Перечитывая себя любимого трехлетней давности

***

16.01.2014.

Попалось.

ГРАФИНЯ СДЕЛАЛАСЬ НЕВЕСТОЙ, И ВЕСЬМА НЕВЕСТОЙ, — ЕЙ БЫЛО УЖЕ ДВАДЦАТЬ ТРИ ГОДА. А. Герцен «Кто виноват?»

***

У Одена (самый знаменитый анг. поэт 20 века) такое грустное ироническое замечание

- Все мы существуем здесь, на земле, чтобы помочь другим; для чего на земле другие — я не знаю.

***

Добро может вообразить себе Зло, но Зло не может вообразить себе Добро. Уистен Хью Оден (1907 — 1973) (Интересный нюанс – добро может быть злым, зло не может быть добрым. Зло – это порождение добра, это выход за пределы существующего. А сущее – есть добро. Зло – есть уничтожение добра. Иной задачи у зла нет. Сравни у Б. Августина - …ЗЛЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО НЕЧТО ДОБРОЕ… Августин Аврелий (Блаженный Августин) Энхиридион* Лаврентию о вере, надежде и любви. И у Шеллинга - зло (насилие) порождение разума. – В.М.)

***

У Шекспира в комедии "Как вам это понравится", в конце, когда основные персонажи, наконец, разбиваются по парам, свадьбы, счастье, остаются два персонажа. Два отвергнутых ухажера - герцог Фредерик и Жак. Герцог удаляется от мира, становиться отшельником. Жак присоединяется к нему.

Жак
Скажите мне! Когда я верно понял,
То бывший герцог жизнь избрал святую
И презрел роскошь пышного двора?

Жак де-Буа
Да, так!

Жак
Пойду к нему. У этих обращенных
Есть что послушать и чему учиться.

Чистые невинные времена. Никаких двусмысленностей. Два мужика, которых бортанули женщины, уединяются в пещере. Один другого будет чему-то обучать. Ну как по-другому? Это только у таких дурно воспитанных читателей как я, такой поворот в сюжете вызывает ассоциации не соответствующие эстетике первоисточника (хотя, надо посмотреть оригинал, может и соответствует).

***

Когда-то, очень давно, в школярскую пору, оценил киников, сформировавших интеллектуально-нравственную основу критической общественной позиции, которая позже вошла в повседневность понятием цинизма. Цинизм составлял духовную среду, в которой росло мое поколение молодых интеллектуалов. Он не был сугубым средством эпатажа, методикой социального действия. Он был защитной реакцией на нравственно бессмысленный ритуал, господствовавший в культуре, и регламентировавший идейный поиск. У моего друга он вырос в стремление сформулировать основы критической теории. У меня он остался как интеллектуальная гигиеническая процедура (дэкартовское De omnibus dubitandum), и как эмоциональная реакция на патетику.

Le premier pas vers la philosophie, c'est l'incr;dulit;. Первый шаг к философии недоверие. de Denis Diderot.

Циник прав в девяти случаях из десяти. Генри Луис Менкен.
 
Еще одно свидетельство - Цинизм не что иное, как искусство видеть вещи, как они есть, а не какими они должны быть. Оскар Уайльд.

С другой стороны - Любить – это видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. ЦВЕТАЕВА Марина

***

Был такой испанский писатель Рамон Гомес де ла Серна, не очень знаменитый, хотя кое-чем оригинальным отметился. У него есть дивная мысль, сам осознал ее недавно.

Женщины думают, что все мужчины одинаковы, и в этом их сила; мужчины думают, что все женщины разные,— это их губит.

***

У Конан Доиля в очерке "За волшебной дверью"(в некоторых переводах "Магическая дверь") есть глубокая по смыслу фраза

…НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ ИСТИННОГО ЗНАЧЕНИЯ ТОГО ВРЕМЕНИ, В КОТОРОМ ОН ЖИВЕТ. СТАРИННЫЕ МАСТЕРА РИСОВАЛИ ХАРЧЕВНИ И СВЯТЫХ СЕБАСТЬЯНОВ, А КОЛУМБ НА ИХ ГЛАЗАХ ОТКРЫЛ НОВЫЙ СВЕТ.

Смысл - действительно великое начинается с незаметного, а то, что считается великим сейчас, окажется мелкотемьем (колеей, как у Высоцкого).

***

Джеймс Босуэлл приводит высказывание своего многолетнего друга Самюэла Джонсона, практически непререкаемого авторитета в английской литературе второй половины 18 века, резкого и саркастического парадоксалиста, - Чем больше я знаю людей, тем меньшего от них жду. Поэтому теперь добиться от меня похвалы гораздо легче, чем раньше. (As I know more of mankind, I expect less of them, and am ready now to call a man a good man, upon easier terms than I was formerly. The Life of Samuel Johnson (1791) by James Boswell. 1783, p. 519. Vol IV).

Не ждать от людей почти ничего?

***

Блезу Паскалю, одному из наиболее ясных умов Европы за всю ее историю, приписывают текст "Рассуждение о любовной страсти", хотя атрибуция текста и неоднозначная. Но писавший, безусловно, был человеком наблюдательным и по интонации близким к паскалевскому пессимизму и трагизму, хотя писал о предмете эмоционально положительном.
Несколько выдержек из текста –

Человек создан, чтобы мыслить.

Человеческая жизнь плачевно коротка.

Люди не раздумывают, любить им или нет...

Мы рождаемся с любовью в сердце. Она вступает в свои права по мере совершенствования нашего ума, побуждая нас любить то, что представляется нам прекрасным, даже если нам никогда не говорили, что есть прекрасное. Кто после этого усомнится, что мы предназначены не для чего иного, как для любви?

Если у женщины есть желание понравиться и при этом она одарена всеми преимуществами красоты или хотя бы лишь некоторыми из них, она своего добьётся.

...мы влюбляемся, и не мудрено: ведь это самая естественная для человека страсть.
 
Нам хотелось бы дать волю языку, чтобы излить свои чувства; ведь не решаясь воспользоваться словами, мы вынуждены ограничиваться красноречием действия.

...любовь всегда начинается с красноречия действия. Самое главное здесь - глаза. Однако их выражение надо уметь разгадывать.

...в молчании есть своё красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюблённый своей возлюбленной, когда он в смятении молчит...

Надеясь снискать благосклонность женщины, мужчина первый делает шаг навстречу - это не просто обычай, это обязанность, возлагаемая на него природой.
 
Мы увлекаемся человеком прежде, чем хорошо его узнаем...

Вдали от того, кого мы любим, мы полны решимости многое сделать и многое сказать, но когда мы рядом, мужество нас покидает. Откуда эта слабость? Дело в том, что на расстоянии нам легче сохранять душевное равновесие, между тем как в присутствии предмета своей страсти мы испытываем необычайное волнение, лишающее нас твёрдости.

***
Неистовый Виссарион –

Всё ложь и обман, всё -- кроме наслаждения,-- и кто умен, будучи молод и крепок, тот возьмет полную дань с жизни, и в лета разочарования у него будет богатый запас воспоминаний. Есть наслаждение мчаться верхом на лошади, скакать на лихой тройке в санях, есть наслаждение сорить деньги, хорошо пообедать, временем выпить порядочно; но выше всего -- женщина. В.Г. Белинский - Н. А. БАКУНИНУ 6--8 апреля 1841 г. Петербург

***
ОТ ЖЕНЩИНЫ Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНА САМА ШЛА КО МНЕ. ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНА НАЧИНАЛА. И НЕ СТРАШНО, ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ВЕДЕТ СЕБЯ СЛИШКОМ СМЕЛО. ЧЕМ ОТЧАЯННЕЕ ОНА ПРЕДЛАГАЕТ СЕБЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ Я ВОСХИЩАЮСЬ ЕЮ. НЕНАВИЖУ ДЕВСТВЕННИЦ. LA FEMME FATALE — ВОТ МОЙ ИДЕАЛ.

ГЕНРИ МИЛЛЕР. СЕКСУС

Комфортная ситуация. Правда, на счет девственниц я бы воздержался.

***

Человеку не нужна свобода, ему нужно чудо. Свобода нужна для поиска знаний и принятия решений. Большинству не нужны знания и они неспособны и боятся принимать какие-нибудь решения. (Мое)

***

У братьев Гонкур в романе "Актриса Фостен" есть пассаж –

Разговор подхватил некий государственный муж, в ком сразу чувствовался большой любитель женщин, человек с совсем еще молодым лицом и седыми волосами:

— Да, господа, вы можете негодовать, сколько вам будет угодно, и писать для толпы всевозможные статьи о нравственности, но… Но небольшая доза распущенности необходима для государства: она смягчает нравы, делает общество гуманным, делает людей тоньше и совершеннее. Все великие люди всех времен были распутниками…

Там же есть еще забавней –

И наконец, поставщик аранхуэсской спаржи, живой и остроумный, как все люди, много странствующие по свету, рассказывал своим сотрапезникам одну историю, которая произошла в его новом отечестве:

— Как-то утром, в Толедо, я пришел к хозяйке уплатить двенадцать пиастров — небольшую квартирную плату, которую я аккуратно вносил каждый месяц. Надо сказать, что старуха принадлежала к высшей испанской знати… Старинный разорившийся род… У нее было две дочери. Старшая — с черными как уголь бровями… командорша ордена святого Иакова… Этот орден уже не существует — он был уничтожен испанской революцией, — но она продолжала носить его облачение… Я так и вижу ее в этом капюшоне, в длинном белом платье, с большим красным крестом чуть не в ее рост… У другой дочери, помоложе, замужней, был сын лет пяти-шести… наследник имени… последний маркиз в их роде… самый избалованный мальчишка в мире, кумир всех трех женщин… Ну и капризы же были у этого человечка, ну и причуды — причуды тирана!.. Здесь, кажется, нет девиц? — спросил рассказчик, оглядев столовую. — Так вот, в тот день мальчишка забрал себе в голову посмотреть… посмотреть на то, что не показывает ни одна женщина и уж тем более — монахиня!.. Мать, вне себя от гнева, грозится высечь его. Тут малыш приходит в дикую ярость, весь трясется и кричит, словно его режут: «Qiero, qiero ver el culo de mi tia!». При этом он злится, плачет, задыхается. Мать зажимает ему рот рукой… бесенок кусает руку и вдруг начинает в судорогах кататься по полу, не переставая сквозь стиснутые зубы выкрикивать свою проклятую фразу… Тут открывается дверь, и в комнату с суровым видом входит бабушка… она с секунду смотрит на внука, у которого на губах выступила пена, потом говорит: «Последний маркиз нашего рода умирает… допустите ли вы, чтобы он умер, дочь моя?» («El ultimo marques de la familia muere. Le dejara de morir, hija mia?») Командорша ордена святого Иакова, неподвижная, как статуя, все это время не отрывалась от своего молитвенника, словно то, что кричал мальчик, не доходило до ее слуха. Но, боже мой, какой взгляд метнула она на мать после этого вопроса!.. Командорша взяла ребенка за руку и вышла с ним из комнаты… А через минуту последний маркиз рода с растерянным видом прошмыгнул между нашими ногами и выбежал на лестницу с такой быстротой, словно ему довелось увидеть самого дьявола…
«Qiero, qiero ver el culo de mi tia!»— Хочу, хочу видеть задницу моей тети! (исп.)


Рецензии
Очень понравилось. В том числе и Ваше.
С почтением,Александр.

Краснов Аа   28.01.2017 06:16     Заявить о нарушении
Спасибо. Моя мысль не нова. К сожалению, такими нас создает культура (ценности, принципы, правила, образцы поведения), которую нам прививают, и которую мы усваиваем. В том числе, и политическая культура. Слушать и выполнять. И будет тебе счастье. Нельзя давать возможность всем сомневаться, самостоятельно думать, выбирать и действовать. Существующие системы управления не справятся с таким количеством свободно действующих людей. Нет таких механизмов, которые могли бы согласовать такое огромное количество одновременно свободно действующих людей. Только рынок. Но он регулирует мир товаров. А рынка мысли, рынка идей еще нет. Пока нет.

Валентин Мацкевич   28.01.2017 06:51   Заявить о нарушении