Сказочка на ночь
Решил, расскажу и я вам сказочку. Разрубаний топором, повешений и утоплений, сжиганий на костре и бытового каннибализма в ней не будет, безумств плоти тоже, так что рискну я рассказать ее вам на ночь. Авось и обойдется.
Давным-давно, когда я и сам еще совсем не вырос, жил маленький мальчик. Светловолосый, голубоглазый. Смышленый мальчик. Читать выучился рано. Лет в пять уже бойко читал самому себе толстую стопку детских книжек. Правда, помнил он их все наизусть, так что не сильно то и смотрел в текст. Но новые книжки читал уже сам. В школу он пришел, умея читать и считать (слово миллион он уже знал, и знал, что оно обозначает). Лет в десять раз за разом обыгрывал в шашки своего тридцатилетнего соседа, который смущался и просил еще партийку, и снова проигрывал. Учился легко. Класса до пятого. Потом ему стало скучно. Учителя были слабенькие и заменяли свое слабое знание предмета строгостью. Ему это не нравилось. Мама с папой были люди простые, и тоже особых знаний ему дать не могли. Поэтому годовые табеля у него были так себе. Любил рисовать. Когда он закончил восьмой класс, и нужно было выбирать - оканчивать школу, или куда-то поступать, он, по совету матери, очень заботливой и любящей женщины, поступил в техникум на отделение «Архитектуры», рисовал ведь.
Вот техникум и стал в его жизни первой заметной ступенью. По уровню подготовки он мало чем отличался от вуза. Но самое главное предметы – «История архитектуры», «История и теория искусства», Рисование – графика и акварель. Здесь он наслаждался. Правда, был и сопромат.
Прошло время, и он стал подростком. Нужно было примерять на себя взрослую жизнь. Девочки все больше и больше становились самым заметным и привлекательным из того, что он видел вокруг. А вот с этим не получалось. Он не любил действовать наобум, просто исходя из своего желания. Навязывать свою волю. Он хотел знать, что делает и зачем. Он хотел знать, чего ждет от него девочка. Он не хотел обмануть ее ожидания. Вообще, он не любил тех ситуаций, смысла и значения, которых он не понимал, и которые, соответственно, не контролировал. Находясь в которой, он не имел бы в запасе нескольких проверенных выходов, стратегий развития. А вот со знаниями о девочках (а у них со знаниями о мальчиках, как выяснилось позже) в нашем дивном обществе было совсем плохо. «Декамерон» был прочитан лет в четырнадцать. Фильмы, иногда давали возможность оценить женскую фигуру, но, в общем, и все. Из каких-то возможных элементов взрослых отношений – томные взоры, страдания под окошком, прогулки, повесив на нее свой пиджак, потом неестественные поцелуи, и в самых смелых фильмах, падение в стог сена, на косогор у реки, в постель, и немножко сопения. Определить смысловое содержание всех этих увлекательных событий было невозможно. Выстраивая свою стратегию отношений с девушкой, нужно было выбирать из этого набора. Построить глазки, пострадать, не забыть повесить на нее свой пиджак, и дальше как мать природа подскажет, потому что ни в кино, ни в литературе про это ну, никак. Оставалось загадкой, можно ли менять очередность всех этих действий. Упасть с ней в постель, а потом построить ей глазки? Накинуть на нее свой пиджак, а потом пострадать немножко? В общем, мутненько все было. Ясно было одно - итогом должно было быть взаимное удовольствие. Но и само удовольствие оставалось загадкой. Оно то зачем? Просто удовольствие само по себе и все? В его представлениях о мире, любое действие, имеет следствие. Мы предпринимаем некоторые действия, чтобы получить, предполагаемые в данном случае, следствия (результат, зачем то нужный нам). Вот с этим была основная сложность. К какому результату нужно стремиться в отношениях с девочкой? Просто удовольствие само по себе, его не устраивало. Заметьте, юноша не был эпикурейцем и гедонистом. За удовольствием, должно было что-то следовать. Ну, он видел, как действовали многие. Раз за разом ходили за удовольствием. Вели свой счет. И сколько это должно было продолжаться? Пока очередная девочка не «залетит»? Или пока вас ее мама с папой не застукают? Бессмысленность такого поведения была очевидна. А смысл уже давно был его кумиром. Он то и многие школьные занятия невзлюбил, именно, из-за отсутствия в них смысла. Одним словом вопросов было много, а ответить на них было некому. Поэтому, после армии он поступил в университет и стал изучать философию. Ну, хотя бы она-то должна была помочь найти ответы.
Позже, уже став молодым мужчиной, он понял, встреча с женщиной, и получаемое взаимное удовольствие, имеют самоценность, т.е. прекрасны сами по себе. Но с одним существенным нюансом. Кто эта женщина? Вот над разгадыванием этой загадки, кто должна быть эта женщина, и прошли его лучшие годы – между 20 и 30. Решать эту задачу детским перебором кубиков – Этот? Нет, не этот. Может этот? Тоже нет. Вот этот, наверное? Нет, не он. Ну, может быть хоть вот этот? Может быть. - Такой вариант его тоже не устраивал. В общем, молодой человек встал перед извечной задачей – познать женщину. А эту задачу мужчина решает всю свою жизнь. И, очень часто, у каждого оказывается свое решение. У кого то 2х2=4, у кого то – 3, у кого то – 2. И каждый оправдывает свое решение своим мучительным и добросовестным поиском. А многим так и не удается ее решить. В общем, сложная задача. Многие умные, как раз поэтому, советовали вовсе не браться за это. Во-первых, потому, что это очень сложно. А, во- вторых, нельзя совместить эти два важных дела - познавать женщину, и любить ее. А его сердце властно требовало любви. Так, что, кажется, свет был не мил. И однажды ему показалось, что не мил. Но уберегла его судьба. Ребенок.
Ах, эти дети, дети! Что за чудо эти дети до трех лет! Когда они еще не отличают мысль и слово, слово и дело. Если их обидели - они плачут, и горю их нет предела. Они не изображают горе. Это самые несчастные люди в мире. Но если они любят!.. Так прижиматься, так беззаветно любить может только чистый сердцем ребенок. Разве можно обманут его доверие?
Большая любовь случилась у него поздно. Со зрелой женщиной, тоже искавшей любви. Но это самое большое, в его взрослой жизни, событие пришлось на самое что ни на есть лихолетье. Люди нищали, а кто-то стремительно богател. Он был молод, энергичен. Его несла по жизни любовь. Он не дал семье с двумя маленькими детьми опуститься в нищету. Ему даже удавалось создать и поддерживать в семье некоторый достаток. В семье были праздники. Ему удавалось сохранять в семье микроклимат, хорошее самоощущение для всех.
Но потом те, кто не зарабатывает деньги, а перераспределяет их, решили поделить их по-новому. Случился дефолт. Он разорился за один день. То, что он делал несколько лет, умерло. Он противился этому. Еще года полтора он пытался подняться. Но с собственным делом было кончено. Он, правда, успел вырастить детей. Одному дать профессию, которая кормит его до сих пор. Женить. Второго женил попозже.
Прошло время. Он остался один. Так бывает в жизни. Сожалел ли он о том, что произошло? Конечно. Могло ли все быть по-другому? Вряд ли. Он сожалел только о том, что не все смог дать любимой женщине из того, что хотел. Он, конечно, знал житейскую мудрость о том, что обещая до свадьбы невозможное, мужчины после свадьбы не выполняют даже то, что им по силам. Но утешала она его мало.
Прошли годы, много лет. И теперь это не мальчик. Это уже безвозвратно взрослый, немолодой мужчина. С тех пор как он был маленьким, можно сказать, минула вся жизнь.
Он узнал смысл этого мира. Это быть для кого-то. Твоя жизнь имеет смысл, если ты живешь для кого-то. Быть нужным для кого-то, это и значит жить.
Ему стало легче от того, что он узнал сокровенную тайну этого мира. И ему было легче еще некоторое время. Но потом возник вопрос. Он не дает ему спать и заставляет возвращаться к нему днем и ночью. На стадионе и в метро, при прогулке, при просмотре футбола, при чтении книги. Этот вопрос встает перед ним, и требует ответа. Должен ли это быть один человек из всего мира, ради которого ты живешь? И чем больше он думает, тем меньше он уверен, что это должен быть один человек. Многие, размышляющие над этим же вопросом, уже уверенно говорят – нет, не один. Он еще думает. Ему кажется, что он сможет найти свой ответ. Он этого очень хочет.
Мораль у этой сказочки?
У старых сказочников она часто была совсем незатейливой. Но поскольку, я убрал из этой сказочки все ужасы и «казни египетские», то будет простительным, если и мораль у меня будет немножко громоздкой.
Думать, и вырабатывать свое мнение, во всем искать смысл – тяжело. Стоит ли? Если стремиться в этой жизни делать самостоятельные шаги, и за все что с тобой произойдет нести ответственность, это необходимо. Если есть кому довериться, и прожить жизнь, не растеряв этого доверия, не усомнившись в выбранном авторитете, тех бы звать не стал. «Блажен, кто верует», как сказано у поэта. Есть ли вечная любовь? На это ответа нет. Есть предположение. Повзрослевший мальчик еще думает.
Ну, вот детишки. Не знаю как ваш поздний вечер, а моя сегодняшняя ночь уже закончилась. Нужно идти ставить чайник на плиту, и идти к людям, к тем, кто меня ждет.
Свидетельство о публикации №117012910506
Прочитала Вашу сказку. Мне было интересно мировоззрение
мальчиков, всё, что ими, их поведением руководит в
определённые периоды жизни.
Ваш герой какой-то заумный, неискренний, не живой.
Не скажу, что он мне с самого начала понравился.
А потом и вообще разочаровал...
Это всё я говорю до Вашего "подитоживания".
В сказках мораль не выносится, это не басня!
Вспомните, как компонируются сказки: зачин, кульминация,
развязка.
Никаких выводов: вот волк был глуп, а лиса хитрая,
поэтому она его и обманывала. Не будьте, дети, глупыми...
Вы меня понимаете? В сказке события и действия в них героев.
Спасибо Вам. Я пополнила свою коллекцию характеров.
С уважением к Вам и симпатией,
Дарья Михаиловна Майская 27.04.2018 22:04 Заявить о нарушении
На счет выводов. Отчего же нету? "Сказка ложь, да в ней намек", "и я там был, мед-вино пил". А сказочка, она же и сказ. Там еще более вольные формы.
На счет жизненности и искусственности. Недавно вспоминал Сибилу Вэйн у Уайльда. Пока не любила, убедительно играла любовь на сцене. А полюбила, и ее настоящие чувства на сцене оказались неестественными.
За внимание и отзыв спасибо. Перечитаю позже свою сказочку и еще раз ваш отзыв. Попробую отстраниться от авторства.
Хотя, как всякий сочинитель норовист.
Валентин Мацкевич 27.04.2018 22:33 Заявить о нарушении
В коллекцию не автора, а ХАРАКТЕР героя.
Сказка ложь - это не вывод. Это присказка, в данном
случае автора. Из неё вывода не сделаешь: молодцам урок.
А какой урок? Каждый вынесет свой, независимо от автора.
Точно также: тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Понимаете?
Спасибо. Вам. С уважением.
Дарья Михаиловна Майская 27.04.2018 22:58 Заявить о нарушении
Еще раз на счет выводов. В сказках вывод делается. Не всегда, это верно. Можно сказать - редко. Но у того же Пушкина:
«А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»».
У Полевого в переводе сказок братьев Гримм.
«Вот так-то! Чего только на свете не бывает!..»
Но принципиально отстаивать эту позицию не буду. У меня ведь все-таки не сказка. Это некоторый нарратив, повествование, то, что сказывают, рассказывают.
Рассказывают довольно доверительно. Довольно камерное повествование, согласитесь. Рассказывают перед сном, вот основной мотив жанровой отсылки вначале текста. Ну, и ко всему, всякий уважающий себя автор свое право на самовыражение всегда ставит выше всяких жанровых ограничений.
Вам признателен за внимание к тому, что пишу. Хотя в преамбуле к моим текстам я отмечаю, что я не поэт (почитаете мои стихи, и совершенно в этом убедитесь) и не писатель. Я человек, который делится своими наблюдениями. Поэтому жанры, стили, ритмы всегда приношу в жертву мысли или образу, который хочу донести. Непрофессионально? Совершенно!
Но на том стою.
Валентин Мацкевич 28.04.2018 00:05 Заявить о нарушении
Это Мережковский в своей работе "Данте" приводит его слова.
Так что мой герой чуть-чуть похож на Данте.
"Божественную комедию не написал", просто жизнь свою превратил в комедию. )
С наступающим Новым годом.
Валентин Мацкевич 30.12.2020 09:39 Заявить о нарушении