Пьета
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Пьета» было обнародовано на сервере Стихи.ру 10 мая 2021 года. При этом было указано, что его автором является Валентина Душина.
Адрес размещения произведения: http://stihi.ru/2021/05/10/7117
Обнародование литературного произведения на сервере Стихи.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Душина Валентина Николаевна и ООО «Стихи». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 121051007117.
Генеральный директор
ООО «Стихи»
Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется
Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Пьета
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5 : 8).
Вчера забыла в магазине журналы. Сегодня забыла в том же магазине корм для кота. О чём я думаю? Конечно, о живописи.Наверное, вы подумали, что я помешанная на религии, каких много в современном обществе. Слабая и невежественная жен-щина, душа которой нуждается в подпорке.Сегодня, набросав на холсте три домика, стог и рыбачью лод-ку у реки (обилие белизны-белил), поймала себя на мысли, что вся моя жизнь – «Пьета» Микеланджело.«Как так?» – спросите вы, мои мысленные собеседники. Дело в том, что всё, что написано на белом холсте, растворено в про-странстве. Я не очертила линию реки, не наметила туманную ли-нию горизонта. Всё это ещё в будущем.Так же, как река подо льдом, моя жизнь к старости замедляет свой ход. Оставляя всё нажитое на берегу, устремляясь к исто-кам – возможно, в Израиль или Палестину, по пути шествия Хри-ста.
"Оплакивание Христа» – первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. (Когда я пишу эти строки, я вижу живого скульптора во плоти. Это не тот спо-койный Буонарроти, изображённый на картинах в более зре-лом возрасте. Это двадцатичетырёхлетний мужчина, полный силы и гнева, исступлённый в своём пристрастии к творчеству. Я вздрагиваю от испуга. Такая в нём чувствуется мощь.)Лучше, чем написано в Википедии, сказать трудно.«Ватиканская "Пьета" – одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках ма-тери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей чело-века.Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фи-гуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, чем вносит в композицию элемент напряжения. "Пьета" послужила образцом для последующих трактовок этого иконографиче-ского сюжета.Ряд исследователей придерживается предположения, вы-сказанного известным искусствоведом Димитрио Мартинелли, что в композиции противопоставляется также горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Однако в январе 2017 г. группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучив архивы Ватикана, полностью опровергла это утверждение. Более того, учёные обнаружили косвенные сви-детельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог – Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках уга-дывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, кон-трастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степе-ни законченности и проработки деталей "Пьета" превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело».Чтобы осознать величие и трагизм человеческой жизни, до-статочно взглянуть на «Пьету» Буонарроти. В вас не останется ни малейшего сомнения в собственной значимости. Перед ва-шими глазами будут проходить апостолы и святые. И каждого из них вы будете узнавать по разрезу и цвету глаз, волосам, гу-бам, очертаниям носа. Как и было написано в апокрифах.Бог и человек находятся по разные стороны бытия, Бог – это Творец, а человек – всего лишь тварь, ограниченная рамками пространства и времени. Но, с другой стороны, христианство настаивает, что та пропасть, которая действительно суще-ствует между Творцом и тварью, – преодолима и что человек может реально участвовать в божественном бытии Святой Троицы, оставаясь при этом личностью и не растворяясь все-цело во всепоглощающих пучинах Божества. Говоря иными словами, в христианстве человек призван, оставаясь самим собой и не теряя своей личностной уникальности, соединиться со своим Творцом и стать богом по благодати.Именно для достижения этой цели две тысячи лет назад в наш мир пришёл Христос.Чем быстрее движется прогресс, тем ближе и явственнее преломление хлеба Христом и моё личное присутствие на тай-ной вечере.
Свидетельство о публикации №117013106456