О максимализме

   Знаете, мне всегда было смешно слышать от людей, считающих себя умудрёнными жизненным опытом, их по-отечески снисходительные характеристики чьих-то взглядов  как проявления юношеского максимализма.
   При этом приписка «юношеский» должна демонстрировать, во-первых, незрелость таких взглядов, и, во-вторых, их кратковременность. И если юношеству максимализм простителен, то для тех, чья юность прошла, максимализм становится признаком задержки развития или попросту патологического скудоумия, неспособности видеть какие-либо цвета, кроме чёрного и белого, как любят говорить умудрённые опытом.
   Что в действительности стоит за всеми этими снисходительными характеристиками в адрес максимализма?
   Максимализм очень много требует от человека. Он требует, прежде всего, чрезвычайно активной позиции по отношению к происходящему, он требует чёткого её формулирования и последовательного отстаивания. Он требует чётко определить зло и бороться с ним всеми доступными способами.
   Большинство людей просто не в силах этого сделать. Они знают о существовании зла, но всеми силами своих слабых сердец надеются, что им удастся его избежать.
Для того, чтобы не портить себе настроение, они предпочитают не говорить о зле и хотели бы вовсе не слышать о нём.
   Их удел – это прятки и закрывание глаз. Объявление войны – это не для них. Непримиримость им не по зубам.
   Очевидно, что борьба требует не только большого количества внутренних сил, но и готовности отстаивать свои взгляды, несмотря ни на какие лишения и опасности.
Именно поэтому так называемый максимализм не по зубам большинству людей – их крепко держит за горло инстинкт самосохранения.
   Вместе с тем, на свете нет ничего более презренного, чем этот инстинкт.
В дихотомии раба и свободного инстинкт самосохранения всегда доминировал у раба, который смерти предпочитал рабство. Свободный же, напротив, рабству предпочитал смерть.
   Человека как существо, неизмеримо превосходящее остальных животных, характеризует развитое абстрактное мышление, которое позволяет ему создавать идеалы и ценить их выше собственного блага и даже собственной жизни.
   Раб же привязан к чувственному восприятию действительности: его задача – это испытать приятные переживания и избежать неприятных.
   Поэтому когда вы в очередной раз будете свысока рассуждать о максимализме, задумайтесь: не есть ли причина вашей умеренности в вашем бессилии?


Рецензии