Все знакомое - вновь неизвестно
Шаловлива, азартна, смела...
Миг удачный в проказах нашла
Да запела красиво и звонко.
В этой песне мечта-недотрога
Так близка , и почти исполнима,
Все, что сердцем хранимо, любимо -
Багажом собралось у порога.
Все знакомое - вновь неизвестно,
Новой прелестью упоительно.
Все привычное - так удивительно,
И волненье царит - повсеместно.
Как отправлюсь я с нею в дорогу,
Соберусь к измененьям всерьез,
Под крылаткой волненья и грез
Приноравливаясь понемногу.
И в такой круговерти дорожной
Я с Весною начну хулиганить,
Да удачу смогу заарканить,
Выдавая без скромности ложной
Всё невзрачное с виду - прелестным
И обычное - вновь удивительным,
Нежелаемое - недействительным
И знакомое все - неизвестным.
2009 (правленное)
Краткий анализ стихотворения
Тема: пробуждение весны и внутреннее обновление человека. Весна предстаёт как живое, одушевлённое существо, зовущее к переменам и новым начинаниям.
Основная мысль: весна — время преображения, когда привычное видится по;новому, а мечты становятся ближе к исполнению; человек, следуя за весной, обретает смелость меняться и открывать неизведанное.
Композиция:
Зачин: образ весны;девочки («Прибежала Весна, как девчонка…») — задание игривого, лёгкого тона.
Развитие: описание преображающего действия весны («Всё знакомое — вновь неизвестно…», «И волненье царит — повсеместно»).
Кульминация: решение отправиться в путь вместе с весной, принять перемены («Как отправлюсь я с нею в дорогу…»).
Финал: утверждение новой оптики восприятия мира («Всё невзрачное с виду — прелестным…», «Знакомое всё — неизвестным»).
Связь предложений:
лексические повторы («весна», «всё»);
синтаксический параллелизм («Всё знакомое…», «Всё привычное…»; «Всё невзрачное…», «И обычное…», «Нежелаемое…», «И знакомое…»);
анафора («И в такой круговерти дорожной…», «И знакомое всё…»);
местоимения и контекстные синонимы, поддерживающие единство образа.
Тип речи: лирическое повествование с элементами описания и рассуждения (размышление о преображающей силе весны).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной насыщенностью.
Средства выразительности:
олицетворение: весна «прибежала», «запела», «начнёт хулиганить»;
сравнение: «как девчонка»;
эпитеты: «шаловлива, азартна, смела», «красиво и звонко», «новой прелестью», «упоительно»;
метафоры: «мечта;недотрога», «багажом собралось у порога», «под крылаткой волненья и грёз», «заарканить удачу»;
антитезы/контрасты: «знакомое — неизвестно», «привычное — удивительно», «невзрачное — прелестное», «нежелаемое — недействительное»;
градация: последовательное усиление эффекта преображения в финальных строках;
инверсия: «Прибежала Весна…», «Да запела красиво и звонко» (усиливает ритмическую игру и выразительность);
лексика с эмоциональной окраской: «хулиганить», «заарканить», «крылатка» (придаёт тексту живость и непринуждённость).
Общий эффект: стихотворение передаёт радостное ощущение весеннего обновления, игры и возможности перемен. Через образ весны автор раскрывает внутренний настрой лирического героя, готового увидеть мир по;новому и смело шагнуть в неизвестное.
Свидетельство о публикации №117020309106