Купальня маркизы. Размышления над картиной...

Купальня маркизы. Размышления над картиной А.Н. Бенуа


Зеленый 'кабинет' от посторонних глаз,
Закрыт рядами правильных шпалер,
Здесь места нет для грубых, злых проказ,
Во всем изящный вкус, изысканность манер.
Пострижены кусты, под куб иль пирамиду,
Естественный хаос рассудком побеждён,
И в точном соответствии с Евклидом,
Пространству строгий дан порядок и закон.

Но мысль здесь легка, а чувства не глубоки,
Тела расслаблены, безжизненно бледны,
Век короток, болезненны пороки,
Их жизнь – как пир во времена чумы.
Здесь, не заметив времени теченья,
Величие себя на гибель обрекло,
И жизнь проносится в одно мгновенье...
А гладь воды недвижна, как стекло,

И, словно в малахитовой шкатулке,
Подальше от невежества толпы,
Как драгоценность, прячется фигурка,
Небесной, утонченной красоты.
В зеркальной тьме, мерцая отраженьем,
Жемчужиной в оправе дорогой,
Виднеется головка над водой;
Лицо с невинно-детским выраженьем…

Античный "Храм любви" стоит на возвышеньи,
Свидетель эротических проказ,
И культа бесконечных наслаждений...
А черный паж с неё не сводит глаз.
Ах, как нежна, как беззащитна шея!
Сравнится с лилии подводным стебельком.
Бархотка выделяется, чернея,
На белый снег упавшим угольком.

И кажется, странна и необычна
Бассейна форма, с черною водой:
Как гильотины нож асимметрична,
С от тела отделенной головой.
Тих и прохладен уголок порядка,
Не докучает летняя жара,
Но, равновесие так хрупко, и так шатко...
Событий роковых приблизилась пора.

Над миром грёз навис зеленый хаос,
Из диких, неоформленных ветвей.
И видно – мало времени осталось,
До эпилога повести твоей!
Идет гроза! Уже сгустились тучи,
Уж Просвещением умы развращены,
Гром революции доносится трескучий,
И толпы черни злом опьянены.

Как много шей своим косым ножом,
Судьбу верша, коснётся гильотина!
И это – только общая картина,
Детали ужаснут ещё... потом,
Когда гроза, свирепа и слепа,
Ударит молнией над черною водою,
И озверелая, ревущая толпа,
Будет глумиться над прелестной головою...

Н.Е.

2017.02.01.


Рецензии