Временное счастье. По каким дням праздновать?

    «А.Н.: В чем причины, по которым Православная Церковь так долго сопротивлялась и призывает хранить верность юлианскому календарю?

    В.В.: Дело в том, что в результате григорианской Пасхалии временами иудейская Пасха может совпадать с православной, а временами иудейская пасха может и быть после православной, что категорически невозможно. И собственно говоря, весь посыл Константина Великого в устроении современной Пасхалии на Первом Вселенском соборе как раз и состоял в том, чтобы обособиться от иудеев… И, соответственно, для того, чтобы упорядочить эту практику, для того, чтобы практика совершения Пасхи во Вселенской церкви стала действительно всеобщей вселенской, первый Вселенский собор по инициативе императора Константина принимает судьбоносное решение праздновать Пасху в первое воскресенье после первого новолуния после весеннего равноденствия.

    А.Н.: Скажите мне тогда, отец Владимир, насколько эти расхождения в отношении календаря существенные, если мы говорим с вами о различиях вообще между православием и католицизмом?

    Дело в том, что в Византии в XIV веке знали про эту проблему, а именно про расхождение на сутки за 128 лет, знали про десятидневный сдвиг. Но решали ничего не трогать. Во-первых, для того, чтобы не рвать со святоотеческим преданием. Во-вторых, в отличие от папы византийцы не мыслили тысячелетиями, потому что в их ворота стучались турки. Да и кроме того многие предполагали, что в 1492 году вообще окончится Всемирная история… Если мы понимаем священность времени, невосполнимого ресурса для обыкновенного человека, и понимаем то, что за это время мы ответим перед Вечностью, то, безусловно, календарь, ознаменованный Пасхой  — праздником праздников, двенадцатью Великими праздниками, множеством памяти о святых, которые призывают нас и самим становиться святыми — это, безусловно, становится более чем актуально…»

    В сухом остатке мы имеем утверждение, что еврейский календарь более совершенен, и факт вычисления скользящей даты главного праздника христиан Пасхи по еврейскому календарю. Но при этом самих евреев пытаются «отодвинуть» от их же культурного наследия, присваивая его себе уже немного под другим соусом. Хотя, услышав однажды от одного православного священнослужителя строгое наставление «Не трогайте евреев! Сказано, что они народ богоизбранный? Вот Бог с ними сам и разберётся!», теперь думаю, всё дело в том, что христианство так и осталось в числе авраамических религий.

    Казалось бы, точечные события – смерть и явление живым… Вас не смущает, что у дат нет точной привязки во времени? День празднования Пасхи оказывается в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Тычем пальцем в небо больше месяца. Так что, всё-таки, празднуется? Распятие произошло в 14-й или 15-й день месяца нисан. Какого года? Есть ученики, которые тут же пошли проповедовать, но… При всей их фанатичности и трепетном отношении к Учителю нам почему-то даже год не назван! Или изначально не ставилось задачи, чтобы уйти от «более совершенного» еврейского календаря? И тем не менее, отправной точкой для определения Пасхи служит  всё-таки солнце, а именно — весеннее равноденствие, когда день, сравнявшись по длине с ночью, начинает её превосходить, и природа поворачивает к лету, пробуждается. Вот и евреи знают, что Песах – это «мимо прошёл», а так же праздник опресноков, праздник свободы, и — праздник весны (Хаг а-Авив). Какие бы легенды нам ни рассказывали, привязка к весеннему равноденствию несомненна.

    Вообще-то, 4 контрольные точки – осеннее и весеннее равноденствия, летнее и зимнее солнцестояния – важны в первую очередь земледельцам, поскольку безошибочно указывают на неизбежные длительные изменения освещённости и теплового режима. Причём на юге, с его двумя урожаями в год, эти знания менее значимы, чем в умеренных широтах с их рискованным земледелием и на севере. Хотя, если скотоводы-евреи бежали из Египта, могли и календарь земледельцев прихватить вместе с культом Осириса. Нет, говорят, у них Яхве. И календарь ни разу не солнечный. Солнечно-лунный. Как у шумеров. Действительно, зачем им все эти египетские штучки!


    Поскольку еврейский календарь – плавающий, не очень заметна его связь с ещё одной точкой солнечного года. Это еврейский праздник Ханука - освящение [обновление] жертвенника (с 25 кислев по 2-3 тевет). Установлен во II веке до н. э. В 2016 году его отмечали с вечера 24 декабря по вечер 1 января 2017 года, а в 2017 - с вечера 13 декабря по вечер 20 декабря 2017 года. Заметили? Это вокруг да около зимнего солнцестояния  (21 или 22 декабря). Интересно, что в это время происходит у христиан? У них тоже слегка «поплыло».

    25 декабря католики отмечают Рождество. Если быть точнее, то рождество молодого солнца в этот день отмечали в Риме, т.к. именно на это число юлианского календаря приходилось тогда зимнее солнцестояние, когда после самой длинной ночи в году день медленно-медленно начинает прибывать. Поэтому логично, что праздник рождения молодого солнца растянут во времени. На это должны бы указывать святки. Но поскольку русская церковь решила не рвать со святоотеческим преданием, юлианский календарь безнадёжно отстал от солнцестояния. Да и народ уже не очень задумывается, почему его тянет поколобродить, в ряженых побегать да покалядовать в Велесовы дни… Так что есть, конечно, смысл не рвать со святоотеческим преданием.

    Но я напомню, что дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи от  221 года. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества Христова и праздновании его 25 декабря относятся только к середине IV века. Так назначили.

    Но что интересно. Сейчас такое время, что православные христиане из-за своего упрямства опять пришли к дате зимнего солнцестояния. Дело в том, что 9 декабря по новому (григорианскому) стилю церковь отмечает Зачатие Богородицы. Зачатие — это праздник меньший и более поздний в сравнении с Рождеством Богородицы, он появляется где-то с VII по VIII век. По юлианскому календарю этот праздник приходится на 22 декабря! Правильно, праздники надо отмечать.

    В народе этот день величают Анна тёмная, Анна зимняя, «Ганна» (белорус.), «Ганночное зачатье» (полес.), Анино зачатье, «Зимен Въртолун» (макед.)  — Зимний Варфоломей, Ановден (болг.). А примета на него есть такая: белор. Ганны — прыбавіцца багата дня. А про апостола Варфоломея сильно не обольщайтесь, что он один из 12-ти учеников Христа. Как его изображают?  В светлой одежде с золотым рисунком и ножом в руке, символом мученичества: с него содрали кожу. Как македонцы говорят? Въртолун? Знакомьтесь: Вертумн (от лат. vertere, превращать) — древнеиталийский бог времён года и их различных даров, поэтому изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. То ли он этрусский бог, то ли общеиталийский — время покажет. Кстати, разве македонцы тоже италики?

    А через 9 месяцев от Анны тёмной, соответственно, празднуется Рождество Пресвятой Богородицы.  Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют его по григорианскому календарю  8 сентября. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы празднуют Рождество Богородицы по юлианскому календарю (старому стилю) — 21 сентября. Ещё чуть-чуть и до осеннего равноденствия доживём… То есть до Радогоща. Он же Осенины, Таусень. Обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку равноденствия. Это день окончания всех крестьянских сезонных работ и праздник урожая. Вот теперь можно и потусить!

    А с 1 по 7 ноября отмечается Великое Осеннее Сварожье, посвящённое Сварогу, Ковалю Небесному. Это пора окончательного "закрытия" Сварги, а также время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом. 1 ноября церковь отмечает день святых Космы и Дамиана — Кузьму-Демьяна Зимнего.  И до чего дошёл народ? Косму и Дамиана назвали Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и за грех им было работать в день памяти святых.

    А 2 февраля  - Сретение (Громницы). Поскольку этот праздник жестко связан с коловоротом и его никак не привязать к Луне, чтобы отвязать от Солнца, его просто назначили как «сороковой день» от рождения Христа. Принесение в Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества. Там Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец. В  народном сознании праздник по-прежнему был «встречей зимы с летом». Этот праздник также назначен Вселенским собором только в IV веке. А почему? Потому что римляне и галлы, и даже готы к тому времени уже стали христианами. Пора было браться за славян! И христианство сразу значительно обогатилось торжествами.

    Но почему именно начало ноября и начало февраля? Что значит, «закрытие небес» и «первая встреча зимы с летом»? А то и значит, что полярная ночь. И даже можно узнать, на какой широте жили наши предки, оставившие нам такую память.

    На Северном полярном круге Солнце не восходит один раз в году - в день зимнего солнцестояния (21 или 22 дек.). Это 66°33;44; с.ш. Значит, нам ещё выше, в Заполярье. На 72° полярная ночь  длится 72 дня, на 74° - уже 86. Вот где-то здесь… Это линия Кольский полуостров – Таймыр – Новая Земля. В Мурманской области, что занимает Кольский полуостров, полярная ночь длится около 40 дней, начинаясь в первых числах декабря. Уже сакральное место. А вот в поселке Диксон (73°30;30; с. ш.) она продолжается более 80 дней (с 11 ноября по 1 февраля).  Это самый северный населённый пункт России (в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края). Хотите – верьте, хотите – нет.

    С Рождествами разобрались, а почему Новый год  принято встречать 1 января? А это опять в Рим! Там Юлий Цезарь в 46 году до н.э. реформу календаря устроил. Вот и появился юлианский. Также Цезарь утверждал, что именно 1 января был основан Рим, поэтому всеми любимый праздник вначале просто был чем-то типа «Дня Вечного Города». Правда, есть и еще одно мнение. Январь – это месяц, названный в честь двуликого бога Януса, которого Цезарь считал своим покровителем. В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата (и кто тогда апостол Пётр?). В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим. Под покровительством Януса находились все двери — частного дома, храма богов или ворота городских стен, a так как он вёл счёт дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC(300), а на левой — LXV(65), в сумме эти числа означают число дней года.

    Опять интересный момент. Бог Нового Завета рождается 24 декабря, затмевая собой рождение нового солнца, но новый год, то есть новая жизнь, начинается после его рождения в Ветхом Завете. Обрезание на восьмой день. Отмечается в католицизме 1 января по григорианскому календарю. Большинство стран так и отмечает Новый год по римской традиции, но с иудейским оттенком – 1 января. В России с 1492 года официальной датой для Нового года становится 1 сентября, в соответствии с церковным календарём. Это потому, что ещё в 537 году византийский император Юстиниан I издал 47 новеллу. Согласно документу новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября. Чтобы упорядочить налоги. А Пётр, наш масон-реформатор, сделал Новый год «как на западе».

    На востоке, как мы знаем, Новый год наступает позже. Традиционный Китайский Новый год (в дословном переводе называется Праздник весны) приурочен к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния (то есть на второе новолуние после 21 декабря). В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля.

    Согласно древнему мифу, в начале каждого нового года китайцы прячутся от чудовища по имени Нянь (по-китайски niаn означает «год»). Чтобы защитить себя, жители клали еду при входе в помещение, напротив двери, с приходом каждого нового года. Однажды люди увидели, что Нянь испугался маленького ребёнка, одетого в красную одежду и решили, что он боится красного цвета. С тех пор каждый раз, когда приходит Новый год, люди развешивают красные фонари и красные свитки на окнах и дверях своих жилищ и зажигают фейерверки. А к нам тоже приходит Дедушка Мороз, который раньше был очень злым! Только он не св. Николай, не Нянь и не Янус. Охо-хо! А может быть он Нун? Др. египетское «nwn» [Naun] — «вода», «водный» — существовавший в начале времён первозданный океан. Нун вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские божества.

    Есть ли что-либо подобное у славян?

    21 января — Просинец — праздник возрождения Солнца, который отмечается водосвятием. Это сразу наводит на мысль о Крещении Господнем 19 января. Пока что я эту дату воспринимаю с сомнением.  Самого Крещения раньше и не было. Ко II веку сложился праздник Богоявления. Изначально он был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа, поклонения волхвов, а также крещения Иисуса в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. Первые упоминания о празднике относятся к рубежу II и III веков. Вот здесь можно допустить, что христиане восприняли чей-то обычай. Это, пожалуй, самый «несогласованный» праздник по разным церквям. И с Луной явно никак не связан.

    А вот с 4 по 10 февраля отмечаются Малые Велесовы (Велес – бог из мира Нави) или Волчьи, Святки - череда святодней между Велесом Малым (3 февраля) и Велесом Великим (11 февраля). 11 февраля отмечается Велесов день - Велес "сшибает рог Зиме". С 12 по 18 февраля проходят "Велесовы Дни" - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи. И, наконец, 21 февраля отмечается Весновей (Стрибог Зимний) - день, когда зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В принципе, Просинец может начинать весь этот цикл. А длительность его наводит на мысль о лунном цикле. Кстати, 20 января — 18 февраля соответствует зодиакальному знаку Водолея. По всему видать, не простые это времена! Давайте-ка опять в Рим махнём, ведь это от них у нас месяц под названием февраль.

    Фебруус  — этрусский бог подземного царства, где обитают души умерших, также податель богатства, смерти, очищения. В древнеримской религии, Фебруус был богом очищения. А функции бога подземного мира выполнял Плутон. Обряды очищения выпадали по староримскому лунному календарю на полнолуние. Эти обряды совпадали по времени с Луперкалиями, празднеством в честь бога Фавна. Из-за этого совпадения, два бога (Фавн и Фебруус) часто рассматривались как один персонаж.

    Фестиваль Луперкалий проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема. Заметили? А у нас – Волчьи Святки! Как я понимаю, три дня, чтобы «поймать» полнолуние – маловато. Или просто у нас маловато информации о Фебруусе. А Луперкалии в 496 году Папа Геласий I запретил. Теперь все дружно целуемся в День Святого Валентина (14 февраля).

    А теперь я вам и про иудеев кое-что расскажу. У них целых 4 новых года! Первое нисана — новый год для царей и праздников. Первое элула — новый год для десятин от животных. Первое тишрея — новый год для исчисления календаря, субботних и юбилейных лет, для посадок и посева. Пятнадцатое швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла для нужд библейских десятин. Вот месяц шват меня и заинтересовал.

    Шват (Шеват) — соответствует обычно январю-февралю. Название месяца заимствовано из аккадского языка в период вавилонского пленения. На аккадском языке слово шабату, по-видимому, означало удар, относящееся к сильным дождям.

    Ту би-Шват — еврейский праздник, отмечаемый в 15-й день еврейского месяца шват. Его также называют «Рош ха-Шана ла’Иланот», буквально «Новый Год деревьев». Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано. В 2016 году приходился на 25 января, в 2017 году – на 11 февраля. Опять Луна и Водолей! А появился этот праздник в период раннего Средневековья (эпоха гаонов, конец VI в. — середина XI в.; они тогда ещё в иешиве преподавали).

    Ту би-Шват (да будет свет?!) начинает трёхмесячную серию праздников, приходящихся на середину месяца (на полнолуния), которая кульминирует на Песах. А это уже интересно.

    Думаете, Масленница только неделю перед Великим постом («Четыредесятницей») отмечается? Как бы не так! Вот со Сретения как начинали праздновать и так до самого Весеннего равноденствия! Вот она какая, Масленница. Евреи знают, что нужно перенимать. Да и мы попраздновать любим: все праздники в кучу соберём – и наши, и заморские, и по новому стилю, и по старому…А что ещё зимой делать? Только новый год отмечать. До самого Новолетия!


Рецензии
Это точно нам лишь бы погулять. С уважением (+!+)

Михаил Опилкин   26.01.2017 18:10     Заявить о нарушении
это в нас генетическая память говорит)))

Светлана Каплун   27.01.2017 15:13   Заявить о нарушении