Мирча Элиаде. Мефистофель и Андрогин. Часть1

Сама идея написания этой книги, идея, которую автор раскрывает во вступлении, мне очень близка и компактно может быть выражена следующим образом:

1. Западный мир проходит сейчас через процесс радикальной трансформации, вызванный столкновением с неведомым. Цивилизационные открытия привели к познанию миров, о существовании которых человечество даже не подозревало. Эти открытия обнажили ранее немыслимую структуру мироздания. Для того, чтобы трансформация западного мира была плодотворной и привела к расширению человеческого сознания и способности восприятия, нужно научиться понимать и принимать это неведомое.
Здесь я бы рискнула добавить, что неизбежность встречи с неведомым, с иным – это проблема каждого отдельного человека. Нас ждет такая встреча, она обязательна для всех. А чтобы она не была фатальной, то есть действительно ведущей к уничтожению личного осознания, надо к ней быть готовым. Надо учиться понимать и принимать любое иное и неведомое в любых проявлениях.

2. Природа человеческого существования, падение во власть пространства и времени и иные современные условия человеческого бытия – все это есть результат деяния, относящегося к изначальному моменту нашей истории, к эмбриональному периоду исторического и психического существования человечества. Эта область лежит за пределами сознания европейского человека, но для того, чтобы цивилизация могла развиваться дальше, человечеству нужно познать эту потаенную часть собственной сущности и собственной истории.

ПЕРЕЖИВАНИЕ МИСТИЧЕСКОГО СВЕТА

Вначале автор приводит примеры переживания сверхъестественного Света обычным человеком, а также как такого рода опыт ведет к радикальной перестройке сознания и жизни.
Далее переходит к описанию того, как мистический Свет отражен в разных религиозных традициях.

1. Кавманек.   Удар молнии или озарение. Мистический опыт эскимосских шаманов. Описан Расмуссеном. Это переживание таинственного света, который шаман внезапно обнаруживает в своем теле, в голове, в мозгу как некий необъяснимый прожектор, светоносный пожар, позволяющий шаману видеть в темноте даже с закрытыми глазами и воспринимать вещи и грядущие события, скрытые от других, видеть духов и души больных и умерших людей. Это озарение является следствием длительной подготовки, но всегда случается внезапно.

2. Застывший свет.    Австралийские знахари достигают преображения во время ритуальной смерти в результате которой инициирующее божество - Байаме -расчленяет неофита и заполняет его тело жидким хрусталем или «застывшим светом». После этого знахарь не принадлежит к профанной Вселенной, а разделяет бытие сверхъестественных существ.

3. Свет и Атман.   В Упанишадах утверждается, что Бытие (Брахман) манифестирует себя в виде чистого Света. Человек познает Бытие проходя через опыт приобщения к этому сверхъестественному Свету. Этот Свет изначально присутствует и в человеке (Атман). Осознание единства внутреннего и космического Света сопровождается двумя описываемыми в упанишадах феноменами: повышением температуры тела и восприятием таинственного гула. Это говорит о том, что Свет является не просто актом метафизического мышления, но внутренним опытом, к которому человек должен стремиться. Акт постижения единства Брахмана и Атмана - озарение - приходит внезапно, как вспышка молнии. В философии Махаяны свет утреннего неба, когда на нем нет Луны, и символизирует этот чистый Свет. В нем нет ни следа тени, а также отсутствуют цвета и качества, он лишен всех атрибутов, всех отличий. Он есть Первооснова, Абсолютная Реальность, Вселенская Пустота.

4. Йога и мистический свет.  Несмотря на то, что опыт озарения принадлежит другому плану бытия и, поэтому отсутствует переход от момента, ему предшествующего к вневременному мгновению, в которое он происходит, тем не менее некоторые индийские школы утверждают, что его можно предвидеть. Аскет, подготовленный долгой практикой йоги и созерцания, сталкивается со знаками, предвещающими окончательное освобождение. Среди них наиболее важно прохождение опытов различных люминофаний: туман, дым, солнце, огонь, ветер, светлячки, молния, кристалл и луна. Или же другая последовательность: звезда, алмазное зеркало, луна, солнце, круг пламени, кристалл, темный круг, точка, палец, звезда, солнце, лампа, глаз, сияние солнца и девяти ожерелий. Не существует жестких правил, регулирующих последовательность образов. Более того, порядок в которой перечисляются световые манифестации вовсе не соответствует увеличению световой интенсивности, поскольку это не физический свет, а мистический опыт.  Не давайте ускользнуть световым образом во время медитаций – говорится в йогических трактатах.

5. Буддизм.    Благодаря практике созерцания и отсутствия нечистых желаний Боги достигают состояния самадхи, известного как вспышка пламени, когда их тела источают свет, который ярче солнца и луны. Будда также изображается в виде сияния – колонны пламени, возносящейся вверх. Когда Будда находится в самадхи, поднимается луч света из его черепного шва и сияет над головой. Боги, люди и Будды (татхагаты) сияют, когда они погружены в самадхи, то есть когда они составляют одно целое с абсолютной Реальностью, с Бытием. Махаяна отождествляет татхагат с космическими стихиями, которые проявляют себя в игре светоносных космических сил. Вселенная считалась лишь побочным результатом этой игры. Эта игра проявляет себя как мираж, космическая иллюзия, майя. Для того чтобы иллюзию преодолеть и достичь Реальности, необходимо сначала осознать ее как игру – свободную и спонтанную активность божества. А затем, имитируя божественный образ действия, можно достичь свободы.
 
6. Свет и бардо.    В момент смерти каждый человек имеет шанс достичь освобождения, для этого ему надо отождествиться с Чистым Светом. Но душа неподготовленного человека отвергает призыв чистого света, она увлекается тусклыми огнями более низких уровней существования. Свет является всем и каждому, но только посвященные могут распознать его и слиться с ним. Смерть – это еще одна возможность принять и пройти инициацию, и она подразумевает серию испытаний, которые неофит должен преодолеть. Встреча с посмертным Светом – последнее и самое трудное испытание для души человека. Тот, кто достиг Света и ОСОЗНАЛ в нем себя, достиг уровня существования, лежащего за пределами человеческого воображения. Все, что может о нем понять наш ограниченный ум – он умер для всех возможных миров посмертного существования.

7. Китайские техники.   В Китае опыт переживания мистического Света также означал выход за рамки мирского сознания. Но в отличие от Индии переход к иному плану бытия здесь вовсе не означал встречу с абсолютной Реальностью. Идеал Даосов не освобождение от иллюзии мира, а безгранично долгая величественная Жизнь, слияние с космическими ритмами. Тем не менее, даосские техники во многом сходны с йогой и направлены на «усвоение дыхания». Адепт визуализирует дыхание, начинает видеть его цвет, заглатывает его в тело. Таким образом космическая энергия, являясь эссенцией жизни и бессмертия, насыщает тело, высветляя и изменяя его.  Так, вдыхая через плотно закрытые глаза рассветный свет восходящего Солнца, даос последовательно впитывает пять цветов, добивается визуализации в сердце алого солнечного диска. Акцент во многих даоских практиках делается не столько на визуализации света, сколько на том, чтобы заставить его двигаться по телу. При этом в результате постоянных упражнений Свет кристаллизуется порождая «природное Духовное тело» или «истинное семя». Далее образуется эмбрион нового существа, в которое при должных стараниях может переродиться человек. Это набухающий бутон, который распустится в Золотой цветок. О том, что Золотой цветок распустился, возвещает яркий свет, льющийся из глаз адепта. Свет скрыт в самом человеке, в глубине сердца. Главное заставить его циркулировать по телу. У даосов он не имеет отношения с достижением божественности или переживанием присутствия божества. Тайна бессмертия записана в самой структуре Космоса и в структуре человека, надо просто восстановить изначально существующую гармонию с космическими ритмами.

8.   Теологические религии.(т.е. религии в основе которых лежит данный в откровении Священный текст, требующий богословского истолкования). В нескольких дальнейших главах  Элиаде рассматривает иудаизм, ислам и христианство. Он отмечает, что несмотря на своеобразие этих религий, их культурную неповторимость и эволюцию в различных направлениях, им свойственно сильное взаимовлияние и синкретизм. Для них характерна сходность теологической позиции относительно происхождения Света и Тьмы. Ни тот ни другой аспект не враждебны Богу, а являются его эманациями, его творениями.
Тем не менее непосредственный опыт переживания люминофании имеет ценность и для теологических религий. В виде пламени представляется апостолам Святой дух. Встреча с Иисусом, с Яхве есть вхождение в Свет Славы. Преображение Иисуса на горе Фавор также связано со Светом и является зримой формой Его божественности. Египетские пустынники считали сияние одним из важнейших признаков святости.  В аскетической литературе раннехристианского времени   говорится, что достигшие совершенства становятся как столп огненный. Император Юстиниан (350г.) увидел у святого Саввы на голове корону пламенеющего света, сияющую ярче солнца. Элиаде также упоминает тот факт, что проблема тварности и нетварности Света также в свое время встала перед христианскими богословами и Православие приняло идею нетварности Божественного Света, как изначально присущего Богу.
Мусульманские мистики также проходят световые видения во время отправления особого молитвенного обряда зикра – семь цветных огней последовательно являются внутреннему взору суфия. А при достижении глубочайшей сосредоточенности суфий достигает видения струящегося светового потока – негаснущего божественного света. Элиаде отмечает, что оценка опыта люминофаний может быть весьма различной, и даже внутри одной религии (например, христианства) весьма противоречивой.  Но все же можно проследить общность на уровне совпадений образного ряда и символов, использкемых для его выражения. Что касается различий и расхождений, то они существуют скорее на уровне концептуального осмысления.

9.    Опыты личного переживания спонтанной люминофании.  Здесь автор рассматривает несколько случаев люминофании, через которую прошли лица далекие от теологии и мистики и совершенно не сведущие в этих областях. Такие опыты весьма разнообразны, но общие моменты выделить все же можно: а) свет может быть ослепительным до исчезновения окружающей действительности, а может, при всей интенсивности, не заслонять формы видимого мира; б) в лучах этого света человек приобретает способность видеть мир в своем изначальном совершенстве, открываются смыслы и загадки мира; в) Свет  может восприниматься как присутствие божества или же как святость всего Мироздания; г) Вселенная, открывающаяся в этом опыте, отлична от нашей - трансцендентна по отношению к ней – и является вместилищем Духа. Переживание люминофании есть личностное открытие человека, но каждый может открыть в ней только то, к чему он подготовлен на духовном и культурном уровне. И, вместе с тем, несмотря на любые идеологические установки, опыт люминофании или встреча со Светом, изменяет все существование человека, открывая ему мир Духа, Святости  и Свободы на уровне ОПЫТА.


Рецензии