Горе от ума...

ГОРЕ ОТ УМА...
(на тему местного самоуправления)

На днях наш корреспондент беседовал с бывшим Советником Главы Сергиево-Посадского муниципального района Павлом Юрьевичем Спиваком, попавшим в августе текущего года под жернова «кадровой» чистки.

Павел Юрьевич не любит светиться на местной политической сцене. Несмотря на это, его имя хорошо известно сергивопосадцам по ряду собственных публичных выступлений и репортажей о нем из местных СМИ.

На происходящие в районе события этот человек имеет свою точку зрения. Всегда это мнение компетентного специалиста-практика, мнение человека, обладающего активной гражданской позицией.

За свою независимость и смелость честных суждений Павел Юрьевич не раз подвергался нападкам со стороны своих политических оппонентов, а также работая на различных должностях государственной и муниципальной службы.

«Белая ворона», как принято называть таких людей, во многом талантливый и интересный человек, в общении Павел Юрьевич на удивление прост и доступен.

Однако, на страницах местных печатных изданий делится своими размышлениями неохотно, остерегаясь журналистских интерпретаций и подчисток.

Не надо долго объяснять, что слово чиновник в народе стало именем нарицательным и вызывает крайнее раздражение жителей, хотя бы раз побывавших в коридорах власти. Павел Юрьевич – как муниципальный служащий был скорее исключением из правил.

Есть даже такой случай в его автобиографии, оставшийся как говорится «за кадром». В конце апреля 1990 года, как-то идя с очередного дежурства в Загорском отделе внутренних дел по улице Митькина, что в Сергиевом Посаде - район «Банного двора», он едва успел заметить упавшего с мостка в реку Кончуру мальчика трех лет, больного церебральным параличом.

Мгновенно, не раздумывая ни секунды, прямо в милицейской форме, в прошлом воздушный десантник, он «совершил прыжок» в ледяную воду за утопающим, и уже было пошедшим ко дну ребенком, вытащил на берег бездыханное тело и привел малыша в чувство. Радость спасения несчастного дитя разделили все участники и свидетели случившегося, особенно родная бабушка, не уследившая во время за сорванцом.

Затем, всем двором сушили форму лейтенанту милиции, сидя прямо на берегу Кончуры, и немного согревались (ибо на дворе стоял апрель месяц в раннее утро, и заметим - после работы) по поводу чудесного спасения. Вот один из примеров милицейских будней - службы во имя спасения, маленький подвиг человека, не любящего политической трескотни.

Есть категория людей, всегда готовых прийти на выручку и не поддающихся со временем коррозии души и сердца. Оппозиционные силы в районе не раз призывали Спивака под свои знамена. И всегда он оставался человеком чести, верным воинской присяге, человеком, руководствующимся не конъюнктурными соображениями, а следуя здравому смыслу, зову души и сердца.

Его бывшие одноклубники по демократическому крылу всегда по этому поводу недоумевали и, наконец, просто махнули на него рукой. Лишенному врожденной патологии на все подчиняющую власть, ему, как и многим, сегодня, трудно сосуществовать с политическими паразитами и пролазами, оставаясь по-прежнему «белой» вороной.

По причине своего обаяния и умения вести диалог, у Спивака нет явных врагов, сам в больших друзьях он не ходит и к этому не стремится. Павел вхож в кабинеты и окружения, но никогда не бывает чьим-то и не дружит «против», по причине не способности на подлость и предательство.

Имя Павла Юрьевича в этом году вновь прозвучало для широкой общественности, но уже со страниц летописного романа нашего известного земляка Сергея Бокова «Напряжение». Павел является одним из многочисленных героев данного повествования, вписав в летопись родного Радонежья, не одну светлую строку.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, ликвидатор Спитакского землетрясения, депутат районного Совета 21 созыва, составлявший тогда районный комсомольский актив демократической поры девяностых…, и просто наш земляк, своим жизненным примером снискавший к себе уважение большинства коллег и друзей, знающих его не понаслышке.

Поводом же для нашей встречи послужило сообщение о том, что массовое сокращение муниципальных служащих в районной администрации сегодня в ходе реформирования местных органов власти, затронуло и его, человека непосредственного стоявшего у истоков муниципальной реформы. И потому темой нашего разговора была реформа местного самоуправления, и все, что с ней связано. Текст беседы в записи приводим ниже.

Кор.: Павел Юрьевич! Что сегодня мешает кадровому юристу, много лет проработавшему в здании районной администрации на различных должностях муниципальной службы оставаться «на плаву?» Издержки это все той же пресловутой муниципальной реформы или чей-то злой промысел?

П.Ю.:
С возрастом, как известно, иммунитет, т.е. способность организма противостоять влиянию активных и вредных сред, падает. Не все успевают перестроиться и поэтому попадают в зону риска.

Кор.: Я знаю, это происходит, не у всех живых организмов одинаково.

П.Ю.: Да, Вы знаете, в нашей районной администрации есть поразительные примеры живучести (смеется).

Кор.: Это в шутку. Ну, а если всерьез.

П.Ю.: Я не стал бы акцентировать внимание со своим увольнением. Как и многие мои коллеги, я оказался в числе муниципальных служащих, попавших в ситуацию с массовым сокращением штатов. И здесь печален не сам факт сокращения работников администрации, есть для этого объективные причины – и, прежде всего это требование законодательства, а скорее то - как это сегодня делается в аппарате районной администрации.

И это есть уже субъективный фактор. Структурно-штатная чистка в администрации района идет в режиме повышенной секретности и подковерно. Происходит это по причине и неумелого управления аппаратом администрации, а также в силу проводимой протекционистской политики ее руководства.

Здесь интересен тот факт, что человек стоящий сегодня старшим по аппарату и возглавляющий работу по кадровой зачистке, несколько лет назад работал журналистом в муниципальной газете «Вперед», некогда писал обо мне хвалебный очерк относительно событий армянского землетрясения 1988 года, а сегодня немало потрудился над тем, чтобы вытравить меня из структуры районной исполнительной власти. Кстати сказать, тот очерк о Спитаке стал лучшим по итогам уходящего 1998 года.

Жизнь часто подвигает нас на всякого рода испытания и лишения. Испытания войной, голодом, разрухой. Вспомните в мирное время, хотя бы известную «перестройку» Горбачева, либерализацию Гайдара и обвал рубля Павлова, приватизацию по Чубайсу, криминальное вхождение страны в рынок и т.д. Очевидно, капитализация страны порождает и безработицу как социальное массовое явление.

Помните, по Марксу и Энгельсу из школьной программы. С перестройкой страны товарно-денежные отношения пришли и в районную администрацию. Массовое увольнение работников можно рассматривать как издержки канцелярского перепроизводства. Так что, как говорится: «Специалисты, с вещами на выход!» Трудно жить в эпоху перемен.

Очевидно, от государственных и муниципальных реформ мы, простые граждане, ждем улучшения, а не ухудшения жизни. Но, к сожалению все происходит с точностью до наоборот. Преобразование к лучшему на поверку оказывается мнимым для подавляющего большинства граждан.

И сопровождаются процессы реформ, как принято называть, разного рода негативными тенденциями: необоснованным взлетом цен и тарифов на товары, лекарственные препараты, коммунальные услуги, застоем, грязью и мусором.

Сопровождается реформирование на местах бездарными структурными ломками и изменениями в системе управления района в целом, и в аппарате администрации, в том числе растаскиванием муниципального имущества и бесконечного противостояния властей - района и поселений, района и области.

Меня, как человека и гражданина, конечно, такое положение дел не устраивает и возмущает. И я всегда буду противостоять таким вот «негативным тенденциям» и реформаторам их порождающим, буду ли работать в структурах органов власти или за ее пределами.

Поэтому, работая преимущественно в институте исполнительной власти, и зная ее проблемы изнутри, понимаю, что кризис районной и городской властей носит системный характер. Что кризис этот уже давно наступил. И наступает время, когда со всей очевидностью начинаешь сознавать, что ни один блистательный пиар-полит-технолог не закроет своим накаченным телом зияющие бреши жилищно-коммунального хозяйства, не устранит катастрофические просчеты районного и городского руководства в финансово-экономической, градостроительной, правовой, кадровой политике, и т.д.

Что без политической воли руководителей самого высокого ранга, без желания и умения выстраивать взаимоотношения и находить необходимый политический компромисс, не достичь результатов по наведению порядка и стабильности в районе. Наконец, власть должна осознать утопичность своего поведения по искоренению квалифицированных кадров в угоду своим политическим амбициям, и привлечь к конструктивной созидательной работе, прежде всего, профессионалов-практиков.

Чем протяженней и глубже кризис власти, тем труднее осуществить попытки отладить ее изнутри, т.е. в недрах существующей системы. Ибо жалкое и уродливое подобие власти, всячески мешает и отторгает здоровую плоть, не давая ей нормально жить и развиваться.

Кор.: Павел Юрьевич, работая в должности советника Главы района, Вы по определению должны своими советами помогать действующему Главе района. Действенной ли оказывалась такая помощь?

П.Ю.: Можно я воздержусь от комментариев по этому поводу, т.е. по поводу взаимодействий штатного советника Главы района и самого Главы района. Когда совет, что называется – не впрок.

Не лукавя, могу лишь заметить, по - меньшей мере лет семь мне приходилось работать, что называется на корзину, и честно проедая средства налогоплательщиков. Власть предержащие, как говорится, со своим царьком в голове и не сильно нуждаются в чьих-либо советах. И я полагаю себе так - поскольку у нас с моим бывшим патроном не было единства целей, то отпадал и сам механизм в их реализации.

«Система» в лице ее бюрократической верхушки борется за выживание и как кукушонок, выбрасывает чужие яйца из гнезда. Несовершенство же законодательной базы о местном самоуправлении, дало лишь дополнительные возможности властному меньшинству рассчитаться с неугодными лицами и провести кадровую вендетту.

Противоречие сложившейся ситуации как раз заключается в том, что год назад вновь образованные городские и сельские поселения испытывали жесточайший кадровый дефицит, а администрация района только сегодня, т.е. спустя год с учетом сложившихся обстоятельств стала готова, наконец, поделиться своими кадрами.

Именно тогда, когда городским и сельским поселениям они просто стали теперь не нужны. Как говорится – хороша ложка к обеду. В ближайшей перспективе почти восемьдесят процентов специалистов районной администрации будут вынуждены скитаться в поисках работы и «благодарить» своего нынешнего работодателя за заботу и чуткое отношение к себе.

Кор.: Какой же общий итог из всего вышесказанного?

П.Ю.: Вывод напрашивается сам собой, районная администрация отстала от процесса реформирования местных органов власти, в том числе и пополнением квалифицированных кадров вновь образованных поселений ровно на год. Просчет сравним с преступной халатностью и небрежностью, говоря языком следователя.

Кор.: Наконец мы с Вами подошли вплотную к теме самой реформы местного самоуправления по 131 Федеральному закону у нас в районе. Новое админстративно-территориальное деление района, выборы Глав и депутатов поселений, по сути, возрождение института поселенческих Советов. Выстроена новая система районной власти. Вы находились у истоков реформы в районе под командованием Сергея Александровича Персианова. Что удалось сделать или не сделать в этой связи?

П.Ю. С вашего разрешения позволю себе совершить небольшой исторический экскурс.

Буквально в ходе нашего сегодняшнего разговора, ловлю себя на мысли, что с муниципальной реформой мы старые друзья. Припоминаю, будучи депутатом районного совета 1990-1993 гг., мы с коллегами депутатами создали постоянную комиссию по вопросам развития местного самоуправления. Возглавил ее тогда сегодня не безызвестный правозащитник - Сергей Борисович Крыжов.

К сожалению, тогда я не входил в ее состав. Но поскольку я сам сопредседательствовал в депутатской комиссии по законности, правопорядку и защите прав граждан, то довольно часто решал вопросы, взаимодействуя с комиссией по развитию местного самоуправления.

Судьба так опять распорядилась, что депутатская страда двадцать первого созыва 1990-1993гг. закончилась для меня и для всего депутатского корпуса, состоящего тогда из 240 человек, досрочно. Указом первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, Советы депутатов были упразднены и распущены. Снова испытания и осмысление происходящего.

Вспоминаю, какие противоречивые чувства боролись в душе. Те непередаваемые чувства досады и протеста во мне живы до сих пор. Очевидно, именно тогда дал себе зарок - в депутаты больше не ходить. Хотя, говорят - время раны лечит.

Парадокс же заключается в том, что уже в 2005 году в должности начальника Управления координации реформы местного самоуправления администрации района под руководством Сергея Александровича Персианова, тогда первого заместителя Главы администрации района, вместе с командой молодых реформаторов, мы восстанавливали местные Советы, по сути - создавая с нуля, обеспечивая процесс подготовки избирательных действий представительной власти и выборов Глав поселений. Необходимо заметить, что реформа местного самоуправления шла и идет сегодня прямо с колес. Идет со скрипом и пробуксовкой.

Два года назад многими не воспринималось то, что мы делали. Первыми прокладывать путь реформы всегда нелегко. Думаю в целом, путь создания новых институтов власти вновь образованных поселений и подготовки необходимых проектов основополагающих документов, прошли мы достойно и с пользой дела.

Добрым словом не раз будут упомянуты те, кто реально стоял у начала реформы местного самоуправления в районе. Большое спасибо от себя лично и ото всех жителей района говорю я своим бывшим коллегам.

Несовершенство законодательной и нормативной базы о местном самоуправлении, отсутствие необходимого экономического базиса для реформы, инертность мышления отдельных руководителей и саботирование начатых позитивных преобразований, как раз и приводит к большим материальным и морально-человеческим потерям, о которых мы с Вами сегодня говорим.

Кор.: Павел Юрьевич! Почему в действующей структуре администрации района не значится структурное подразделение, отвечающее за ход муниципальной реформы в районе?

П.Ю.: Пусть это будет моим субъективным мнением заинтересованного человека, но упразднение администрацией района и районным Советом депутатов Управления координации реформы местного самоуправления год назад было дело крайне поспешным и вредным.

Скорость, с которой расформировали Управление реформы, напоминала ситуацию, словно кто-то с кем-то сводил счеты или делал противное как тать исключительно по злому сговору. Отчет о работе управления никто не заслушал, ни в администрации района, ни на заседании районного Совета депутатов.

Депутаты районного Совета проголосовали за изменения структуры районной администрации автоматически, не видя даже самой структуры, в которую вносили изменения. Структуры, из которой ловко и умело старший по аппарату растворил Управление по координации реформы. Истинные причины о таком решении - мне до сих пор непонятны и неизвестны.

Вот тогда-то впервые за время работы в районной администрации (более двенадцати лет), я получил первое предупреждение о предстоящем своем сокращении за подписью руководителя на букву «П». Нет, это не был Сергей Персианов, но близкий к его окружению районный аппаратчик. Вскоре я лишился и своего служебного кабинета и рабочего компьютера. Как говорится, подковы содрали прямо на скаку.

Деятельность возглавляемого мною Управления координации реформы было свернуто сразу после реализации одного из основного, но не последнего этапа реформирования местного самоуправления – выборов Глав и депутатов поселений.
Сергей Александрович Персианов был избран Главой городского поселения Сергиев Посад. Получилось так, что отец-реформатор Персианов ушел в градоначальники, а вместе с ним свернулась и вся муниципальная реформа.

За короткий отрезок времени - несколько календарных месяцев Сергей Александрович продемонстрировал всем искуснейшее мастерство игры в быстрые шахматы. За один блиц, он убил не двух, а четырех зайцев. Первое – он возглавил, как сейчас принято называть брендовое направление в деятельности районной власти - «муниципальную реформу».

Второе - добился назначения себя первым заместителем Главы района Упырева Анатолия Александровича и в выборной кампании «раскручивал» себя как ближайший сподвижник опального Главы района, автоматически заполучив значительную часть электората Главы района.

Третье – Сергей Персианов в значительной мере использовал кадровый ресурс Управления координации реформы в своем выборном штабе, где на него работали «мертвые души», только числящиеся в штате муниципальных служащих Управления по координации реформы, а зарплату, точнее вознаграждение, получали за деятельность, мало связанную с реформой МСУ. Таким образом, реформатор Персианов старший обеспечил выборы себе в городские Главы, а Персианову младшему в депутаты городского совета.

И, наконец, четвертое – девяносто восемь процентов сотрудников Управления координации реформы после «победоносных» выборов вошли сразу же в аппарат новой городской администрации. Нужны ли советы знатоков таким блистательным игрокам?

Эйфория от выборов вскоре прошла. Пришла пора засучивать рукава и браться за дело. Проблемы поселений выступили на передний план. Но в большинстве случаев к управлению территориями, включая Сергиев Посад, пришли новые и обладающие малым опытом работы руководители и неопытные депутаты.

Ограниченные в правах, не имеющие собственных бюджетов и обремененные «наделанными» долгами предшествующих администраций, новые Главы и Советы поселений пустились кто во что. Брали суверенитета – сколько могли, по максимуму, в рамках федеральных и областных законов, судились, рядились, одним словом – выживали и принялись за бизнес от власти. И это не вина поселений, а наша всеобщая беда, от неумения и нежелания слышать и понимать друг друга, и находить необходимый компромисс.

И все это могло бы носить нормальные, цивилизованные формы, если бы процесс становления власти на местах был скоординирован и должным образом подготовлен районной властью.

Как мне представляется, именно институт координации реформы местного самоуправления под крышей районной власти был призван и способен обеспечить такой поступательный и динамичный процесс реформирования. Сегодня можно много говорить и спорить о том, насколько полезным и умелым было Управление координации реформы в момент начала реформы. Были и вполне оправданные нарекания в адрес работы Управления. Но это вовсе не значит, что Управление реформы надо было сразу «мочить».

После проведения масштабных выборов в поселениях, работу структуры, занимающейся муниципальной реформой необходимо было подкорректировать, наполнить новым содержанием и укрепить новыми кадрами. Кто посмеет сегодня возразить, что такой институт в период реформирования не нужен.

Администрация района, безусловно, так или иначе, включена в процесс реформирования, но строится такая работа бессистемно. Объективно, муниципальная реформа на территории района вышла из-под контроля районной власти. На сегодняшний день в администрации района отсутствует план реализации муниципальной реформы и преобразований.

Главы и председатели Советов депутатов поселений, кто смелее и проворней, ищут счастья в приемной Губернатора Московской области. Те, кто не особо боек, объединяются в группы, чтобы легче дружить против несговорчивого Главы района за полномочия и злополучную смету. Кто совсем слаб или помудрей - пишет соглашения о передаче полномочий поселений району по примеру Дмитровского района.

Самое некрасивое, на мой взгляд, что вся эта политическая чехарда происходит за казенный счет, из кармана наших жителей – налогоплательщиков.

Кор.: Павел Юрьевич! На сколько я информирована, Вас Главы поселений и Председатели Советов депутатов на одном из своих заседаний полгода назад единогласно, и как прозвучало в прессе, избрали исполнительным директором ассоциации муниципальных образований Сергиево-Посадского района.

Может им как раз не хватало вашего опыта и участия? Почему Вы досрочно сложили с себя полномочия исполнительного директора, по сути, не начав работы в этом коллегиальном органе? Расскажите об этом немного.

П.Ю.: Благодарю за очень хороший и емкий вопрос.
Многие мои коллеги, проголосовавшие тогда за меня, действительны были разочарованы моим уходом. Для меня, признаться на то были самые серьезные причины.

Да, действительно действующее законодательство о местном самоуправлении, да и просто здравый смысл предполагает некие формы объединений вновь образованных муниципальных образований для выражения и защиты своих законных прав и интересов. Такие объединения законом прямо предусмотрены для субъектов Российской Федерации в форме союзов или ассоциаций, т.е. объединений муниципальных образований как юридических лиц.

На уровне муниципальных районов закон допускает объединения муниципальных образований в хозяйственные общества по решению хозяйственно-экономичесих задач, в автономные некоммерческие партнерства и иные правовые формы.

Наш район оказался в очередной раз впереди планеты всей и стал объединяться в лице вновь избранных Глав и Председателей Советов депутатов поселений против неуступчивого Главы района. Хотя формально и самого Главу района «позвали» в данный союз. Как в басне Крылова, помните, что б делу дать законный вид и толк.

Беда кроется в том, что правовая форма объединения муниципальных образований Сергиево-Посадского района, предложенная Главами Сергиева Посада и городского поселения Пересвет, поскольку именно они в тот момент возглавили саму созидательную идею объединения, в форме ассоциации была спорной и юридически не безукоризненной. Содержание же отдельных и основополагающих положений Устава объединения, касающиеся, прежде всего, властных полномочий органов управления ассоциации, было мягко сказать некорректным, и сделан Устав объединения под себя.

Заручившись поддержкой подавляющего большинства присутствующих на собрании членов ассоциации, я, как и подобает юристу, включился в работу по подготовке учредительных документов к регистрации, предложил ряд существенных поправок для обсуждения и принятия. Однако идейные вдохновители союза муниципальных образований Сергей Персианов и Константин Негурица настояли на своем проекте устава вопреки требованиям закона.

В их представлении исполнительный директор ассоциации должен быть фигурой номинальной и максимально зависимой. С чем я, разумеется, не согласился, подводя под свое мнение, прежде всего законодательную базу. И поскольку на первоначальном этапе становления ассоциации возник конфликт интересов, то надеяться в дальнейшем на конструктивную и созидательную работу в ассоциации, мне не приходилось. Поскольку вся роль исполнительного директора ассоциации свелась, в конечном счете к роли официанта, обслуживающего банкет.

Посетив несколько раз заседания Правления и Общего собрания ассоциации, я понял, что основной своей задачей лидеры объединения ставят не конструктивный диалог и сотрудничество с членами, вошедшими в союз, а проведение собственной конъюнктурной политики и борьбу с Главой района.

Такой подход в работе ассоциации не очень сочетался с моими представлениями о ней, и я честно написал заявление о сложении полномочий, являясь к тому же еще и муниципальным служащим, обязанным оставить службу при переходе на работу в ассоциацию муниципальных образований. Одним словом, для себя я не увидел интересных и реальных перспектив в этом Союзе.

По большому счету, в моем представлении Объединение муниципальных образований – это и есть Сергиево-Посадский муниципальный район в лице ее администрации и районного Совета депутатов. Вопрос лишь заключается в умелом выстраивании взаимоотношений районной власти и власти поселений, чтобы быть вместе, в умении договариваться и созидать на принципах мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Проще говоря, в умении быть мудрыми и зрелыми политиками.

К великому сожалению, политики районного масштаба, стоящие у руля, пока ведут себя безответственно и безнравственно. И здесь должен быть создан институт обратной связи, в возможности влиять на избранных Глав и депутатов избирателями. Я говорю и о процедуре отзыва, и об институте общественного контроля и самоконтроле, т.е. нравственном аспекте.

В противном случае несовершенная система местной власти поглотит сама себя, ввергнув окончательно наш многострадальный район в состояние социальной прострации и хаоса. Здесь не последнее слово за законодателем. Реформа местного самоуправления должна быть нормативно защищена и экономически обеспечена.

Кор.: Павел Юрьевич, разрешите на этом закончить нашу беседу и поблагодарить Вас за столь обстоятельный и откровенный разговор.

П.Ю.: Благодарю Вас за внимание и за приглашение к диалогу.


8 января, 2010 год


Рецензии