Кавказский князь Григорий Саркисов

                Семейные хроники

1.

(Несколько  штрихов  к портрету  артиста)

   Человек начинается с детства… Этот постулат не требует доказательств, лишь в очередной раз подтверждая известную истину.
Мальчик рос в атмосфере уважительного отношения к русскому языку, национальной и мировой культуры, серьезных нравственных ориентиров. Конечно, родителей не выбирают, но Григорию Саркисову счастливо повезло, что его мама – известный в городе онколог Марина Гургеновна Саркисова, смогла одарить сына не только своей безграничной материнской любовью, но сумела ненавязчиво вложить в него те культурные ценности и моральные принципы, без которых человек как личность будет ущербным.
   Всю жизнь проработав в онкологии, буквально вытаскивая людей с того света, Марина Гургеновна через всю жизнь пронесла огромную любовь к театру. Она из тех, про которых говорят «профессиональный зритель», потому что прекрасно разбирается в хитросплетениях театрального искусства, хорошо знает историю развития театра, в курсе всех столичных премьер и событий. Так сложилось в ее жизни, что не смогла она пойти против воли матери и … поступила в медицинский, пойдя по материнским стопам. Ее мама – военврач, прошла войну. Однажды, слушая по российскому радио передачу о русском языке, Марина Гургеновна дозвонилась на центральное радио и, как рядовой слушатель, высказалась по проблеме, чем привела в восторг столичных журналистов глубиной понимания вопроса и безупречно-грамотным владением русским языком.
   Когда родился сын, то всю свою страсть к театру и музыке мама передала мальчику, хотя не сразу он пошел в артисты, пытаясь обмануть судьбу.
   Первой увидела одаренность ребёнка учитель школы № 44 Галина Евгеньевна Майровская, у которой учился Гриша. Она же поставила в литературной гостиной при школе «Сказку про Федота» Леонида Филатова, постановка которой попала на рязанское телевидение. Про Григория заговорили как про человека безусловно талантливого.
   Ему нравилось учиться, хотя никогда он не был «удобным» учеником. Будучи заядлым книгочеем и до самозабвения любя литературу, мог получить по сочинению «пару», потому что его видение проблемы или хрестоматийного образа выходило за рамки традиционной концепции понимания. Но писать сочинения «как надо» Григорий не мог: слишком тесно и скучно ему было в прокрустовом ложе литературоведения. Параллельно общеобразовательной школе окончил он и музыкальную по классу флейты.
   Ему нравилось работать с детьми, и два года в школе он добросовестно и активно занимался вожатской работой. Учителя агитировали поступать в педагогический, тем более что школа много лет сотрудничала с педвузом. А Григорий поступил в школу МВД, чтобы в дальнейшем посвятить себя работе с трудными подростками. Он, выросший в рафинированной интеллигентной семье, даже представить себе не мог, что столкнется в ВУЗе с такой дедовщиной, противостоять которой у него не хватит сил. Воспитанный на высоких гуманистических принципах, он не мог себе позволить поднять на кого-то руку. Даже для самозащиты. Сейчас мама вспоминает год учебы в высшей милицейской школе как страшный сон. «Я бегала на КПП перед работой посмотреть, жив ли мой сын»,- говорит она. Хорошо, что встретился на его пути преподаватель философии, который посоветовал ему: «Беги отсюда, пока цел. Ты же артист!»
   А потом состоялась встреча Григория Саркисова с народной артисткой России Зоей Васильевной Беловой. Прослушав Гришу, она сказала маме: «Ваш сын создан для сцены. Не стойте на его пути». В итоге Григорий Саркисов благополучно окончил Ярославский театральный институт по специальности «артист театра и кино» и сейчас работает в Рязанском областном театре драмы.
  Он действительно создан для сцены, потому что кроме таланта еще и очень фактурен: завидный, почти двухметровый рост в сочетании с колоритной внешностью притягивают взоры зрители именно к нему, даже если у Саркисова в спектакле небольшая роль. В школе учителя звали его «кавказским князем», столько в нем было неподдельной стати и природного достоинства. Наверное, поэтому ему подходят костюмные роли, потому что он очень органичен в костюме, который сидит на нем естественно и свободно. Умение носить на сцене костюм прошлых эпох – целая наука. У многих в памяти тот незабываемый концерт Татьяны Атавиной в камерном зале, который вел Григорий Саркисов. Природное обаяние, красивая и грамотная сценическая речь, владение музыкальным материалом не оставили его фигуру незамеченной, а концерту присутствие артиста придало еще и тонкого восточного колорита.
   Режиссер Марина Есенина, недолго проработавшая в Рязани,а теперь снова вернувшаяся в наш город, высоко ценила актерское дарование Григория Саркисова и давала ему полную творческую свободу в работе над образом. Поставленная ею «Игра любви и случая» получила высокую оценку Марка Захарова, и этот спектакль был приглашен на Международный театральный фестиваль в Южную Корею. К слову сказать, в этом спектакле Григорию Саркисову пригодилось и его умение играть на флейте, он не пользовался фонограммой, а играл на инструменте сам.
   Принц в «Золушке», поставленной Мариной Есениной – одна из несомненных удач артиста. Сказочно красив, как и подобает принцу, Григорий Саркисов увеличил этой ролью число своих и без того многочисленных поклонниц.
   Когда Саркисов сыграл маленькую роль в «Слуге двух господ», то московский критик, побывавший на премьере, заметил, что «этот актер своей крошечной ролью переиграл всех».
   Те, кто знают Григория Саркисова с детства, отмечают его природную застенчивость и скромность – качества, пожалуй, редкие в актерском характере. И еще – он словно опровергает общее мнение о том, что театр – террариум единомышленников, потому что обладает на редкость счастливым даром – умением искренне радоваться успехам коллег. Он совершенно лишен той злой творческой зависти, о которой, как о неизменном приложении к профессии, пишут в своих мемуарах известные артисты. Григорий Саркисов не стесняется дружить с рабочими сцены, монтировщиками, осветителями, справедливо полагая, что их скромный труд –совершенно необходимая составляющая большого дома, имя которому – Театр.
 Имеющий в природе своей восточные корни, Григорий Саркисов генетически унаследовал благоговейно-трепетное отношение к старикам и женщине, свойственное в большей степени восточной культуре. Он неуютно чувствует себя среди повсеместного хамства и разнузданности, скрываясь от этого, как в скорлупе, в своем глубоком и духовно богатом мире, который подарила ему семья. Ему, безусловно, трудно оттого, что на хамство он не может ответить хамством, но и опускаться до такого уровня ему не позволяет его природа.
Григорий Саркисов – актер, чрезвычайно требовательный к себе на сцене. Муки творчества ему известны хорошо. И бессонные ночи, когда роль, что называется, не идет. Он скрупулезен в работе над характером, ему важно для себя открыть и понять того человека, которого он хочет явить зрителю.
   Красивый артист на сцене – большая редкость. Если он еще и талантлив, это – редкость вдвойне. Ему не нужен грим, потому что сама природа позаботилась о его сценическом облике. И думается, что проходить мимо такого артиста в театре все же не следует. К счастью, мировой сценический репертуар имеет массу возможностей, чтобы дать возможность Григорию Саркисову достойно проявить себя на сцене. Его актерское дарование высоко ценят и Зоя Белова, и Людмила Коршунова, а эти отзывы – дорогого стоят. А еще он прекрасно поет, что для драматического артиста совсем не лишнее качество.
   Воспитанный на хорошей классической литературе, Григорий Саркисов готовит в свободное время серьезные чтецкие программы по поэзии Серебряного века, в которых его дарование в сочетании с изысканной музыкой еще явят зрителям новые грани его таланта.


                Специально для "Новой газеты". 2008 год


2.


Метастазы души
http://www.stihi.ru/2016/04/10/4125

Знакомтесь: врач Марина Саркисова


Рецензии
Оленька, очень приятно читать твои журналистские эссе. Столько любви у тебя к человеку, к его таланту! Здорово!

А в Рязанском театре я бывала. Он такой красивый и такой маленький, как будто игрушечный. Могу себе представить этого двухметрового восточного красавца на этой сцене... Класс!

Ирина Анташко   04.02.2017 17:48     Заявить о нарушении
Наверное, ты была в ТЮЗе. Он маленький, но внутри - копия Большого театра. Очень уютный.
А наша драма - дипломный проект Эмиля Кио. Но нет в нем ничего особенного, полно таких театров по России.

Материал старый, почти 10 лет назад писан.
Мама у него необыкновенная. Онколог, но еще и поёт прекрасно, голос от природы поставлен оперно.

Спасибо, что читаешь.

Миоль   04.02.2017 18:18   Заявить о нарушении