Перед самой Весною

Зимнее раздолье, перед самой Весною
Неуёмно в пахоте дней.
Поле - будто шапок снеговых заливное,
И зачем-то мир - холодней.
Вроде бы уже подбирается время
К первым ручейкам, а Зима
Всё ещё к отъезду не наладила стремя,
Обходя леса и дома.

На волшебном кружеве оконных проёмов
Сказками колдует мороз.
Белая позёмка, пригласив водоёмы
К разговору, возле берёз
Припушила снегом основание, зная,
Что одев деревья щедро,
Может быть уверенной: ёё поминают
По уходу - только добром.

Под скрипящей поступью мороза певуче
Звуком - тайны потчует ночь.
Где то перед вёснами, зимою приручен
С волшебствами схожий, точь-в-точь,
Миг заиндевевших на морозе гармоний,
Снежно-кружевных кавалькад,
Словно оркестровое звучанье симфоний
Строится с дыханием в лад.

2015

Краткий анализ стихотворения
Тема: противостояние зимы и наступающей весны, красота зимнего пейзажа в его последних проявлениях.
Основная мысль: зима, несмотря на приближение весны, сохраняет своё волшебное очарование — её «кружева», «гармонии» и «кавалькады» создают неповторимую поэтическую симфонию природы. Автор подчёркивает, что даже уходя, зима оставляет о себе добрую память.
Композиция:
3 строфы (12;+;8;+;8 строк);
линейное развитие образа: от широкого пейзажа («зимнее раздолье», «поле») к детализированным зимним картинам («кружево оконных проёмов», «белая позёмка»), затем к обобщающей метафоре («оркестровое звучанье симфоний»);
кольцевая завершённость: начало и конец связаны мотивом природной гармонии.
Тип речи: описание с элементами рассуждения (размышление о характере зимы).
Стиль речи: художественный (поэтический).
Средства связи:
лексические повторы («зима», «мороз», «снег»);
местоимения («её», «они»);
синтаксический параллелизм («На волшебном кружеве…», «Белая позёмка…»);
анафора («Словно оркестровое звучанье… / Строится с дыханием в лад»).
Средства выразительности:
метафоры: «шапок снеговых заливное», «волшебное кружево оконных проёмов», «оркестровое звучанье симфоний»;
олицетворения: «Зима… к отъезду не наладила стремя», «мороз колдует», «позумка пригласив водоёмы»;
эпитеты: «неуёмно», «заиндевевших», «снежно;кружевных»;
сравнения: «точь;в;точь», «словно оркестровое звучанье»;
аллитерация: повторение звуков [с], [з], [ш] для передачи шелеста снега и мороза («скрипящей поступью мороза», «снежно;кружевных»);
архаизмы/поэтизмы: «поминают», «приручен»;
инверсия: «под скрипящей поступью мороза певуче», «миг заиндевевших на морозе гармоний».
Итог: стихотворение создаёт образ зимы как волшебного, чуть капризного существа, которое не спешит уходить, украшая мир «кружевами» и «симфониями» холода. Поэтика построена на сочетании зрительных и звуковых образов, что придаёт тексту музыкальность и живописность.


Рецензии