О Высоцком

Цитата  Владимира ИВАНОВИЧА Новикова (моего однофамильца), автора книги "Высоцкий" в серии ЖЗЛ (из выступления на "Эхо Москвы" Дм. Быкова) :

"Высоцкий — это явление сложное. Мы привыкли, что мы живём в довольно простом мире и слушаем довольно примитивные вещи. Но уважаем мы себя тогда, когда делаем сложное, когда заняты сложным, когда понимаем сложности и так далее. Высоцкий интересен нам потому, что у него всегда присутствует очень важный сдвиг по фазе — песня не исчерпывается своим сюжетом, а она как бы докручивается, доворачивается.

Вот об этом точнее всех написал Владимир Новиков в своей книге «Писатель Владимир Высоцкий», там есть специальная глава «Смысл плюс смысл». В песне, как правило, присутствует двойной сюжет. И более того — песня не останавливается там, где этот сюжет закончился. Она всегда оставляет вот то, что Набоков называл «продлённый призрак бытия». Вот этот «продлённый призрак бытия синеет за чертой страницы» — это есть у Высоцкого всегда. Мы не можем однозначно интерпретировать ни одну из его песен".
http://echo.msk.ru/programs/odin/1916296-echo/
P.S. Глава "Смысл плюс смысл" есть и в ЖЗЛовской книге.

Я (Владимир НИКОЛАЕВИЧ Новиков):

Интересно, а в каких же песнях и стихах нет " докрутки и доворота" ? Допустим, "Русское поле" -  только про поле и колосок?


Вл. Ив. Новиков:

Речь о смыслах сюжетных, характерологических, онтологических. Об этом - в книгах. О наличии какого-либо смысла в тексте Инны Гофф - вопрос не ко мне.

Я:

Владимир Иванович, спасибо за ответ, но как представляется, Дм. Быков неубедителен в данном случае:

"...Мы не можем однозначно интерпретировать ни одну из его песен.
Ну, например:

Встречаю я Серёжку Фомина — А он Герой Советского Союза.

О чём нам эта песня говорит — о мелкой зависти обывателя или о том, что Серёжка Фомин действительно незримый Герой Советского Союза?..."

- тут все очевидно, и непонятно из таких примеров - чем Высоцкий "умнее" (скажем так) бесчисленных других авторов.

 Да и

 "Мы не можем однозначно интерпретировать ни одну из его песен"

- очевидная натяжка - например, песня о Черногорцах, как и мн. другие - что там непонятно с интерпретацией?

На мой взгляд, стихи и песни (кроме графоманских, конечно) как раз и призваны "уложить большое в малом" - т.е. очень коротким текстом, а иногда и вовсе только лишь намеками обозначать целые истории и даже миры.

Конечно , мне для более развернутого ответа надо еще раз перечитать вашу книгу, но было бы интересно, если бы Вы уже сейчас привели более понятный и доходчивый пример, чем у Быкова.

Вл. Ив. Новиков:

 Владимир Новиков  Безусловные примеры двуплановой семантики - "О фатальных датах и цифрах", "Песня про первые ряды". Что же касается стихотворения "Водой наполненные горсти..." (песней оно у Высоцкого не стало),  то и это, по-моему, не простое воспевание "безумства храбрых". И здесь есть оттенок внутренней полемичности: "Не уважали черногорцы/ Проживших больше тридцати" - гиперболическое заострение, с чуть заметной трагической усмешкой. В самом слове "Черногория" В. находит и "горе" ("Чернели женщины от горя...". Автор не считает героическое самосожжение нормой для всех - он выбирает этот путь только для себя и себе подобных. Пример интересный, стоит к нему еще вернуться. А сейчас - ждет срочная работа, увы...
Я:
 
Песня про первые ряды

Была пора - я рвался в первый ряд,
И это всё от недопониманья, -
Но с некоторых пор сажусь назад :
Там, впереди - как в спину автомат -
Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

Припев:
Может сзади и не так красиво,
Но - намного шире кругозор,
Больше и разбег, и перспектива,
И еще - надежность и обзор.

Стволы глазищ - числом до десяти -
Как дула на мишень, но на живую, -
Затылок мой от взглядов не спасти,
И сзади так удобно нанести
Обиду или рану ножевую.

Припев.
Мне вреден первый ряд, и говорят -
От мыслей этих я в ненастье ною.
Уж лучше - где темней - последний ряд :
Отсюда больше нет пути назад,
А за спиной стоит стена стеною.

Припев.
И пусть хоть реки утекут воды,
Пусть будут в пух засалены перины -
До лысин, до седин, до бороды
Не выходите в первые ряды
И не стремитесь в примы-балерины.

Припев.
Надежно сзади, но бывают дни -
Я говорю себе, что выйду червой :
Не стоит вечно пребывать в тени -
С последним рядом долго не тяни,
А постепенно пробивайся в первый.

Припев.
1971

Что тут непонятного, и где его фирменный "доворот"? Если он и есть, то прмерно такой же, как и в поговорке:

 "и хочется и колется и мама не велит".

И бесчисленных других стихах.

Действительно - "впереди" - ты на виду, и как бы открыт "для ударов" и т.п. А сзади вроде бы уютнее, но кто же не хочет, с другой стороны, быть впереди? Вот (грубо говоря) и весь очевидный смысл песни.

Конечно, Высоцкий - интересный поэт и "тема" в данном случае раскрыта оригинально.

Хотя, если уж откровенно,
"Пусть будут в пух засалены перины" - наверное не очень удачно - как-то "неаппетитно", что ли. Ведь пух-то внутри, и если перина засалена, то ткань становится более непроницаемой для пуха.. Возможно, лучше было бы:
"Пусть будут в блеск засалены перины"

Да и

"Может сзади и не так красиво,
Но - намного шире кругозор,
Больше и разбег, и перспектива,
И еще - надежность и обзор. "

- почти все здесь можно с таким же успехом приписать к "плюсам" первого ряда. Но, понятно, что от стихов нельзя требовать математической точности.

Если бы он закончил на том, как хорошо сидеть сзади, то очевидно, - была бы обычная графомания.

Думается, что домысливание нехарактерных для творчества Высоцкого черт (для болшего его "возвышения" ), как и всякий перебор, не идет на пользу. С


Рецензии
Я читал этот материал и раньше. Ну, что сказать? Мне В. и всё, что накручено вокруг него и уже стало как бы "нечто", живущее самостоятельной жизнью, и вокруг чего кормятся многие и многие исследователи и знатоки - навязло в зубах своей назойливостью. Неинтересно! Я не хочу ввязываться ни в какие споры и полемики, у меня установившийся взгляд на это, и если я и завожу разговор о нём, то лишь с позиций защиты настоящего, русского искусства (выразился не точно, но не хочется тратить время на уточнение - и так всё понятно).
Отдаю должное Вашей позиции в споре с аппонентами!
С уважением,

Вит Уйманов   10.04.2019 21:36     Заявить о нарушении
Виктор, думаю, мы с вами прекрасно всё понимаем. Большое спасибо за отзыв!

Владимир Николаевич Новиков   11.04.2019 08:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.