1812 У Соловьёвой переправы ч 164

Ч 164
У Соловьёвой Переправы

У Соловьёвой переправы сошлись тогда дела и нравы,
И Дух Величия Державы, стоящей  Вечностью Святой,
И Русский  Крест  Величия Души и Славы,
Был свыше утверждён ,Бородина горящею в сердцах молвой.

Там вновь пришлось по службе возвратиться,
К свободы рода вечным якорям,
Бросавшим в прошлом  тень на лица,
Теперь державшим слеги по краям.

Плоты связав и подгоняя к мосту,
Отяготив их  якорями , Русь тянувшими ко дну ,
Сдвигали быстро, застилая Дух Величия Помоста,
Войскам России отворяя путь Победы по нутру .

Волной днепровской нагоняя в речи,
Широкий русской радости размах,
И распрямляя счастьем , согнутые в напряженье плечи,
Снимая с ног вериги отступления в войсках.

Знававших родовым устоем тьмы наречий,
Стремленье покорить безбрежную страну,
Славутичем закрыв возможность новой встречи,
Отбив желание тонуть , поставив ногу в стремя по утру.

Не знавшее века покоя и услады большей,
Чем отомстить за прегрешения в крови,
Позвав не раз Союз Войны с Литвой и Польшей,
Плен испытав надежды русской в новой вере и любви.

В погостах укрепляя Дух Величия Времён,
Бравадою позвавших славу над рекою щедро в Душу влиться,
И перейти в сердцах  Российский Вечный Рубикон,
Отвагой в битве  Свету Рода жизнью поклониться.

И напоив коней у глади Соловьёвой переправы,
Они искали снова в берегах Души обман,
Вперёд зовущий ледяною сердца славой,
Творя , испепеляющей любви роман.

Считая Днепр осёдлости чертою,
Введённой Римом в Вечность по судьбе,
И направляя мысли,рода встречною мечтою,
Владеть свободой Мира и Величием  Души в беде.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЛОВЬЕВА ПЕРЕВОЗА
Соловьево – старинная русская деревня, расположенная на берегу Днепра. Здесь были поселения ещё во втором тысячелетии до нашей эры. С XV века она известна как Соловьев перевоз, через который переправлялись войска литовцев. Почти три века в домах соловьевских мужиков хранились и использовались в хозяйстве якоря, оставленные литовцами. Известно, что в XVII веке через Соловьев перевоз переправлялось войско польского короля Сигизмунда.
По архивным данным, Соловьева переправа известна с 1811 года.

Соловьева переправа, которая  является историческим местом, сыгравшим  важную роль в становлении Российского государства, и повлиявшим на ход Российской истории, где проходили ожесточенные сражения, проявлено мужество, стойкость и массовый героизм нашего народа, располагается на исторически важном пересечении двух путей развития Руси: сухопутного - «Старой Смоленской дороги» и  водного - великой славянской реки Днепр, в водах которого крестили Русь. В этом святом месте они пересекаются в виде православного креста. Недалеко от данного комплекса сооружена часовня с купальней и обустроены два старинных водных источника.
СОЛОВЬЕВА ПЕРЕПРАВА В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
Во время Отечественной войны 1812 года Соловьева переправа играла значительную роль, так как здесь переправлялись через реку Днепр, как русские, так и французские войска. Соловьевский перевоз являлся стратегическим пунктом: здесь с боями отступали русские гренадеры. Арьергардные бои велись у Соловьева. Паром был весьма маломощным, поднимал всего тридцать человек.

Когда отступающие части 1 и 2 русской армии подошли к Соловьеву, стало ясно, что на таком пароме быстро переправиться на левый берег Днепра невозможно. Генерал Винценгероде потребовал от московского гражданского губернатора барона К. Аша скорейшего наведения дополнительной переправы через Днепр. Губернатор вызвал в Смоленск дворянина Ивана Николаевича Глинку, зная его как усердного, деятельного и опытного чиновника. Принявший его Винценгероде поставил жесткую задачу: за полтора - два дня построить мост. И. Н. Глинка собрал крестьян из окрестных деревень и организовал работу. Учитывая глубину реки и быстрое течение, для закрепления моста  из бревен нужны были якоря, и таковые нашлись во дворах соловьевских мужиков. Якоря эти остались в их хозяйстве с того времени, когда правились литовцами переправы через Днепр. За два дня было наведено два моста, укрепленных якорями. Свободный путь был открыт обозам с продовольствием, подводами с ранеными и коннице.

Федор Николаевич Глинка в «Письмах русского офицера» писал: «На берегу Днепра у Соловьева перевоза, где Днепр пересекала большая дорога на Москву, поспешно строилась постоянная переправа. Мосты спеют с удивительной поспешностью, работают день и ночь. Великие толпы народа, оставляющие занятые врагом губернии, переправляются беспрестанно на другой берег Днепра. Через Смоленск и через Днепр у Соловьева перевоза катилась волна беженцев из западных областей России, уже оккупированных французской армией» .   

Но двух мостов оказалось недостаточно. Для ускорения переправы был задействован морской Гвардейский Экипаж. Он был сформирован в 1810 году по указу императора Александра I. из Гребецкой и Яхтенной команд, учрежденных еще по указу Петра I. Команды служили ему для текущих разъездов по Неве и Финскому заливу. Для Гвардейского Экипажа это назначение сохранялось. С началом войны 1812 года, Экипаж был зачислен в 1-ю Дивизию 5-го Корпуса, сформированного из гвардейских частей. Корпусом командовал Великий князь Константин Павлович. Комплектация Экипажа состояла из четырех рот по 100 человек в каждой.

Командиром Экипажа был капитан 2 ранга Иван Петрович Карцев. Малая численность Экипажа не могла обеспечить ему самостоятельной боевой деятельности подобно полковым формированиям. Редко Экипажу выпадал случай показать свою боевую выучку. Экипажу приходилось большей частью действовать в качестве инженерного подразделения или самостоятельно или сообща с другими саперными частями. Неоднократно Экипаж своей деятельностью в этих работах оказывал немалые услуги  при передвижении наших войск.

Экипажу часто приходилось производить работы на глазах у самого Государя, бывшего в этот период с армией. Любуясь быстрой работой и рвением своих гвардейцев-матросов, в особенности при наводке ими переправ, император жаловал им денежные награды.

У Соловьевой переправы Экипаж оказался вместе с отступающей из Смоленска русской армией. Для ускорения переправы Экипажем и понтонными ротами были наведены еще три понтонных моста.

Основные силы первой армии (командующий Барклай-де-Толли) уже к вечеру 8(20) августа переправились через Днепр. И лишь казачий корпус Платова, являвшийся арьергардом армии, еще оставался на правом берегу. Вторая армия (командующий Багратион), двигаясь к Дорогобужу, достигла города 9(21) августа, и сразу же начались арьергардные бои. У деревни Пнева Слобода 9(21) августа противник был задержан с 11 часов утра до 6 часов вечера. 10(22) августа ожесточенные бои шли у Соловьевой переправы.

В записке Барклая-де-Толли, датированной 1812 годом, упоминается, что при Соловьевой переправе захвачено 21 трофейное орудие. Сведения об этом мы находим и в статье смоленского историка Г.Т.Рябкова: «Казаки Платова и отряд генерал-майора Юрковского атаковали арьергард главных сил противника на Соловьевой переправе. Посланные вперед отборные стрелки Первого егерского, Московского драгунского и казачьего полков обезвредили французские посты на левом берегу Днепра и, рассыпавшись в цепь, открыли огонь по переправе.

В замешательстве, вызванном внезапным появлением казаков, егерей и драгун, французские солдаты теснили друг друга, падали с узкого моста, тонули в реке. Вовремя подоспевшие к месту боя артиллеристы метким огнем своих орудий разрушили укрепления на правом  берегу Днепра и нанесли большой урон силе противника. На Соловьевой переправе враг потерял несколько сот солдат и офицеров убитыми, тысячу пленными, 21 орудие и большой обоз».

Вместе с русскими войсками через Соловьеву переправу была переправлена Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии. Прежде чем отправить икону из Смоленска с нею обошли весь город, беспрерывно служили молебны, причем все повторяли произносимые во время службы при чтении Евангелия слова: «Пребысть, же, Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой». Через три месяца, пройдя с русскими войсками поля сражений, икона вернулась в Смоленск.

При отступлении Экипаж получил приказ разрушить наведенные мосты. Приказ был выполнен.
Сайт http://solov.cardymovo.ru/

И оба берега здесь видели так много,
В коротеньком письме и не пересказать,
Как начиналась вечная дорога ,
И как творилась русской службы ипостась.

Всех привлекая к делу обороны,
Величием Божественной Любви ,
Творящей высоту сияния короны,
Над миром счастья жизни и земли.

Смоленском утверждая точку встречи,
Определившей родовые шенкеля,
Служить стране скороговоркой в речи,
Понятной всем , кто верит в дух огня.

Из вечности по над просторами сверяя,
Способность жить и верить в мир иной,
Великим подвигом Божественной Любви сияя,
Над вечно нежною днепровскою волной.

Веками почитавшей право первых павших,
Служить России ,вечными примерами творя,
Взаимовыручку от веры нападавших,
Бросая в землю родовые якоря.

Вернув ей право предопределять устои,
Растущей нивой в обработанной земле,
Творящей вечности незримые покои,
Отдать ей почести в Божественном Труде.

На благо всей семьи и парапетов,
Встававших грудью за Великую Страну,
Отдав ей счастье жизни в мире этом,
Творя отвагою Кремлёвскую Стену.

Парапет (фр. parapet, итал. parapetto, от parare — защищать и petto — грудь)


Рецензии