?!!

Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

*Кастрюли, вы чё?! Вы чё, кастрюли?!!

А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

*Архетип «вещь работает без хозяина, когда хозяин с вещью не справляется». :)

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

*ОПЯТЬ ВЫ?!! Вы еще свое получите за прошлое и за стаканы… а, ладно, проехали. Придется оставить, раз только вы с нужными словами рифмуетесь.

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
  Самовар стоит,
  Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
  «Я Федорушку прощаю,
  Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

*Это чай, в смысле, кушай? Блины и пироги в функцию самовара не входят… хотя и КАСТРЮЛЬ, правда, тоже… но все-таки главный неразрешенный вопрос – ГДЕ КОТЫ???

---

ЧАСТЬ 2. "ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК"

Жила девочка Женя.
*Жила, но не была. Интересное начало. :)

Однажды послала её мама в магазин за баранками.
*Как в зимний лес за подснежниками. :)

Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином - для папы, две баранки с маком - для мамы, две баранки с сахаром - для себя и одну маленькую розовую баранку - для братика Павлика.
*Женя выбирала ДОЛГО и СО ВКУСОМ.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие.
*И не почувствовала рывок? Что у Жени с органами чувств? В мультиках исправлено.

Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
*Мочалка? Автор, Женя в магазин с мочалкой пошла или там попросила: «Пожалуйста, свяжите мне баранки мочалкой – так интереснее»? Мойдодыр в глубоком шоке.

- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.
*Это сколько девочке лет? Четыре или три?

 Видит - место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
*Во всех подробностях, с вещдоком в виде мочалки.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет…
*…пожелала коммунизм…

…но зато растет у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он все может.
*А как она об этом узнала? Она что, может управлять цветиком-семицветиком без отрывания лепестков? Или он у нее был не один?

Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
*Ага, он такое устроит… далее везде. В мультиках этих слов, естественно, нет в помине.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
*Если цветик-семицветик действительно «все может», он должен исполнить свое желание как растения – не дать сорвать себя с грядки!

- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь.
*Старушка, ты чё? Ты это в третий раз уже повторяешь!

 Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то и то-то!
И это тотчас сделается.

*Заклинание напрочь лишено логики, скорее оно создает ритм и вызывает какого-нибудь Хоттабыча, который желания и исполняет. Скоро будет видно, что это неправильный Хоттабыч и он исполняет не те желания. :)

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой.
*Ага, здесь и не такое забудешь.

Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
*Штамп. За калиткой было старое заброшенное кладбище. :)

Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
*Она его в руках держит. Как она про него забыла?

- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
*Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
*Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!
*На той же самой мочалке. :)

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
*Она быстро опомнится и поймет, что его непременно надо держать в кармане. :)

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.
*Небольшая не только ростом. :) Кстати, у автора ни слова о том, что мама уже ушла на кухню.

 В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.
*Вообще-то «потянулась» не значит «взяла в руки». В мультиках исправлено.

- Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! - закричала мама из кухни. - Не мою ли самую любимую вазочку?
*У мамы бзик насчет этой вазочки. :) И при этом она спокойно держит ее на верхней полке, откуда дети (а их двое) спокойно могут ее уронить. Такая своеобразная мама. :)

- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя…
*…и мама сразу поняла, что ВАЗОЧКА точно в опасности!

 …а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.
*Не успела сказать? Вывод: заклинание не главное, Хоттабыч сам соображает. :)

Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте.
*Это сколько мама бежала из кухни, что и последней фразы не услышала? Или Хоттабыч на нее вдобавок замедление навел?

Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем…
*Такая своеобразная мама. :) Как будто Женя не могла разбить чего-то другого и спрятать осколки. Главное – ВАЗОЧКА!

…и послала ее гулять во двор.
*Мама старается под любым предлогом удалить Женю из дома. Шерлок Холмс насторожился. :)

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем. (…)
*Пропускаем диалог, в котором Женя их ДОЛГО и СО ВКУСОМ доставала. :)

- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!
*Это каким пальцем его тогда показывали?

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.
*Это неправильный Хоттабыч и он исполняет не те желания! :) Женя не просила его делать ничего из этого!

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
*С таким морозом она должна была тут же умереть. Хоттабыч поставил защиту от холода и заказчице, и цветику-семицветику?

- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.
*Нет, не защиту от холода – скорее временное бессмертие. :)

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий - в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой - самый большой.
*Автор, ты чё? Медведь в берете?! Медведь рябой?! Или Хоттабыч уже успел над ними поприкалываться? Поэтому пятый и помятый? :)))

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:
- Ну и где же твой Северный полюс?
- Я там была.
- Мы не видели. Докажи!
- Смотрите - у меня еще висит сосулька.
- Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
*Они и телепорт туда-обратно не заметили? Впрочем, это обычная практика Хоттабыча – свидетелям стирать память?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками.
*Мальчики и девочки честно поделили территорию. :)

Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка… (…) Взяла Женю досада.
*А чё она не взяла что-нибудь свое, когда пошла гулять? У нее ни одной своей игрушки не было? НЕ ВЕРЮ!

Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
*Опа… И нигде потом не будет сказано, что глаза изменили цвет обратно. Маму ожидает сюрприз. :)

«Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»
*Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много…
*Это неправильный Хоттабыч и он исполняет не те желания! :) Она просила право собственности на игрушки, а не телепорт игрушек к себе!

…что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади.
*Далее будет ОЧЕНЬ большой фрагмент, который можно и пропустить до комментария.

Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась.
Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. - Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Кончились советские, начались американские. Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.
*Кирдык Москве и большинству игрушек, которые были жестоко раздавлены сверху лежащими. :)

Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней.
*А с балкона на чердак – это как? У нее там веревка висела или она залезла по этим самым игрушкам?

Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.
*Автор, а ничего, что не все игрушки прилетели из магазинов, а некоторые все-таки были у хозяев, а?

И тотчас все игрушки исчезли.
*Вместе с последствиями мировой катастрофы и памятью об этом у всех жителей Советского Союза. :)

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
*...И пожелаю УДОВОЛЬСТВИЯ? Нет, так Женя бы не сообразила.

Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет... Лучше сделаю так… (далее мечты, мечты, мечты…) …Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
*Нет, и так Женя бы не сообразила. Это не ход мышления ребенка! Женя не Алиса, ей не семь, а гораздо меньше! В мультиках исправлено.

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
*А мальчик в это время с жутким страхом смотрел, как незнакомая девочка с глазами, желтыми, как у козы, и с рукой в кармане медленно подходит, приближает свое лицо к его лицу и таращится в его глаза…

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
*А что уродливого в башмаке на очень толстой подошве? Или фишка в том, что Женя ВТОРОЙ ноги не увидела? :)

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
*Витя в который раз повторяет подслушанную пафосную фразу. :)

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя…
*«Мальчик»? Могла бы и по имени назвать – ты его уже знаешь!

…и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья…
*Романтика меняет ритуалы. :)

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи…
*Даже не сняв башмаки на очень толстой подошве. В мультиках исправлено – у него там костыли, и он их бросает.

…стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
*В мультиках тоже исправлено – там она его все-таки ДОГОНЯЕТ! :)
*А Хоттабыч опять делает то, за что его неминуемо ждет бутылка. Вселение уверенности, что желание исполнено, не входит в само желание. Ой, ждет его бутылка – Женя два желания потратила, чтобы не свои ошибки исправить, а его. :) Впрочем, дальше уже тема для деконструкции, которая уже для взрослых. :)

---

ЧАСТЬ 3. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК (ДЕКОНСТРУКЦИЯ).

*Предупреждение: в отличие от первых двух частей, здесь не будет юмора, здесь всё очень мрачно. Можете читать дальше, на свой страх и риск. Я вас предупредил. *no_smile*

Жила девочка Женя.
*Женя и Павлик – это дети самого автора. Но автор выставляет Женю в своих сказочках в таком неприглядном виде, что прошедшее время необходимо как мысль «это в прошлом». Более того, Женя в обеих сказочках (есть еще «Дудочка и кувшинчик») явно неадекватна.

Однажды послала её мама в магазин за баранками.
*Для Жени это серьезное испытание.

Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином - для папы, две баранки с маком - для мамы, две баранки с сахаром - для себя и одну маленькую розовую баранку - для братика Павлика.
*Такое внимание к деталям может указывать на глубокий аутизм. Возможно, синдром Аспергера. С осложнениями.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие.
*И не почувствовала рывок. Потому что живет в своем мире.

Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
*Баранки, связанные мочалкой, сюда вписываются.

- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.
*А была ли собака? Может быть, это просто олицетворение страха, это ОНО (по Фрейду противопоставленное Я и СВЕРХ-Я), которое может наполнить жизнь дискомфортом. В таком случае и баранки только в восприятии Жени стали «что-то чересчур легкие», и не было никакой их утраты.

Видит - место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.
*И вот тут начинается первая галлюцинация.

Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
*В реальности это была просто ромашка. Но белый цвет ромашки в расстроенном сознании девочки разлагается на семь цветов радуги.

- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то и то-то!
И это тотчас сделается.
*Заклинание явно неадекватно, в нем нет никакой логики. Но в подобных видениях все кажется естественным.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой.
*Здесь снова проявляет себя ОНО – страх потеряться.

Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.
*Женя возвращается в реальность.

Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!

Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!
*Если булочная была за углом, а все это время Женя, возвращаясь домой, переживала виртуальность в голове, то все логично.

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
*Маме не стоило держать хрупкие предметы в открытом доступе. Это ее ляп, а не Жени.

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.
*Синдром Аспергера, который включает в себя и физическую неуклюжесть.

- Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! - закричала мама из кухни. - Не мою ли самую любимую вазочку?
- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
*Деконструкция в чистом виде: мама прибежала из кухни быстро и слышала все, что Женя бормочет над осколками вазочки и над своей ромашкой. Ну что тут сделаешь? Ругать не будешь – не поймет. Впрочем, дальше мама делает еще одну ошибку: отпускает ее одну во двор. «Сил нет с ней дома».

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
- Значит, не принимаете?
- Не принимаем. Уходи!
- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!
*Один из признаков синдрома Аспергера – навязчивость и настойчивость. Примерно то же, что проявляется у Маленького принца. Нереализованное переходит в подсознательное, и Женю во второй раз «накрывает».

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.
*Это снова ОНО. ОНО не берет меня играть, ОНО меня обижает!

Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.
*ОНО неумолимо, перед ним бесполезно плакать. Конечно, Женя бы не замерзла – она оставалась на дворе и все это было у нее в голове.

А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий - в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой - самый большой.
*ОНО вызывает страх смерти и крик отчаяния.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются…
*Возвращение в реальность. Неудивительно, что над таким ребенком смеются.

- Ну и где же твой Северный полюс?
- Я там была.
- Мы не видели. Докажи!
*Естественно, они не видели. Они видели, как она шаталась по двору и орала, сначала, что замерзает, а потом, еще громче, что-то про лепесток.

- Смотрите - у меня еще висит сосулька.
- Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками.
*Естественно, без разрешения. Детская логика: «к другому отношению – на другой двор».

 Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
«Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»
*Нормальная детская зависть. Глаза желтеют не столько от зависти, сколько от того, что ее сейчас опять «накроет».

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась.
Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
*ОНО становится стихийным бедствием. ОНО уничтожает все. ОНО превращает желание «Я» в новые страхи.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. - Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...
*Девочки во дворе шарахнулись от нее и ничего не поняли.

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Кончились советские, начались американские. Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу…
*В таком состоянии дети с аутизмом залезают и на телевышки.

…поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.

И тотчас все игрушки исчезли.
*Вернее, Женя вернулась в реальность.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу…
*Жаль, что не сказано, как она с крыши слезла.

…идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет...
*В первом мультике (1948) прямо показано, как ее в очередной раз «накрывает» и все желаемые предметы у нее перед глазами, так что она и не видит, куда идет. Правдоподобно.

 Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
*Да, это явно синдром Аспергера, а не синдром Каннера – Женя не только спокойно смотрит глаза в глаза, но и невероятно внимательна к деталям. Здесь галлюцинации первого персонажа проходят, хотя бы потому, что надо показать второго. У которого зрачки явно расширены.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
*У Вити может не быть аутизма, но едва ли он хромой – скорее у него ВСД. А при сосудистой дистонии каждый может легко придумать аргумент, по которому чего-то не может.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
*Это типичное для ВСД (или для аутизма) желание «ОСТАВЬТЕ МЕНЯ ВСЕ!»

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
*Психотерапия. Мальчик этого возраста может поверить в чудо и попробовать – и начать бегать. А что у него башмаки уродливы и на очень толстой подошве – это Жене могло так показаться, потому что так она воспринимает слово «хромой». С ВСД можно бегать очень и очень быстро, но для этого нужно избавиться от внутренних страхов.

---

НАПОСЛЕДОК: Такой же разбор, как в первых двух частях, я делал и на книгу Волкова "Волшебник Изумрудного города", но это уже оставляю на будущее. А вообще он в Интернете уже опубликован.

Надеюсь, что-то из этого вам понравится. :)


Рецензии
Мне приглянулось твоё внимание, Владимир,
где главную роль играет рифма, а не смысл.
Молодец, умница!
Спасибо!

Василий Ешкун   27.07.2017 10:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.