По лезвию чувства
До сплетен охочих злословных паяцев.
Зачем-то, ведь, я так увидела счастье:
На лезвии чувства
Над пропастью страсти.
Темнеет в глазах и светлеет на сердце,
Когда удаётся любовью согреться.
Безропотно я принимаю причастье
От лезвия чувства...
От пропасти страсти.
Откуда взялось сумасшествие это:
С охотою падаю в темень из света.
И кто меня жизнь провести угораздил
По лезвию чувства
Над пропастью страсти.
29.01.2017
Краткий анализ стихотворения
Тема: противоречивая природа любовного чувства — его притягательность и опасность, грань между счастьем и риском.
Основная мысль: любовь воспринимается как опасное, почти экстремальное переживание («лезвие», «пропасть»), но при этом — как единственно возможное счастье, перед которым невозможно устоять.
Композиция:
3 строфы, каждая завершается рефреном «По лезвию чувства;/;Над пропастью страсти» — создаёт эффект навязчивой мысли, круговращения чувства;
первая строфа — заявление о бесстрашии и парадоксальном видении счастья;
вторая — противоречивые ощущения («темнеет в глазах» vs «светлеет на сердце»);
третья — вопрос о происхождении этого «сумасшествия» и признание неизбежности пути.
Тип речи: лирическое размышление с элементами повествования (динамика переживания).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной насыщенностью.
Средства связи предложений:
лексический повтор ключевых образов («лезвие чувства», «пропасть страсти»);
синтаксический параллелизм («На лезвии чувства;/;Над пропастью страсти»; «От лезвия чувства…;/;От пропасти страсти»);
анафора («Люблю…», «Зачем-то…», «Откуда…»);
контрастные пары («темнеет… и светлеет», «темень из света»).
Дополнительные наблюдения:
Ключевые образы;метафоры:
«лезвие чувства» — хрупкость, острота, опасность, предельная напряжённость переживания;
«пропасть страсти» — бездна, риск, неуправляемая сила влечения.
Контрасты и антитезы: свет/тьма, страх/бесстрашие, падение/подъём, боль/радость — подчёркивают двойственность любви.
Лексика: сочетаются возвышенные («причастье», «сумасшествие») и разговорные («угораздил») элементы, что придаёт искренность и живость исповеди.
Интонация: исповедальная, взволнованная; вопросы и восклицания подразумеваются интонационно.
Ритм и звучание: перекрёстная рифма, чередование длинных и коротких строк создают неровный, «дрожащий» ритм, соответствующий теме неустойчивости.
Итог: стихотворение передаёт опыт любви как пограничного состояния — пугающего и опьяняющего одновременно. Рефрен закрепляет главный парадокс: герой сознательно выбирает путь по «лезвию», понимая его опасность, но не желая иного счастья.
Свидетельство о публикации №117012900816