Однострочия - продолжение

Смешно: устала голова, а зад устроился помягче.
***
Попросят...  получив нагадят... всё как всегда. Чего бы ради?
***
Я Вас прошу сейчас уйти туда, куда сказать неловко.
***
Кто бьётся в стену головой, навряд ли думает при этом.
***
При мыслях кружится в мозгу то, что от мыслей оторвалось
***
Вчерашний день сегодняшнему в тягость, когда обещанное жаль отдать.
***
Бывает же такое: день прошёл, а так проснуться и не получилось.
***
Напомните: я Вас не посылал? Простите мне такое упущенье.
***
Себя то вынести порой невмочь, а тут ещё на шею громоздятся.
***
Какая разница, кто виноват, когда виновным кто-нибудь назначен.
***
Проходит жизнь... и всё, что удалось в подмётки неудачам не годится.
***
Сквозь все прорехи на чинах тщедушье смотрится убого.
***
Суметь бы только чувства не продать за деньги... выкуп будет невозможен.
***
В сравненье с весом тела меркнет вес души... быть может потому и крылья ей достались?

31.02.2017

Краткий анализ подборки стихотворных строк (31.02.2017)
Тема. Комплекс экзистенциальных и социально;психологических мотивов:
усталость и внутренний разлад («устала голова…»);
разочарование в людях и повторяемость негативных сценариев («попросят… получив нагадят…»);
граница допустимого и этические пределы («я Вас прошу сейчас уйти…»);
бессмысленность упорства («кто бьётся в стену головой…»);
распад мысли и реальности («при мыслях кружится в мозгу…»);
груз прошлого и невыполненных обязательств («вчерашний день сегодняшнему в тягость…»);
отчуждение и эмоциональная перегрузка («себя то вынести порой невмочь…»);
формальное обвинение вместо поиска истины («какая разница, кто виноват…»);
ощущение несостоятельности жизни («проходит жизнь… и всё, что удалось…»);
противоречие телесного и духовного («в сравненье с весом тела меркнет вес души…»).
Основная мысль. Автор фиксирует мозаику горьких наблюдений о человеческой природе, межличностных отношениях и внутреннем кризисе. Сквозной мотив — рассогласование между ожидаемым и реальным, между духовным потенциалом и повседневной рутиной. Финал намекает на ценность души и её «крыльев» как единственного шанса на преодоление телесной тяжести.
Композиция. Серия автономных афористических строк (13 единиц). Каждая — законченная микро-конструкция с парадоксальным или ироничным поворотом. Объединены общей тональностью разочарования и самоиронии. Нет линейного сюжета; связь — тематическая и интонационная.
Тип речи. Преимущественно рассуждение (формулировка обобщений, вопросов, парадоксов). Элементы повествования минимальны (констатация состояний: «день прошёл», «проходит жизнь»).
Стиль. Художественный, с чертами философской лирики и афористики. Лексика разговорная и нейтральная, без архаизмов и книжной перегруженности. Интонация — сдержанно;горькая, иногда саркастическая
Средства связи предложений:
синтаксический параллелизм («Кто бьётся…», «При мыслях…», «Вчерашний день…»);
анафорические элементы («Бывает же такое…», «Напомните…»);
лексические повторы («устала», «вес», «проходит»);
контрастные пары («голова» — «зад», «тело» — «душа», «вчерашний» — «сегодняшний»).
Средства выразительности:
антитеза («устала голова, а зад устроился помягче»; «вес тела» vs «вес души»);
ирония/сарказм («я Вас не посылал? Простите мне такое упущенье»; «получив нагадят…»);
метафора («крылья ей достались», «сквозь все прорехи на чинах тщедушье смотрится убого»);
парадокс («день прошёл, а так проснуться и не получилось»; «чувства не продать за деньги… выкуп будет невозможен»);
риторические вопросы и восклицания («Чего бы ради?», «Напомните: я Вас не посылал?»);
эллипсис (сокращённые конструкции, создающие эффект разговорности: «Попросят… получив нагадят…», «Бывает же такое…»);
аллитерация и ассонанс (мягкие сонорные и шипящие усиливают интонацию усталой рефлексии: «тщедушье смотрится убого», «чувства не продать»).
Итог: перед нами цикл кратких лирико;философских высказываний, где через парадокс, иронию и антитезу автор передаёт ощущение разлада между внутренним миром и внешней реальностью. Стиль лаконичен, интонация — горько;самоироничная; образность строится на бытовых и телесных деталях, которые возвышаются до символов духовного опыта.


Рецензии