В январе
Не истощила свой запас.
Красуясь, миру напоказ,
Ажур заснеженного сада,
К лицу морозу-бунтарю.
И розовеет снег под вечер,
Не то стыдливостью расцвечен,
Не то любовью к январю...
А по ночам крепчает силой
Морозный воздух на дворе.
Он знатен в нынешней поре,
А сны волшебны и красивы.
То подан будет кем-то знак,
То предсказание прольётся
Из предрассветного колодца
Выталкиваясь так и сяк.
А то,ещё, с метелью в паре
Вдруг замечтается взапой,
Когда побыть самой собой
Бессонье случаем одарит.
Не наряжать лицо, спеша,
Дежурной маской с благодушьем...
И вести Божьей ждать о лучшем...
И знать, всё вынесет душа.
06.02.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема. Изображение январской природы и внутренних переживаний лирического героя; переплетение зимнего пейзажа и душевного состояния.
Основная мысль. Красота зимней поры (с её контрастами — от бравады до тихой задумчивости) резонирует с внутренним миром человека, даруя ему покой, мечты и веру в лучшее. Природа и душа пребывают в гармоничном единстве.
Композиция. Три строфы, выстраивающие многослойный образ:
1;я строфа — внешний пейзаж: заснеженный сад, румянец снега, образ «мороза;бунтаря».
2;я строфа — переход к ночному времени: крепчающий мороз, волшебные сны, таинственные знаки и предсказания.
3;я строфа — внутренний план: мечтательность, бессонница, отказ от «дежурной маски», ожидание вести и уверенность в силе души.
Тип речи. Описание (зимний пейзаж) + рассуждение/размышление (внутренние переживания).
Стиль речи. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью и лиричностью.
Средства связи предложений:
лексические повторы («мороз», «снег», «январю»);
местоимения и указатели («то… то…», «а то…»);
синтаксический параллелизм и анафора («А по ночам…», «А то…»);
союзы и частицы («и», «а», «то», «не то… не то…»).
Средства выразительности:
эпитеты: «январская бравада», «ажур заснеженного сада», «морозный воздух», «волшебны и красивы» (сны);
метафоры: «ажур заснеженного сада», «предсказание прольётся / Из предрассветного колодца», «вести Божьей ждать»;
олицетворение: «мороз;бунтарь», «бессонье случаем одарит»;
сравнения и сопоставления: «не то стыдливостью расцвечен, / Не то любовью к январю»;
антитеза: внешняя «бравада» января — тихая мечтательность бессонницы; «дежурная маска» — желание «побыть самой собой»;
инверсия: «Не истощила свой запас», «Красуясь, миру напоказ»;
поэтическая звукопись (аллитерации на с, з, р, л создают ощущение хруста, холода, шепота ночи).
Итог: стихотворение создаёт целостный образ январской поры как времени внешней строгости и внутренней просветлённости. Через пейзажные детали и тонкие психологические наблюдения автор передаёт состояние умиротворённого ожидания, веры и душевной стойкости.
Свидетельство о публикации №117020605536