Весна в душе

Весна в душе, она так переменчива
В своих непостоянствах настроений.
А я, как человек, да и, как женщина,
Качаю впечатленья на коленях.

И чувствую какую-то неясную,
Но красочную музыку волнений.
Должно быть всё, что в Мире есть прекрасного,
Весною пребывает в упоенье...

Нетронутостью звуков капель таянья,
Невыспреностью лучиков, шалящих
С красотами, задетыми нечаянно
В пути по жизни, радостью звенящей

2015

Краткий анализ стихотворения
Тема: переживание весны как внутреннего состояния души, сопоставление переменчивости природы и человеческих эмоций.
Основная мысль: весна — не только время года, но и особое душевное состояние, полное противоречивых, но ярких переживаний; всё прекрасное в мире резонирует с весенним пробуждением.
Композиция:
первая строфа — зачин: сопоставление переменчивой весны и душевных настроений;
вторая строфа — развитие: ощущение «красочной музыки волнений» и обобщение («всё, что в Мире есть прекрасного…»);
третья строфа — завершение: образы весенних деталей (капели, лучиков), подчёркивающие нежность и радость пробуждения.
Стихотворение целостное, без резкого деления на части; образный ряд нарастает от общего к конкретному.
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания (природы и внутреннего состояния).
Стиль речи: художественный, поэтический (образная лексика, метафоры, эпитеты, инверсии).
Средства связи предложений:
лексические повторы («весна», «весною»);
местоимения и местоименные наречия («она», «всё», «в пути»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторение структур в начале строк);
смысловая градация (от общего ощущения к конкретным образам).
Средства выразительности:
метафоры: «весна в душе», «качаю впечатленья на коленях», «музыка волнений»;
эпитеты: «неясную, но красочную музыку», «нетронутостью звуков», «невыспреностью лучиков» (авторские неологизмы придают свежесть образам);
олицетворение: весна предстаёт как живое, капризное существо («она так переменчива в своих непостоянствах настроений»);
инверсии: «нетронутостью звуков капель таянья», «невыспреностью лучиков, шалящих…» (усиливают поэтическую интонацию);
ассонанс и аллитерация: повторяющиеся звуки «н», «л», «р» создают плавную, «переливающуюся» мелодию текста;
авторские неологизмы: «невыспреность» — подчёркивает новизну, неиспорченность весеннего света.
Общее впечатление: стихотворение передаёт тонкое, созерцательное переживание весны как времени внутреннего пробуждения и гармонии с миром. Образность и музыкальность текста создают ощущение лёгкости и светлой взволнованности.


Рецензии