Время совсем одичало

Время совсем одичало:
Хмуро глядит в зеркала.
Поводов цепь для начала,
Кажется, слишком мала.

Тянется долгая правда
По вереницам дорог.
Истина вынесет в "завтра"
Нынешних дней эпилог.

Что в одичалости проку
Для безысходности дней?
Всё к своему будет сроку...
Тут и не скажешь верней.

Времени лёгких мазурок
Свой предназначен был век...
Словно во тьме переулок
Тонет в веках имярек.

Новые пробы на прочность...
Свежие раны времён...
И, как всегда, непорочность
Падает мимо имён.

Рыбье нутро с потрохами -
Выбор. Оплата - в ответ
Душу полощет стихами
За поколенье поэт.

Города серые будни
Не отменяют мечты.
Жизни тропа всё безлюдей...
Щедры к погостам кресты...

31.01.2017

Краткий анализ стихотворения «Время совсем одичало» (31.01.2017)
Тема — течение времени, судьба человека и поколения в потоке истории, противоречие между повседневностью и вечными ценностями.
Основная мысль — несмотря на хаотичность и «одичалость» времени, истина и мечта сохраняют силу: жизнь продолжается, всё приходит в свой срок, а поэт берёт на себя миссию осмысления эпохи и оплаты «долга» за поколение.
Композиция — 7 строф (всего 28 строк), каждая — законченный смысловой фрагмент. Развитие мысли:
от образа «одичавшего» времени (1;я строфа);
к размышлению о правде и истине, ведущих в будущее (2;я);
к вопросу о смысле безысходности и вере в закономерность сроков (3;я);
к мотиву утраченной лёгкости и забвения («имярек» тонет в веках, 4;я);
к испытаниям времени и утрате непорочности (5;я);
к роли поэта как посредника между временем и душой (6;я);
к контрасту серых будней и неугасимой мечты (7;я).
Тип речи — лирическое размышление (рассуждение с элементами описания).
Стиль — художественный, философская лирика с мрачноватой образностью и символикой.
Средства связи предложений:
лексические повторы («время», «правда», «истина», «дни», «века»);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки);
местоименные замены («их», «оно» имплицитно);
семантические поля времени, пути, судьбы.
Средства выразительности:
метафоры: «время одичало», «цепь поводов», «тянется долгая правда», «истина вынесет в „завтра“», «душу полощет стихами», «жизни тропа всё безлюдей»;
олицетворение: «время хмуро глядит в зеркала»;
символы: «кресты» (память, смерть), «переулок во тьме» (забвение), «мазурки» (ушедшая лёгкость бытия);
эпитеты: «серые будни», «свежие раны времён»;
антитезы: «серые будни» vs «мечты», «одичалость» vs «истина»;
инверсия: «Тонет в веках имярек», «Падает мимо имён»;
архаизмы/книжная лексика: «имярек», «потрохами», придающие тексту весомость и отстранённость;
риторические вопросы и утверждения: «Что в одичалости проку…?», «Всё к своему будет сроку…».
Итог: стихотворение строит мрачновато;философский образ времени как силы, одновременно разрушающей и несущей истину. Лирический герой осмысляет хрупкость человеческого присутствия в истории и роль поэта как того, кто «полощет душу стихами» за целое поколение.


Рецензии