Никола и Николай Рубцов

 Духовная родина.
Часть первая.

Осень пришла неожиданно. После "бабьего лета" хлынули проливные дожди. Они размыли дороги. Сотни ручейков бежали по липкой грязи обочин дороги, по её колеям, изрезанным колесами лесовозов. Не облетевший желтый лист березок трепыхался под дождиком,под порывом ветра,и казалось, что дождливая пора продлится вечно. Темно-серые тучи так низко опустились над землей,как будто легли на макушки осеннего намокшего леса.
 В какой-то миг казалось,что небо упадет на землю,соединится с полями на горизонте.
Сергей обходил дорогу стороной по влажной листве ив, берёзок,ольхи,через завалы деревьев.Пробираясь через мелкий пушистый ельник, он осыпал себя каплями дождя,которые падали с намокших ветвей на рукава, за ворот рубахи,на волосы, на давно промокшую одежду. Он привык к холоду дождя,к каплям,которые срывались с деревьев,и только ходьба согревала его замерзающее тело.
Корзина,доверху наполненная белыми грибами и красноголовыми подосиновиками,тянула руку.Уставший, промокший,но довольный Сергей пробирался сквозь смешанный перелесок и вышел на дорогу. Он пробовал пойти по ней,но скользкая колея,наполненная водой,была так глубока,что провалившись пару раз выше колен,решил,что больше не выдержит,и свернул снова в сырой осенний лес.Рассыпать грибы ему не хотелось,да и бороздить носом грязь...затея была не из приятных.
 Лес резко оборвался. Некошеные поля открылись в своей красоте увядания.Трава выше пояса стояла сплошной стеной, в ней путались ноги,было тяжело идти вперед. В траве неожиданно появились когтистые кустики шиповника. Они цеплялись за одежду, прилипшую к телу,прокалывали её насквозь,царапали озябшие ноги. Тонкие гибкие стволы березок,словно прутики, торчали из влажной травы. Не облетевшие желтенькие
листочки,словно бабочки шевелились под ветерком, то взлетали вверх,то опускались вниз.
 Сергей увидел впереди дома,полуразрушенный храм и пекарню на небольших холмах по берегу реки Толшмы. Кое-где над домами поднимался дымок,который вырывался из печных труб,и ветром сразу прибивало его к земле. В душе появилось приятное чувство, то ли от приближения жилья,то ли от усталости,которая дала о себе знать, то ли от лая местных собак. Аромат свежевыпеченного хлеба подхватил ветерок на горке, перекинулся через речку. Озябший грибник поймал его, вдохнул в грудь и впервые за день  почувствовал, что проголодался.
 Полуразрушенный храм,давно облюбовавший горку над рекой,как самое высокое место в селе,старел вместе с ним. Разграбленный в тридцатые годы,он стоял,как символ вечности под напором ветров,как памятник жестокой несправедливости его разграбивших.  В какой-то момент казалось,что вот-вот он рухнет, рассыплются кирпичи и камни,но он стоял "всем чертям назло".
Хлебопекарня, пристроенная сбоку к полуразрушенной церкви,выпекала  вкусный хлеб замешенный на чистой родниковой воде.
 Сергей поднимался в горку по траве,запнулся за камень. Металлический штырь воткнулся в сапог,пробил резину. Пришлось его снять и попытаться сдернуть его с металла. Грязная нога кровоточила,он с трудом втиснул распухшую ногу в сапог и, прихрамывая, направился к двухэтажному деревянному дому.
 Немного расстроенный, поднялся по скрипучим ступенькам на второй этаж,переоделся и перевязал распухшую ногу.Перекусив жареной картошкой,вышел на улицу.(правка)

2.
 Луч солнца скользнул из облаков,промчался по темно-синей туче, потом по домам села,на какой-то миг остановился на щеке Сергея,согрел её, а затем спрятался в нависшей туче. Серая затуманенная  даль снова брызнула мелким дождем. Он спрятался под навес крыльца,закурил,глаза забегали по горизонту. Ему так хотелось вернуть сбежавший луч солнца,который согрел щеку. На ней еще хранилось его тепло.
   В селе Сергей оказался  не случайно по направлению Тотемского отдела культуры.
Он стоял,вспоминал первые рубцовские чтения в районной библиотеке в Тотьме-  знакомства с Сергеем Багровым, писателем и другом Николая Рубцова, с Игорем Зайцевым с Великодворья,который был лично знаком с поэтом Рубцовым. Зимний вечер памяти  поэта прошел в торжественной обстановке, а в заключении вечера Сергей читал свои стихи, и эти стихи понравились всем. После окончания вечера участники мероприятия подходили знакомились с ним, это сыграло свою роль и он оказался в селе Никольском. Нет,он не рвался сюда, его долго уговаривали в отделе культуры,и после окончания договора с Сухонским Л.П.К(а)., он все-таки решился сюда приехать. Новые знакомства с местной властью,которая работала по принципу- "лишь бы меня не трогали", не очень его огорчила. За долгие годы работы по договорам,он понимал,что всегда обещают многое,а на самом деле помощи мало,все приходилось делать самому,но Сергей не боялся трудностей,наоборот, увлекался работой,время пролетало незаметно, да и дело спорилось.
 Он начал собирать материал по Рубцову,сплошная суета бесполезных поисков не принесла результатов. Говорили много,но никто не мог в селе рассказать,каким был Николай Рубцов,чем интересовался,о чем беседовал с соседями,о чем думал.
 По первым разговорам складывался не очень приятный взгляд на Николая  Рубцова: выпивал, играл на гармошке, был вспыльчив. В последствии Сергей убедился,что первый взгляд бывает обманчив. Его мучили вопросы,как служилось Николаю на Северном флоте,часто ли он приезжал в Николу,как сложилась жизнь на селе,остались ли после его смерти черновики.Очень хотелось почитать его первый рукописный сборник стихов"Волны и Скалы".Сергей не хотел идти к гражданской жене поэта Генриетте Шамаховой,он не хотел вторгаться в её личною жизнь.
 Местные мужики давно посмеивались над Сергеем. Он никак не мог найти общий язык с ними. Они не понимали, что если человек не пьет,не занимается физическим трудом,не работает в колхозе,значит он больной,дурак или тунеядец.Перелопатив в сельском совете даты приезда и отъезда Николая Рубцова из села(регистрация была обязательной для всех уезжающих и приезжающих граждан),сухие факты истории,ничего не дали интересного.
  В состав Никольского сельского совета входило десятка два деревень,наполовину угасающих.  В полуразрушенных деревнях местные жители в летний сезон еще ухаживали за огородом,окашивали участок,им не хотелось бросать кусочек земли,который был дорог. Здесь они родились,выросли и разъехались по России, и вот именно сейчас, когда вышли на пенсию,они поняли,что дороже для них нет уголка, и вернулись в родные края. Зимой заметало дороги к деревням,и везде хозяйничали только волки.Колхозники старели,оставляли насиженные места,перебирались ближе к цивилизации на зимний период,а летом возвращались в деревни.
  Мизерные зарплаты колхозников не могли удержать молодежь в селе,да и из очагов культуры были только клуб и библиотека с недостаточным бюджетом.
 Правда,оставалась природа,охота,рыбалка,но уезжающих это не трогало.
   3
 Сильные пожары в тридцатые годы уничтожили окрестные леса у реки Воя, а протравливание ядохимикатами нанесли большой вред здоровью местного населения и лесным массивам.
 Гибли лесные птицы,звери,животные, а семена лиственницы разбросанные с самолетов над лесами,тоже погибали от плотного подсада ельника и кустарников.Вмешательство человека в природу нанесло ей колоссальный урон.
 За несколько месяцев проживания в этом крае,Сергей понял, что местное население брошено на выживание. Нет, наверху не забывали прилетать за лучшим вологодским маслом на Никольский маслозавод. Раз в месяц прилетал вертолет загружался ценным продуктом, а потом "хоть трава не расти".
  Сергей вспомнил про разорванный сапог. "Что за камни на дороге около церкви и почему в них металлические штыри?"-подумал он.
Понятно,что это рукотворная работа, которая производилась в старину. Нужно было не просто вбить металл в камень,а так,чтобы он не лопнул. Скорее применялось сверление,а потом заколачивали металлический штырь.
(Со  слов Галины Мартюковой,(действующий директор Музея Н.М. Рубцова), на том берегу первые захоронения были начиная с 1936 года,а последние захоронения у церкви были еще в начале пятидесятых.
 Прошла неделя.Выставка посвященная Николаю Рубцову в бывшем детском доме(открытая 20 августа 1990 года в день города Тотьмы) ,которую Сергей открывал по утрам,была как наглядная агитация,блестела своей новизной фотографий.
Николай Рубцов запечатленный в полный рост  улыбался чему-то,а рукописный текст написанный  под фотоэтюдом,привлекал отточенностью слов поэзии.Этот гениальный поэт,погибший от рук сожительницы ,стоял в полный рост, и смотрел куда-то вдаль,как образ человечности и лирической поэзии.
 Стихи у него рождались от переживаний,от общения с местным населением,которое в те годы не понимало его. За глаза посмеивались над ним, а он в свою очередь подсмеивался над колхозниками. 
 Его судьба переплелась с малой родиной,где он провел детство в детском доме(при живом отце,хотя у его отца была другая семья,это Николай узнал позже) порой в разорванной обуви, и с горбушкой хлеба в кармане, он убегал куда-нибудь к речному раздолью и готов был часами наблюдать,как меняются краски неба,как лучи солнца скользят сначала по всем деревьям,а потом к вечеру,когда прохладный воздух поднимается от реки,лучи ускользают и прячутся с закатом за горизонт.Николай любил этот край,пологий берег,который тянулся и обрывался у реки, с ее изгибами,поворотами и старицами. Эти прогулки коров на пастбище,этих белых и рыжих лошадей,которые паслись в загоне с натертыми спинами, и помогали колхозникам перевозить тяжести,облегчая их нелегкий труд.
 Весенний цвет черемух,которые разбрасывали свои первые, белые майские цветы. Из далека казалось,что это девушка в подвенечном платье,которое прогибается под порывом ветра. Редкие,ароматные,желтоватые цветы-купальницы растущие по полям и лугам. Эти пчелиные песни  вокруг цветущих яблонь. Пчелы, как будто на перегонки подлетали и отпусками свои ножки в цветок,опыляя его собирали пыльцу и нектар, для приготовления меда в улье,для будущей зимы. Так прекрасен был этот мир природы с непростым характером ветров,то с палящим солнцем,то с холодным взглядом полнолуний в ночные часы.
  4
 Порой ему так хотелось занести кисть художника и одним мазком запечатлеть мир природы в вечность. Он рисовал свои картины,пока еще не тронутой природы в строчках поэзии: о жизненных картинах детства,о матери,о деревенской судьбе, о букете полевых цветов,которые подарил любимой девушке и произнес свое вечное и нежное -"Люблю!"
 Все было в его жизни так просто и так сложно. Николай Рубцов останется в определенном промежутке времени, навсегда сохранив его в своем сердце. Позднее создаст шедевр и это его личное, будет достоянием отдельного момента времени,родной деревни,искусством строки сначала на век,а потом на тысячелетие.
 Придет другой поэт,будет сочинять,и писать стихи,но тот момент времени,в котором жил Николай Рубцов, уже больше никогда не повторится.
 Пусть также встает солнце и лучами согревает майскую землю,а тысячи ручейков журчат по всей округе,но все равно,все будет по другому.
  Нет отдельной минуты,которая когда-нибудь  повторится вновь,как никогда не придет вчерашний день, пережитый им и запечатленный в поэзии. Не придет вчерашний туман над рекой,вроде бы он будет тот же,но на самом деле другой,более густой,через который пробивается свет от ночных звезд. Звезда полей будет приходить снова,но её свет будет ярче из-за чистого неба  над его селом. Николаю Рубцову удалось поймать красоту от света звезд,подобрать нужные слова и мысль вылилась в прекрасной строке-"Звезда полей во тьме заледенелой...".
 Сергей пришел к полуразрушенной церкви,присел около неё и стал вглядываться в красоту осенних пейзажей,которые начала разбрасывать осень по всей округе. В какой-то миг он встал,взял камень в руки с вбитыми металлическими штырями. На одном камне повисла тонкая полоска ржавого металла. На полоске были выбиты какие-то даты. "Так вот зачем эти штыри"- подумал Сергей,решив очередную задачу,но все было не так-то просто.
 Сергей стал расспрашивать местных жителей про кладбище около церкви.
  Находки, которые обнаружил Сергей при более внимательном изучении местности, его не удивили. Несколько человеческих костей и черепов лежали рядом с размытой дорогой,которая шла около церкви,через реку Толшму  на другой берег к новому кладбищу.
 Обнаружить находки было мало,нужно было запретить ездить по кладбищу летом, весной и осенью.На следующий день Сергей пошел на планерку к председателю колхоза"Никольский" Чудинову А.Н.,но выслушав историю про находки,председатель от него отмахнулся:" Хватит сочинять сказки,придумал кладбище посреди села".
С мастерских Сергей ушел немного расстроенный и решил еще раз завернуть к церкви.
Среди вытоптанной травы овцами и козами он разглядел еще с десяток камней, уложенных в две линии,что свидетельствовало о захоронениях. Нет,он не хотел никому  ничего доказывать,да и зачем? Жители не знающие своей истории,своих корней-это,вероятно, человеческая беспечность или такие захоронения,про которые никто и не помнил. Они вспоминали,как разбирали фундамент церкви в тридцатые годы на постройку своих домов. Те дома давно сгорели.
 Сам факт истории о разрушении храма они помнили ,но только Николай Рубцов смог увековечить в своих стихах участь не только разрушенного храма,но также кладбища затопленного водой в половодье.

 5
  Было кладбище у деревни  Воротишна, по весеннему разливу рек,когда дороги превращались в месиво ,и невозможно было проехать.Как там хоронить людей? В последствии был построен мост через реку Толшму. Рассказывали,что дорога раньше шла по деревням.
 Множество тайн хранит в себе земля. Такие редкие исторические находки и память делают нас намного богаче,намного искренней и добрей.Сейчас идет восстановление храма не только в Николе. Нас столько лет отлучали и отучали от христианской веры,что мы Иваны да Марьи не помнящие своего родства. На протяжении семидесяти лет мы забыли свои корни,потеряли родственников репрессированных в лагерях,забыли колыбель своей России-русскую матушку-деревню.
 Николай Рубцов в своей поэзии доносил до нас эту веру, любовью к природе, к заповедной красоте земли,к чистоте русского говора. Сам того не подозревая открывал глаза на" тихую свою родину", на образ Николая Чудотворца и православные праздники.
Эти образы слились с его поэзией в духовную ниточку нескольких поколений.


 Часть вторая.
Дороги.
Русские дороги вошли в поэзию Николая Рубцова не случайно.В годы его жизни добраться до Николы было не просто. Старая дорога шла от деревни к деревне,от села к селу. А начиналась она от деревни Красное,что находится на берегу реки Сухоны,это паромная переправа Черепаниха- Красное. Село Красное в простонародье называлось Устье-Толшменское,так как рядом с ним река Толшма впадает в реку Сухону.В каждой деревне был свои порядок,свой говор.
 Церковь построенная в селе Никола,в 1913 году в честь святого Николая Чудотворца,защитника невольно осужденных,моряков,купцов и детей.
Николай Чудотворец особо чтим в христианском мире и особенно у нас в России:
почти в каждом русском городе есть Никольский храм,и в каждом селе благодатная икона святителя Николая.
 Несколько рек питают реку Толшму,эти речки преграждают путь путнику весной в половодье. Первая Маныловица ( если добираться от Сухоны в Николу).
 Второй крупный приток перед Николой речка Юрманга, третья  Левакша. У Успенья(Верх-Толшма) впадает речка Ельшма при слиянии рек образована деревня Первомайка. Река Черная впадает выше Верх-Толшмы она берет начало с карицких болот.
С костромской области берет начало река Воя,протекает по болотам присухонской низменности,впадает в реку Ихалицу. В древние времена на языке саомов,которых называли лопью или лопарями,есть слово" ВУОЙ"-река,приток,ручей. Так как Река Воя самый крупный приток реки Ихалицы,отсюда и название. Но местные жители обходили эти глухие места стороной. Во время репрессий на берега этой реки были перевезены несколько тысяч репрессированных,и эта река  сыграла огромную роль в их жизни.
 От станции Карица( Монзенская ветка сто двадцать км от Вохтоги до Карицы.)до Николы  сорок восемь километров ,а от Николы до реки Сухоны двадцать пять.Эта дорога как артерия питающая население. Еще беда в том,что станция Карица находится в Грязовецком районе, а Верх-Толшма в Тотемском районе.В девяностых была построена еще одна дорога Никола-Великодворье-Тотьма. В те годы,когда жил Николай Рубцов в Николе, этих дорог не было.Дорога шла от паромной переправы на Сухоне(до Николы Николай Рубцов добирался примерно так Красное-Манылово-Воротишна-Орлово-Широбоково-Фатьянка-Никола примерно двадцать пять километров). Была и другая дорога за рекой Красное-Манылово-Бор-Филино-Кузнечиха-Никола.По какой дороге  везли конной повозкой в дождь ночью в детдом будущего поэта Николая Рубцова  осенью 1943 года ,не известно,но по утверждению Галины Алексеевны Мартюковой( зав. филиалом Т.М.О. Дома музея Н.М.Рубцова в Никольском)Красное-Бор-Соколово-Воротишна--Фатьянка-Никола. В этих деревнях не раз встречали Николая Рубцова местные жители,но видели его и на той стороне реки Толшмы в Шульгино.
  Село Никола в дни осенних и весенних паводков была отрезана от главных дорог,дойти до Усть-Толшменское можно было только пешком,а в зимние дни в морозы за тридцать градусов или в февральские метели дорога была не проходима .
Зимой к деревням с присухонской низменности шли стаи голодных волков.
Вот  почему в стихах Николая Рубцова порой мерещатся призраки(волки,тени),а может они и не мерещились вовсе.
  Естественно, я не открыл ничего  нового написав этот небольшой очерк,а вот стихи Николая Рубцова без этого пояснения будут многим не понятны.
 Мне посчастливилось пройти по его тропинкам и по старым дорогам,и я думаю, что вправе взяться за поэзию Николая Рубцова,но ни как критик,а как человек который жил в селе Никола,прошел его тропками,помогал открывать выставку посвященную Николаю Рубцову. Хочу сделать более понятной поэзию Рубцова для простого читателя,который никогда не был на его второй родине в селе Никольском.

               Тихая моя родина!
 Тихая моя родина!
 Ивы,река,соловьи...
 Мать здесь моя похоронена
 В детские годы мои.
Это стихотворение написано о селе Никола,но его мать Александра Михайловна Рубцова похоронена в Вологде. Это не ошибка поэта,видимо автор хотел,чтобы его мать была рядом. С детства не знавший материнской любви и ласки,поэт сохранил любовь к ней,как самому дорогому человеку на земле.
 -Где же погост? Вы не видели?
 Сам я найти не могу.-
 Тихо ответили жители:
 -Это на том берегу.
Второй столбик стихотворения о Николе.Действительно,кладбище находится на другом берегу реки Толшмы. Я уже писал ранее,что в Николе,около церкви, было обнаружено еще одно захоронение. В девяностые годы не придавали этому большого значения,но спустя годы ,около церкви посадили деревья в память об умерших. Да и в дальнейших стихах у Николая Рубцова прослеживается  то,что кладбище на правом берегу.
 Тихо проехали жители.
 Тихо проехал обоз.
 Купол церковной обители
 Яркой травою зарос.
В церкви размешался маслозавод,потом хлебопекарня,сейчас храм восстанавливается.
 Там,где я плавал за рыбами,
 Сено гребут в сеновал:
 Между речными изгибами
 Вырыли люди канал.
 Начиная с тридцатых годов по рекам Вологодской области  велся сплав древесины. Речка Толшма в районе Николы делает большой крюк,как раз напротив детдома( музей Н.М.Рубцова).Повороты рек во время сплава леса,это лишняя работа,ненужные отмели,поэтому вход в поворот засыпали землей и прокопали канал.
Старица сохранилась до наших времен,как раз про нее и идет дальше повествование.
Тина теперь и болотина
Там,где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Мы многое забываем.Со временем наша память старается не помнить зло,но это было:  репрессии по указу И.Сталина в 1928, репрессированные жили в поселках до 1958 года. Именно в тотемских лесах были высажены под елочки в сорокаградусные морозы тысячи репрессированных,и редкий кто выжил,и остался жив.У деревни Галкино, это шесть километров от Николы в сторону Верх-Толшмы, тоже есть заросшие пруды(старица),там тоже был вырыт канал со слов местных жителей.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор,
Словно ворона веселая ,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать-
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
 Как ему не хотелось уезжать с Николы,это чувствуется в грустном,печальном напряжении, которое проходит через все стихотворение. Многое связывало его с селом: здесь он учился и взрослел,  привезенный в 1943 году в детдом, вырос рядом с судьбами односельчан и друзей, и ему в последствии пришлось делится судьбой с этим селом. В селе жила его гражданская жена Генриетта Меньшикова(Шамахова),родившая ему дочь Лену(Елена Николаевна Рубцова). Он уезжал и приезжал в Николу с грустинкой в сердце. Не удалась семейная жизнь,а ведь он любил дочь.
 С каждой избою и тучею,
 С громом,готовым упасть.
 Чувствую самую жгучую.
 Самую смертную связь.
 Так быстро она пролетела жизнь всего тридцать пять лет.Поэт гордился Николой, любил ее,где его порой и не ждали. Он метался,как раненная птица между селом и городом, не находил себе места. Рубцов любил природу сохраненную веками, с детства запомнил отношение к ним(детдомовцам) отношение,как будто они жили большой дружной семьей.( Нас обижало слово сирота).
 В свое время "красный террор"уничтожил самые думающие,самые работящие слои населения. Кто не был расстрелян,тот загибался от холода и голода в лесах,работая на страну "советов",но люди выживали.
  В Николе сохранился остов храма-символ христианской веры,любви,милосердия.В те годы подростка затрагивал его образ,а спустя годы он напишет-"Купол церковной обители яркой травою зарос." О селе Никола написано немало,это отображается в стихах поэта,но это совсем другая история,история села,история района,история области и всей его малой родины, с которой начинается Россия.
 Стихотворение " На реке Сухоне".
 Много серой воды,много серого неба.
Идет описание паромной переправы через Сухону,где он ждал парома или теплохода,чтобы в очередной раз уехать в Володу. Паромная переправа спасала не только от смерти людей,по ней перевозились продукты,а увозили мясо,зерно, фураж.
 Тонкий лед на реке Сухоне,идти по нему опасно,на лодке не переправится,а у вас заболел ребенок,его нужно отвезти срочно в больницу.
Отвозили,рисковали,проваливались под лед,но шли, потому что не было другого выхода.
Больше десятка машин ушло под лед на этой ледяной переправе,машины доставали,а вот люди уже никогда не воскреснут из мертвых,которые утонули на этой переправе.
Переправа играла огромную роль в жизни людей,по всей толшменской  округе.
 Стихотворение "Родная деревня".
В нем он отдает дань селу,куда бы ты не уехал,будешь думать о родном местечке, где родился и вырос. Вроде бы ничего нового поэт не открыл,но задевает самое сокровенное,бьет в сердце,если любишь-вернешься.
Стихотворение Старая дорога, про старинный заброшенный тракт,по которой он уходил и приходил в село.
"Доволен я буквально всем!"Это стихотворение о никольском болоте,которое находится в пяти километрах от Николы. Стихотворение "Песня"  тоже про Николу,про никольское болото,где отцветает и созревает морошка.
 Бывали случаи,когда мне рассказывали чудеса про никольский край.Рассказывал Климов Алексей Сергеевич,что за рекой Воей есть озеро Лебяжье. Оно не доступно для простого охотника,находится в глубине лесов и добраться  туда не так то просто. Из этого озера вытекает река,но через километр она уходит под землю.
Пропадает,а где появляется никто не знает. Озеро кишит рыбой и птицей в весенние и осенние перелеты,на нем гнездятся лебеди. С одной стороны оно затянуто трясиной с другой стороны озеро имеет плотный берег.
 В августе 1993 года с Василием Старовойтом (местный егерь 1990-1997 годы) мы проходили тот край,искали это озеро ,но безрезультатно. Заночевали на берегу реки Воя в сосновом бору (Казачий бор.)  Рассказывали,что жили там казаки,имели свое оружие добывали зверя,работали как и все на лесозаготовках(репрессированные как и все живущие там до 1958 года) За этим бором открывалась присухонская низменность- болото усеянное сгоревшими пнями больше метра в диаметре,с ковром брусники и клюквы. Эта темно-фиолетовая ягода и есть кровь земли,кровь умерших и погибших там людей  от непосильного труда,холода и голода, от издевательств и насилия конвоиров. Люди к 1940 году создали колхоз "Объединение", выстроили скотные дворы,разводили породы романовских овец,прекрасных лошадей. Председателем это колхоза стал Василий Каминский,получивший грамоту от И. Сталина,за сбор денег на постройку самолета и танков Т-34. Этот колхоз объединил три  поселка: Снежный, Малиновец, Войницу,а в годы войны они кормили не только Тотьму,но и Вологду.
Пусть это будет другая история,история трагедии не только тотемских лесов,но всей нашей России.
От автора.
Я пишу об этом,чтобы мы никогда не забыли свою историю,ниточку,которая тянется через десятилетия из поколения в поколение создавая правдивые легенды о  жителях северного края,о любви, нежности, боли и печали, о многострадальном русском народе. О крае,который прославил мальчишка из простого села,проживший тяжелую жизнь в скитании и нищете,но создавший гениальную строчку поэзии,которая помогала ему выжить. А те призраки,которые он встречал,это ангелы,они указывали ему путь и хранили его жизнь освящая своей благодатью.
 Я не собираюсь никому ничего доказывать,ни с кем-то спорить,это мой личный взгляд на Николу и Николая Рубцова,это мое личное мнение,и я его выразил,как смог.
 Да,я пишу стихи,издаю свои книги,но поэзия Николая Рубцова, жизнь в селе Никола,дала мне толчок к творчеству и заставила думать и воспринимать окружающий мир совсем с другой стороны. Человек однажды взявший ручку в руки никогда уже не остановится писать,рисовать образы,своего края, своей малой родины,он просто не сможет остановить свое творчество, иначе он перестанет себя уважать,перестанет себя любить. А как пройти мимо прекрасного? Эти образы пройдут через жизнь поэта и останутся в его книгах,как его душа вложенная в каждую строчку поэзии. Жаль,что мы не сможем повлиять на свою судьбу,она у каждого своя,и не важно сколько раз ты упадешь лицом в грязь,но ты будешь подниматься и вставать, создавая новые образы,
пусть бьют тебя по лицу,бьют по рукам,не давая пробиться твоей поэзии к людям,но она сама найдет дорогу, и тогда оценят её, но человека уже нет в живых,он давно умер. Каждому из нас отведен свой отрезок жизни на земле,а после смерти приходит никому ненужная слава,человек умер,а как жаль...
   Дорога в Емецк.
 Часть третья.
 В Емецк я попал не случайно в 1992 году.Рубцовские чтения тогда еще не имели большой популярности,как сейчас в наше  время. Меня направили в командировку за материалами,хотелось узнать что-то новое о Николае Рубцове. Споры вокруг его поэзии в девяностые годы, как только книги его стали появляться в библиотеках и киосках,то угасали,то разгорались с новой силой. Открытая выставка в Николе рукописных фотоэтюдов стихов Николая Рубцова в детдоме,не могла дать полное представление о его творчестве. Виктор Коротаев  и Вячеслав Белков (Вологодский союз писателей) искали ,собирали материал о жизни Николая Рубцова,но многое было безвозвратно утеряно,его многие жизненные замыслы ушли вместе с поэтом в могилу,так как черновиков практически не было,но каждая новая строчка  радовала любителей поэзии. Воспоминания были написаны,все вроде хорошо,но не законченная работа поэтами и писателями была поверхностной,а внутренний мир поэта говорил с нами только его поэзией. Хотелось, и мне внести хоть какой то вклад, узнать хоть что-то новое про поэта Николая Рубцова.
 Я отправился в командировку 2 января с этой целью. Я был молод, горяч,полон энергии,и хватал всё на лету,цеплялся за каждую фразу  брошенную в слух  о поэте Николае Рубцове. В Емецк я направился не с пустыми руками,у меня был написан небольшой рассказ о селе, о поэте.
 Первые неприятности начались в Вологде,купленный в кассе вокзала билет не имел посадочного места. Пришлось уговаривать проводниц чтобы взяли в вагон,ведь до Архангельска путь не близкий. Поезд тронулся.В Архангельск  приехать было мало,нужно было добраться до Емецка. "Где это село?" -естественно, я не знал,но расспросил милиционеров, стоящих на перроне, как добраться до Емецка. Они меня не только довели до автобуса,но и посадили в него.( Приношу благодарность от своего лица доблестной милиции.)  Правда мне потом рассказали,что за мной отправляли машину,но видно не судьба. На рейсовом автобусе я трясся по дорогам три с половиной часа. Январь месяц,крещенские морозы, холодный встречный ветер на холмогорских полях,все это выбивало из привычной колеи. Я порядком замерз в автобусе. Вышел в Емецке и был удивлен,что целая делегация ходит по селу к которой я и присоединился.
 Двухэтажные деревянные дома встретили меня свежей высохшей краской. Аромат хлеба с пекарни принес ветер вместе с белыми снежинками. Церковь стояла как памятник  вечности в селе,кирпичные красноватые стены  с облезающей краской,крепкие железные решетки на окнах,амбарный замок на дверях,все это говорило,что в церкви какой-то склад. Емецк напоминал чем-то Николу,если поменять расположение домов. Села,похожие друг на друга в которых Николай Рубцов прошел свой жизненный путь,теперь приветствовали любителей его поэзии.
 В возрасте одного года Николай со всей семьей уехал в Вологду, а после того,как  отец ушел на фронт, а мать умерла, его направили в Красковский детдом. И вряд ли детская память могла запечатлеть пейзажи вокруг Емецка. Что может запомнить годовалый ребенок? Те губительные неприятности,которые сыграли трагедию с его семьей,готовили его к вечным скитаниям по вологодской области,но он об этом тогда не знал.  Разве может человек предсказать свою смерть? Конечно нет,но когда открылась поэзия Николая Рубцова, для всех,то мы увидели его пророчество, "Я умру в крещенские морозы".
 Небольшая экскурсия по селу,некоторые факты истории из его детства,не произвели на меня большого впечатления. Говорили много, рассказывали историю села,это было интересно,но про Николая Рубцова я не услышал ничего нового. " А Рубцов был крещеный?"- обратился я к экскурсоводу. На меня внимательно посмотрели десятки глаз,но ответ на мой вопрос повис в воздухе. Спустя время после экскурсии и сытного обеда я вышел на улицу из столовой. Ко мне подошла пожилая женщина,поздоровалась и тихо так сказала:" Бабки его крестили". Я мотнул головой,
в знак того,что понял о чем идет речь,а женщина ушла и я больше ее не видел.
 ( Многие спустя время утверждали,что Николай Рубцов не был крещеным,что его отец находился в партии и занимал пост непростого партийного работника,но что сказали мне в Емецке-это правда и пусть останется так,как есть.)
Переночевали в Архангельске,долго разговаривали о Николае Рубцове,о его поэзии, о селе Никола, о себе.  На следующий день  собрались в городском доме культуры. Зал был забит до отказа,поклонники  рубцовской поэзии стояли между рядами у стен,и когда мне предложили выступить я растерялся,но дружная поддержка аплодисментами,
меня вернула к мыслям. Я рассказывал о Николе, о Николае Рубцове, и тогда впервые прочитал свое стихотворение-посвящение поэту.
 Спустя годы ,конечно, я стал понимать,что в нашей жизни просто так ничего не происходит. Писатели и поэты живущие и умершие несут в литературу красоту  природы отдаленных окраин, миг вечной любви, в которой клянутся любимым женщинам,
нежность к маленьким детям,преданность к русской поэзии и прозе,к родной стороне,
которая называется, так просто-Родиной!
 Мы стараемся запечатлеть на века  краски времен года,где есть свои плюсы и минусы, где есть красота цветения весны, и красота увядания осени. Мы дарим прекрасные,нежные,чувственные слова любимым женщинам,которая порой даже об этом и не знает. Она не думает просто о своей женственности, и своей человеческой простоте души,которую мы открываем в них-поэты и писатели. А как важно рискнуть пройти именно той тропкой,которую ты выбрал для себя,отказавшись от многих благ на земле,но познавая другие богатства земли,природы,искренней любви и красоты живого мира природы.
  Чтобы стать автором и поэтом,нужно построить свою поэзию слова,свой ритм жизни,где не вечный покой,а бурление будней. С этого всего начиналась когда-то наша русская земля,наш народ,наша Россия.
 В последствии изучая поэзию Николая Рубцова,мне удалось найти и понять ту искорку души,на которой я стал развивать свою поэзию образов.
Простота образов-это конек поэзии Николая Рубцова,деревенский быт вологодской деревни,где он касался кистью художника к краскам природы в пору увядания.
 Все мы разные и каждый из нас находил в стихах гениального поэта что-то свое, что-то нужное для себя: это образы русской земли,красоты природы и христианской веры. Писал стихи,так чтобы плакала или улыбалась строка,чтобы она касалась глубины истории родной земли, мироздания и оживала,как простой колхозник,который живет по свои законам природы,по своим понятиям,не теряя веру в любовь и вечность. Живет вместе с раскатами грома, с каждой избою и тучею,чувствуя  смертную,самую жгучую связь времен и поколений своего народа,своего края, с маленькой деревни Никола перерастая в необъятную Россию.
 От автора.
Мне удалось найти в стихах Николая Рубцова простой глубинный взгляд на действительность,которая отразилась в те годы . Те призраки, которые шли с ним  и живут в его поэзии ,это частичка его души, образов ,которые не замечали простые люди.Эти образы,как ангелы шли за ним по пятам,во время длинных дорог,его мысли оживали и расцветала поэзия родного  сельского края. Ему было скучно среди простых людей и порой не с кем было поговорить,излить душу.
 В конце концов его жизнь закончилась трагедией,но за свои годы творчества,он открыл тайну деревенской глубинки,которая оттолкнула его и не приняла. Но видимо так было угодно судьбе,а сейчас, спустя десятилетия, мы храним его поэзию,как реликвию великого русского языка и духовной ниточки литературы.

Я сердечно рад,что столкнула меня судьба с Спажевым Алексеем Павловичем, с работниками тотемского краеведческого музея,где руководителем была Юлия Павловна Ерыкалова,с Дуровым Валентином Клавдиеевичем (редактор газеты Тотемские Вести.)Зав.отделом культуры тотемского района Якушеву Анатолию,
С Коротаевым Виктором,С Вячеславом Белковым, с Ехаловым Анатолием, с Климовой Натальей, с Климовым Алексеем, с Мартюковой Галей( действующий директор Музея Н.М Рубцова в селе Никольском).,но как жаль,что многих уже нет в живых.

С уважением, Григорий.
 

 


Рецензии