Неутык

               
               
               
               
                В работе нашей вес немалый
                Всегда наука занимала.
                В ее главе фундаментальной
                Рождается инструментарий,
                Который, мудро применяя,
                Берет наука прикладная.
                А с ними прочно связан, кстати,
                Любой нормальный испытатель:
                В кругу его задач обычных
                НИР* – элемент весьма привычный.
                Здесь – краткое упоминанье
                Одной из них, решенной нами.
                О перспективах беспокоясь,
                Мы выполняли тему «Полоз».
                Названье выбрано такое,
                Что никого не беспокоит
                И мудрому провидцу даже
                Буквально ничего не скажет.
                А тут как на подбор, на редкость –
                «Конфетка» для чужой разведки:
                Научные обоснованья
                По проблематике созданья
                Всего того, что развернется
                На будущем авианосце –
                Все средства, комплексы, системы –
                В согласии с задачей темы –
                С обоснованием по плану
                Параметров и данных главных;
                С расчетом всех рекомендаций,
                Как дальше можно догадаться,
                Методики и предложений
                По вариантам их решений;
                С учетом, если без деталей,
                Экспериментов, испытаний
                В процессе заводской доводки
                И наших испытаний жестких;
                С обоснованием, что лучше
                Вначале делать все на суше –
                Ведь это дело упрощает
                И параллельно обещает
                Реальный шанс решить задачу
                С высокой скоростью отдачи.
                Вот это – в самом общем виде –
                Отчет по НИР в итоге «выдал».
                Естественно, приятно вспомнить,
                Что кворумом научным полным
                Он был одобрен с заключеньем:
                «Рекомендован к утвержденью».
                Его, конечно, утвердили,
                А следом вскоре учредили
                Комиссию, дав порученье
                Ей выбрать место размещенья
                Всего, что «напридумал» «Полоз»,
                Чтобы создать реальный комплекс.
                Свой труд поистине огромный,
                Обследовав аэродромы
                В Крыму, на юге Украины,
                Без описаний слишком длинных,
                Она в итоге завершила
                И рекомендовать решила
                По аргументам «разновсяким»
                На выбор: «Кировское» – «Саки».
                Начальство долго препиралось
                Между собой, но все ж собралось
                Для обсужденья завершенья
                С одновременным приглашеньем
                МАП, МСП, Минобороны
                Участников. Напомним скромно:
                Все, кто над «Полозом» трудились,
                В их списках тоже находились.
                «Пункт сбора» тоже называем:
                Москва, конечно – Скаковая**.
                Роль председателя активно
                В согласии с прерогативой
                Взял сразу и довольно плотно
                Сам главный авиатор Флота.
                Процесс пошел, но очень скоро
                Вдруг приобрел характер спора:
                Командующему хотелось
                Чтобы воспитывалась смелость
                У летчиков довольно тупо –
                Пусть, мол, швыряет их с уступа
                При каждом взлете катапульта.
                Уступ вдруг стал каким-то культом
                Для председателя предельным:
                Уступ форштевнем корабельным
                По форме и по габаритам
                (Считай, – корабль, в «бетонку» врытый),
                Он полагал, смотреться должен.
                Спор долго мог бы быть продолжен,
                Но завершился вдруг, однако,
                Когда ввязался в эту «драку»
                Сам шеф-пилот КБ Сухого,
                О том напоминая снова,
                Что ведь не сходу удается
                На том, что только создается,
                Все получить, что ожидали.
                Имеет смысл уступ едва ли,
                Предполагая для примера
                Закономерный в полной мере
                И очень вероятный даже
                Отказ при испытаньях, скажем,
                Хотя бы даже и частичный,
                Но все ж весьма реалистичный,
                Что моментально, если будет,
                Идею «на корню» загубит.
                Ну, а пилот, «наевшись» страху
                С уступа вниз с машиной ахнет.
                Он абсолютно четко, прямо
                Настроен против этой «ямы»
                И отдает свой твердый голос
                Тому, что «наработал» «Полоз»***.
                Его, понятно, поддержали
                И председателя «зажали»:
                Заканчивая совещанье,
                Он согласился на прощанье
                С идеологией отчета.
                Но тут вопрос названья кто-то
                Неосторожно вдруг затронул
                И вновь процесс дебатов стронул.
                В конце концов, все аргументы
                Учтя и взвесив все моменты,
                НИУТК3 назвать решили
                И совещанье завершили.               
                Все, вроде бы, определилось:
                Заказы все распределились
                По разным ведомствам, заводам,
                По планам – месяцам и годам,
                И вскоре зримо «прорастали»
                Желанным обликом в металле,
                И убеждаться приходилось,
                Что вся страна над тем трудилась.               
                НИУТК на сленге «тихом»
                Прозвали сразу «Неутыком»,
                К чему, интриги развивая,
                «Верхи» давали основанья
                Без уважительной причины.
                А диалектики «машина»,
                Прогресс упорно развивая,
                Идеи к жизни вызывая,
                В числе решений новомодных,
                Известных широко сегодня,
                «Подбросила» трамплина «вирус»
                И он на «Неутыке» вырос,
                Причем, почти совпав как будто
                С «Светланой» (первой катапультой****).
                Но и над ней не зря трудились:
                Она мгновенно «пригодилась»
                По всем неординарным свойствам
                Уж как «разгонное устройсво»
                Для запланированных вскоре
                Программ  аэрофинишера*****.
                (Ведь несмотря на шум и склоки
                «Дышали» основные блоки).
                «Доведена» по данной теме
                «Луна» – глиссадная система******.
                Включился  и «Цилиндр» («Привод») –
                Все шло непросто, не без срывов.
                Убрав дальнейшие детали,
                Так скажем – все же залетали,
                Работая  упорно, дружно,
                И получили все, что нужно.
                А «Полоз» прочно стал «мутантом»,
                Как ясно даже дилетанту.
                Такой вот случай был –  курьезный
                И государственно-серьезный.

               
       
   






    

               
               
   * Научно-исследовательская  работа  (обычно  каждой   плановой  работе присваивается шифровое название, в данном случае – «Полоз»).
   ** Здесь подразумевается Штаб Авиации ВМФ.
   *** Научно - испытательный  и  учебно - тренировочный комплекс на аэродроме «Саки», которому режимными  службами было присвоено условное название «Нитка»               
(в просторечии его за наличие множества текущих технических
 и организационных  проблем  участники работ прозвали «Неутыком»).   
   **** Устройство, разгоняющее самолет  до  взлетной скорости  на  дистанции до100м, чаще просто именуемое катапультой.
   ***** Устройство,   обеспечивающее   посадку  самолета  с пробегом  до 100м, чаще  именуемое  аэрофинишером.
   ******  Система контроля предпосадочного снижения  самолета.
    

               
               


Рецензии