Ностальгическая бесонница -Поэтическая миниатюра
Снова ночь перепрятала сон в кладовой надземелья. Не найду и следа к бедолаге, а ждёт, ведь, поди. А бессонница преподнесла приворотного зелья, сговорившись о времени ночи с сердечком в груди. У окошка старинные ходики шаркают тихо... на полу от фонарных поблажек вольготно теням... и тоской одиночества вымарал вздох колонтитул виртуальностью сверстанных памятью книг для меня.
Почему-то всплывают видения юности давней, где из детства ещё не потерян наивный восторг... где и спать не хотелось совсем в ожиданьях свиданий... и от грубых повадок обманов мой вдох не прогорк. Вот дорога домой мимо сада соседского дома... вот тропинка в поля, средь высокой травы вдоль плетня. И не видно совсем, кем беспечное счастье ведомо, но понятно, что нет одиночества возле меня.
Захотелось безумно прижаться немедленно к маме... и почувствовать нежной ладони тепло на спине. Ах, как время летит! Иногда, поцеловано снами, вместе с юностью детство приходит ночами ко мне. Жаль, уже не попасть на качели того полустанка, где любовь оказалась впервые честнее меня. На душе остаётся болеть незажившая ранка... по ночам кровоточа , открывшись и сильно садня.
Отпустить бы реальность в полёт за потерянной сказкой, что, когда-то давно омывала мне чудом глаза. Где все беды гнала неподкупная мамина ласка... где никто мне ещё силы грубости не показал. Пробежаться бы вновь по тропинке в поля без оглядки... надышаться бы волей не знать ничего о беде. И, вернувшись, исправить в реальности все неполадки, от которых сейчас не могу я ходить по воде.
05.02.2017
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Ностальгия по ушедшему детству и юности, тоска по утраченной чистоте чувств, материнской заботе и беззаботному счастью. Параллельно — осмысление необратимости времени и боли невылеченных душевных ран.
2. Основная мысль
Взрослая жизнь приносит разочарования и одиночество, но память о детстве и материнской любви остаётся источником тепла и надежды. Лирический герой мечтает вернуться в прошлое, чтобы исправить ошибки и вновь ощутить первозданную радость бытия.
3. Композиция
Стихотворение состоит из 5 строф, выстраивающих смысловую арку:
1;я строфа: метафорический образ «захмелевшего заката» задаёт тон тоски и растерянности.
2;я строфа: мотив бессонницы и одиночества, усиливающий ощущение отчуждённости.
3;я строфа: воспоминание о юности как о времени невинности и восторга.
4;я строфа: острая тоска по матери и осознание безвозвратности прошлого.
5;я строфа: мечта о возвращении в «потерянную сказку» и попытке исправить реальность.
Кольцевая композиция: начало и конец связаны мотивом стремления к утраченному счастью.
4. Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами описания (пейзажи, детали прошлого) и повествования (воспоминания о конкретных сценах).
5. Стиль
Художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской. Преобладает поэтическая образность, характерная для лирики.
6. Средства связи предложений
Лексические повторы: «детство», «юность», «память», «боль».
Местоимения: «мне», «я», «мой» (усиливают личностный характер исповеди).
Синтаксический параллелизм: «Захотелось безумно прижаться…», «Пробежаться бы вновь…».
Анафора: «Где все беды гнала…», «Где никто мне ещё…».
7. Средства выразительности
Метафоры:
«захмелевший закат» (олицетворение, передающее состояние угасания и смятения);
«приворотное зелье» (бессонница как магический напиток, лишающий покоя);
«незажившая ранка… по ночам кровоточа» (образ душевной боли).
Эпитеты:
«бездонная звёздная небыль» (таинственность ночного неба);
«наивный восторг» (чистота детских чувств);
«неподкупная мамина ласка» (безусловная любовь).
Сравнения:
«жизнь земную свою над опалою лет пронести» (метафорическое преодоление времени).
Олицетворения:
«ночь перепрятала сон»;
«ходики шаркают тихо».
Гипербола:
«не могу я ходить по воде» (символ невозможности преодолеть жизненные трудности).
Символика:
«качели полустанка» — утраченная невинность;
«тропинка в поля» — путь к свободе и гармонии.
8. Настроение
Грустное, ностальгическое, с проблесками светлой тоски. Тональность колеблется от отчаяния («не могу я ходить по воде») до тихой надежды («детство приходит ночами ко мне»).
9. Ритмика и звучание
Свободный ритм, близкий к верлибру, но с элементами рифмы (например, «поля — мешая», «небыль — пути»). Интонация исповедальная, с паузами, подчёркивающими раздумья.
10. Ключевые мотивы
Время и его необратимость;
Память как мост в прошлое;
Материнская любовь как убежище;
Одиночество и поиск утешения;
Мечта о возвращении к истокам.
Свидетельство о публикации №117020500944