Журавлево-Журавлево

Когда я работала экскурсоводом в одной паломнической службе  мне дали телефон одной девушки, которая болела за восстановление   пятиглавого каменного Храма Воскресения Христова с восемью престолами в деревне «Журавлево»
Мы познакомились и решили съездить   на самые  дальние приходы нашей епархии, чтобы своими глазами увидеть все. После поездки экскурсия родилась быстро, на удивление собралось 30 человек в автобусе и мы торжественно тронулись в 7 утра.
Водитель не наш, явно экономил на бензине и в автобусе был жуткий холод, все стекла были в инее, из рта шел пар, руки закоченели, нос тоже, голос вообще звучал как из железного ведра.
Но, тем не менее, я начала экскурсию. Но только через два часа, когда терпение у паломников закончилось, и они готовы были убить водителя, он полноценно включил печку.
За окнами выглянуло солнышко, все повеселели и готовились выйти из автобуса, так как первая остановка была у источника.
Автобус остановился  у занесенной снегом тропинки, которая вела к источнику Спиридона Тримифунтского.  Паломники   выпрыгивали из автобуса и быстро шагая,  двигались по тропинке, которая уходила в лес.
Мы с Натальей шли последние, не  торопясь, вглядываясь в снежную даль.
Некоторые паломники уже возвращались обратно и  до нас долетали обрывки разговоров о людских проблемах. Как же много у людей проблем с жильем, кому то продать, кому-то купить, кому-то разъехаться, всем нужна помощь святого.
И неспроста они решили поехать в такую даль.
В народе считают, что Спиридон Тримифунтский  - святой, который помогает в жилищных и материальных вопросах.
Вот и молятся люди этому святому, имея нужду.
Когда мы пришли к источнику, уже почти все набрали воды.
Только одна бабулька,  задумчиво сидела у больших бутылок с водой,  приговаривая:
 - Вот и квартиру осветить хватит.
-  Надо размен удачно сделать,  может, поможет, Спиридонушка.
Бутылок у нее было  штук шесть пятилитровых. Тут подошел ее сын, взял все это и бодренько зашагал обратно.
Мы плелись самые последние, снегу было много, тропинка не расчищена, и идти было трудно. Все паломники сидели уже в автобусе, и мы с удивлением отметили какие они все дисциплинированные.
Следующая остановка была у храма  Воскресения христова в деревне «Журавлево»
На сегодняшний день храм представляет собой печальное зрелище. Стены оголены до красного кирпича, и словно кости выпирают в разные стороны.
Когда смотришь на него издалека, то сердце сжимается и начинаешь осознавать, что натворила война, коммунисты, и еще Бог знает кто, видимо те кто может, но не хочет ничего сделать для того чтобы такие потрясающие памятники культуры и религии были восстановлены.
Когда заходишь в него, через кованную старинную ограду,  ступая по разрушенным лагам пола. Стараешься ступать аккуратно, чтобы не провалится, видишь помещение, где был алтарь, купол, стены  и остатки кованой ограды разделяющей алтарь от огромного зала, где, когда то собирались прихожане на службу.
Время как будто застывает,  и ты представляешь, как тут все, когда то было обустроено. Фантазии уводят в 1901год, и ты стоишь завороженный этим зрелищем и масштабом разрушений. Затем  глаз  натыкается на маленькие иконки и свечки, засунутые людьми в дырки в стене где, когда - то был алтарь.
Печаль обволакивает сердце и хочется уйти.
Высокие, и тяжелые деревянные ворота, над которыми когда-то висели часы, от которых остался след от  пуль1945 года. Тяжелые распашные двери открываются с  трудом. Внутрь ведет дверь в маленькую отремонтированную комнатку, где смастерили временный  алтарь. В комнатушке  много икон стоящих на маленьких полочках, которые  висят на стенах.
На улице, стоит старушка - смотрительница  и радостно приглашает нас войти.
При входе стоит  аналое, горят свечи и становиться  так радостно на душе,  может еще не все потерянно.
Появляется надежда, что,  когда-нибудь и у этого храма появиться благотворитель  или  священник, который захочет жить и служить здесь, не смотря на трудные условия.
Но видимо еще не пришло  время. А может быть Богу не угодно восстанавливать храм, где почти не осталось прихожан. Ведь сама деревня «Журавлево», имеет совсем не много жителей. На самом деле, почти ни кого уже и не осталось.
Всегда болеют за восстановление храма прихожане и священник, заинтересованный в нем.
А тут ни того ни другого нет. Только старенькая женщина, которая имеет ключи от этого храма, и поддерживает чистоту в этой комнатке, единственную, которую смогли отремонтировать.
И иногда  на кладбище, вокруг  храма выполняя работу по силам, украшает и следит за могилами.
Мы остановились около храма. На дорогу вышел о. Михаил встречать паломников. Все  вышли из автобуса и выстроились в очередь  для благословения.
Как было удивительно. Все - благословляясь, сразу же спешили в храм,  не дожидаясь  экскурсовода и не спрашивая, что делать и куда идти, уверенно и не смущаясь, что перед ними  практически развалины  шагали  к храму.
Все естественно и очевидно -  вот храм, вот батюшка.
Все поместились в комнатке, и батюшка   совершил молебен по  нашим записочкам.
Было удивительно тепло и хорошо всем.
Когда автобус тронулся,  нас провожала одинокая  фигурка женщины-смотрительницы у ворот храма. Она,  утирая слезу, долго махала нам в след. В автобусе была тишина, никто даже шепотом не разговаривал, видимо каждый по своему, переживал увиденное.
Вдруг зазвонил телефон. Взорвала эту грустную тишину, мелодия колокольного звона. Я вспомнила рассказы местных жителей.
У кого- то из жителей,  до сих пор храниться  колокол из  «Журавлевского»  храма, нашли его в поле в земле, и  передают его из рук в руки. Если спросить, у кого он храниться не говорят. Путают как партизаны и отдадут, только в храм, если его восстановят.
Наша следующая остановка была в деревенском храме поселка Сомино, где нашли и отреставрировали необычную икону Богородицы, которая идет по облакам и несет на руках младенца Иисуса.
Мы с Натальей вышли из автобуса и настойчиво стали стучать в окно батюшки Геннадия, храм был закрыт, батюшка видимо отдыхал, а мы  бегали вокруг домика занесенного сугробами снега и кудахтали как курицы.
Стучали долго, и уже отчаявшись, стали молиться, ведь так хотелось попасть в храм. Тут дверь открылась, и на порог вышел батюшка. Увидев автобус, он понятливо кивнул и  направился к храму. У храма сбившись в кучку, как птенцы стояли замершие  паломники. Они радостно протискивались в храм, на стенах  которого был иней, а  зимнее солнце  пробивалось сквозь решетки,  падая на икону Богородицы - «Журавлевская», с которой   о. Геннадий начал свою экскурсию.
Его рассказ словно заполнил храм, унося в далекие  20 годы запустения и разрухи.
Не смотря на дикий холод  в храме, и окоченевшие ноги и руки  все  с благоговеением слушали его. Через час уже никто не обращал внимания на холод. И в конце экскурсии никто не хотел уходить из храма, все шли и шли к батюшке  за благословением.
Возвращались за темно, уставшие и довольные. Экскурсия удалась.
Журавлево, Журавлево –  ты так далеко и  так близко, близко потому что в сердце навсегда останется твой разрушенный временем храм, с одинокой фигуркой  старушки-хранительницы у ворот.
А далеко, потому что наше поколение скорее всего, не сможет насладиться красотой отреставрированного храма, может наши дети или внуки. А может  никто и  никогда.


Рецензии