И снова... Вечная весна
Сквозь лучи бесприютного солнца на гребне небес
Ты проносишь к земле ожиданье в сосульковых косах,
И питается свежестью ветра страстей твоих лес.
Почки, выпрямив спины, наубхнут решением важным
Появиться на ветках едва зеленеющей мздой
За возможность отважиться на оборот эпатажный,
Призывающий всходы к правлению над бороздой.
Понесутся потоки ручьёв по проторенным руслам
Уводя корабли прошлогодних подснежных даров,
И берёзы ветра привлекая корой заскорузлой,
Над Любовным томлением вскинут листвы апостроф...
И пробьётся, конечно пробьётся надежда на чудо,
Через толщи потерь этой глупой планеты людей...
И под яркою шапкою-кроной листвы-изумрудной,
Будут вновь верещать и смеяться ватаги детей.
2015
Подробный анализ стихотворения
1. Общая характеристика
Стихотворение представляет собой лирическое размышление о весеннем пробуждении природы как метафоре возрождения надежды и жизни. Написано в 2015;г., сочетает традиционную весеннюю тематику с современным экзистенциальным подтекстом.
2. Тема и идея
Основная тема: цикличность природы, победа весны над зимой, возрождение жизни.
Глубинный смысл: надежда преодолевает утраты («толщи потерь»); природа как источник утешения для человека.
Контрасты: холод/тепло, смерть/возрождение, прошлое/будущее.
3. Композиция и структура
4 строфы по 4 строки (катрена).
Развитие образа:
1;я строфа — зима на излёте, предчувствие весны;
2;я — пробуждение почек, готовность к росту;
3;я — таяние снегов, движение жизни;
4;я — утверждение надежды и радости (дети как символ будущего).
Кольцевая композиция: мотив «пробьётся» (начало и конец 4;й строфы) замыкает круг возрождения.
4. Художественные средства
Метафоры:
«сосульковые косы» (сосульки как женские волосы);
«оборот эпатажный» (появление листьев как дерзкий жест);
«корабли прошлогодних подснежных даров» (талые воды несут остатки зимы);
«шапка;крона листвы;изумрудной» (густая зелёная листва).
Олицетворения:
«почки, выпрямив спины»;
«берёзы… вскинут листвы апостроф»;
«лес питается свежестью ветра».
Эпитеты:
«бесприютное солнце» (одинокое, холодное);
«заскорузлая кора» (шероховатая, старая);
«глупая планета людей» (критическое отношение к человеческому миру).
Символы:
ручьи — течение времени;
дети — надежда и непрерывность жизни;
изумрудная листва — обновление.
Неологизмы и авторские образы:
«наубхнут» (гибрид «набухнуть» и «решить»);
«апостроф» (здесь — резкий взмах листвы, как знак препинания).
Звукопись:
Аллитерация на «с», «ш», «ч» создаёт эффект шелеста («сосульковых», «шапка;крона»).
Ассонанс на «о» и «е» придаёт плавность («проносишь», «ожиданье»).
5. Стилистика и синтаксис
Инверсии: «Неподвластно твоё буйноцветье…», «питается свежестью ветра страстей твоих лес».
Анафоры: повторение «И…» в начале строк усиливает динамику.
Парцелляция: короткие фразы («И пробьётся, конечно пробьётся…») создают напряжение.
6. Ритмика и рифма
Свободный тонический стих с элементами силлабо;тонической системы.
Перекрёстная рифмовка (АБАБ) в каждом катрене.
Рифмы преимущественно неточные (ассонансы, консонансы), что придаёт разговорную интонацию.
7. Настроение и тональность
От меланхолии («бесприютное солнце», «толщи потерь») к светлому оптимизму («смеяться ватаги детей»).
Контраст между хрупкостью надежды и мощью природного цикла.
8. Философский подтекст
Природа как вечный источник возрождения, противопоставленный человеческой «глупой планете».
Весна — не только календарное явление, но и метафора духовного обновления.
9. Ключевые образы
Природа: грациозная, решительная, «эпатажная» в своём возрождении.
Человек: косвенно присутствует через контраст («глупая планета») и финальный образ детей.
Время: цикличность (зима ; весна) vs. линейность человеческих потерь.
10. Итог
Стихотворение сочетает яркую образность с глубоким философским посылом: даже в мире, полном утрат, природа и детская радость остаются символами непреходящей надежды. Автор использует нестандартные метафоры и звукопись, чтобы передать динамику пробуждения жизни.
Свидетельство о публикации №117020309796