По старой тропке в новый морок

Оттараторены тирады...
Остыли прошлого кострища.
Ветшают старые ограды,
И раздаются пепелища.

По старой тропке в новый морок
С давно известною повадкой...
Снуя проворно между норок,
Таща из них кой-что украдкой.

А время мирно косит даты
На отведённом жизни сроке.
Не замечая, кем примята
Земля под пылью на дороге.

Наивность меряет глубины...
Страх строит стены и ограды,
Пока упрямые седины
Усталость вытребуют взгляду.

И жизнь идёт к итогу, вроде.
Чего-то так и не случилось.
А по миру всё так же бродит.
Расчёт на Божескую милость.

События почти случайны...
Но человек за них в ответе.
А на ладони изначально
Нанесены загадок сети.

31.01.2017


Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Размышления о течении жизни, необратимости времени, человеческой судьбе и ответственности. Сквозной мотив — неумолимый ход времени и осмысление жизненного пути.
2. Основная мысль
Жизнь движется к неизбежному итогу, события кажутся случайными, но человек несёт за них ответственность; при этом сохраняется надежда на высшую (Божескую) милость.
3. Композиция
6 строф (всего 24 строки);
линейное развитие мысли: от образов угасания и руин («остыли прошлого кострища», «ветшают старые ограды») — к философскому обобщению о судьбе и ответственности;
заключительная строфа подводит итог: случайность событий vs. человеческая ответственность и загадка судьбы («на ладони изначально / Нанесены загадок сети»).
4. Тип речи
Рассуждение с элементами описания (образные картины угасания) и символической образности.
5. Стиль речи
Художественный (поэтический), с философской глубиной. Характерны:
метафоричность;
архаизирующая лексика («тирады», «морок», «сей»);
символические образы («пепелища», «седины», «сети»).
6. Средства связи предложений
лексические повторы («ограды» — «стены и ограды»);
местоимения и указатели («это», «тот»);
синтаксический параллелизм (повторы конструкций в строфах);
семантические переклички («время косит даты» — «жизнь идёт к итогу»).
7. Средства выразительности
метафоры: «время мирно косит даты», «наивность меряет глубины», «страх строит стены»;
олицетворения: «время косит», «наивность меряет», «страх строит»;
эпитеты: «неминуемо-наглядно», «упрямые седины»;
символы: «пепелища» (угасшее прошлое), «сети» (загадка судьбы), «морок» (заблуждение, иллюзия);
антитезы: «случайны… но человек в ответе»;
инверсии: «Оттараторены тирады», «Ветшают старые ограды»;
ассонансы и аллитерации (звуковая ткань подчёркивает меланхоличное настроение: повторяющиеся «о», «а», шипящие).
8. Ритмика и рифма
свободный ритм, нестрогий размер (преобладает акцентный стих);
перекрёстная и смешанная рифмовка (например, в первой строфе: тирады;–;кострища;–;ограды;–;пепелища);
рифмы варьируются от точных до ассонансных, что создаёт разговорно;философскую интонацию.
9. Настроение
Меланхоличное, созерцательное, с оттенком смирения и тихой тревоги. Лирический герой осознаёт необратимость времени, но не впадает в отчаяние — остаётся надежда на «Божескую милость».
10. Ключевые образы
Время — косит даты, ведёт к итогу;
Прошлое — остывшие кострища, ветшающие ограды;
Судьба — «сети» на ладони, случайность и ответственность;
Человек — снуёт «украдкой», строит стены, несёт ответ.


Рецензии