Единственная дорога. Предисловие

               
               

Апологеты модного ныне шоферского шансона беспечно навязывают непосвященным образ «настоящего дальнобойщика». Среди всяких прочих банальных достоинств и романтических недостатков за плечами у него обязательно должен быть либо Афган, либо срок…

Какая чушь!

Столько отличных ребят, в светлой жизни своей не нюхавших ни порох, ни «парашу», колесят по просторам необъятной нашей земли! Но, хотя многие из нас - ребята резкие, и слова «честь» и «шоферское братство» и поныне не пустой звук, и почти любой, если нужно, способен постоять за себя и за друга, характер этот родили не реальная боевая дружба и не иллюзорные воровские «понятия» - породила сама Трасса…

Какая чушь…

… У меня в жизни было и то, и другое.

Чёрт возьми! Где же те безмятежные времена, когда на трассе было всё так легко и просто, когда, набив под завязку талонами на бензин  едва высохший на бельевой верёвке целлофановый пакет, запросто ходили даже  на «Колхиде» в Прибалтику, на Урал, в Сибирь, в Крым, даже в знойный Ташкент занесла судьба однажды…

Андрюха Петренко - бача, бывший старший сержант ВДВ, с которым не раз ползали по горам в разведку, сам дальнобойщик до мозга костей - целых тринадцать послеармейских лет жизни  отдал этому, стоит теперь на таможне, лепит с размаху на путевых документах отвратительными фиолетовыми чернилами какие-то бестолковые, но очень важные штампы, без которых сегодня никак не попасть из России в «незалэжную», и матерится по-русски всякий раз, когда у него на пикете застревает очередной российский дальнобойщик.

А я, чёрт возьми, давным-давно уже заместитель директора того самого автохозяйства, где сразу после армии работал на стареньком «КамАЗе», где из пацана с «правами» в кармане постепенно превратился в настоящего водителя, где познакомился, наконец, с Трассой и навсегда полюбил её… Только за руль держаться приходится уже совсем нечасто - даже в положенной по статусу служебной машине сижу справа.

А тогда, в той, прошлой жизни…

*   *   *

http://www.stihi.ru/2017/01/24/5451


Рецензии
Здравствуйте, Николай.
Я тоже из числа профанов отважившихся на "шоферский шансон". Возможно эхо детской тяги к машинам и их водителям, в те далекие годы шоферы были элитой. В общем написал я песенку. Никому пока не показывал. Если согласитесь посмотреть приложу текст в комментарий.

Я прочитал энное число Ваших стихов. Не скажу что прямо все понравилось, но в общем и целом считаю, что Ваше мнение, особенно с учетом знакомства с сутью вопроса, будет весьма полезно услышать.

С уважением,
Эдуард.

Графомачо   30.06.2017 08:24     Заявить о нарушении
Прикольное предисловие на Вашей страничке. Соответствует моим наблюдениям. Вот написал Вам рецку, а у меня в читателях уже привычная группа. Вам в личных сообщениях уже предлагали услуги? Кем надо быть, чтобы повестись. Всегда вспоминаю слова одного мастера, типа, чтобы услышать о своем творчестве что-то хорошее, надо сперва это что-то сотворить.

Графомачо   30.06.2017 08:32   Заявить о нарушении
Добрый день, Эдуард.

Рад подобному заявлению: если бы заявили, что понравилось ВСЁ, я бы решил, что Вы либо вовсе не разбираетесь в поэзии, либо с неизвестной мне целью льстите))
А в таком виде Ваш отзыв ценен для меня.

Касаемо «профанов»… Знаете, я далёк от мысли, что нечто путное способен сотворить лишь тот, кто хорошо знаком с предметом «практически». Ярчайший пример тому – Высоцкий; мало, кому из прошедших войну удавалось рассказать о ней так, как это сделал он…
Да и иных примеров предостаточно, какой бы темы это ни касалось.
Хотя бы, как Л.Толстой описал роды, в силу понятных причин никак не могший иметь реального опыта «изнутри».

А у меня, в данном случае, почему-то вышло наоборот: пол-жизни в этой профессии (сам, правда, порулил совсем немного, но два с лишним десятка лет «рулил» в транспортных предприятиях) и тему знаю едва ли в мельчайших деталях, а вот стихи об этом как-то не особо получаются… Пара-тройка, которые не стыдно показать людям, ещё пара десятков, самолично отправленных в газенваген, а чаще вообще не получается ничего.

Вашу песню покажите, конечно же! Разумеется, не могу заранее предполагать, понравится или нет, но мне будет интересно, безусловно.

Касаемо резюме – по большому счёту, мне по наибольшайшему бубну Главного Шамана Чукотского автономного округа
все эти щелкунчики, опники, раскрутчики и прочая братия. Несколько досаждало это лишь самое первое время, потом быстро научился почти безошибочно отличать читателей от «читателей», и просто отфильтровываю мусор на автомате.

В личку по поводу раскрутки не писали, нет) А вот в прошлой жизни, когда первые недели жил на сайте, однажды получил на почту предложение от такого же новичка (девушки): давайте, мол, друг-дружке рецки писать на всё, и другим ссылки оставлять на стихи друг-друга, и вообще команду соберём из таких же новичков и станем «дружить», и тогда все быстро раскрутимся)) Ржал до посинения, хотя повод совсем невесёлый. Но я к тому времени уже был «в теме» по опыту соцсетей, и как-то не особо удивился столь откровенному предложению.

Спасибо за отклик.

С уважением, Николай

Николай Орехов Курлович   30.06.2017 16:18   Заявить о нарушении
Только добрался до компа с клавиатурой.
Прошу посмотреть:

***(Дальнобойная забойная)

Скакал, словно мячик, пустым мирком
Цветастый наш шарик порожняком,
Пока не вкатали в асфальт гламур,
Гудя, вереницы гружёных фур...

Утробный трудяга - движок, урча,
Вращает колёсами тягача...
Ворчать и ворочать нам - по плечу:
Я тоже баранку кручу верчу!

Петляет, пытаясь от нас сбежать,
Дорога, но хвост ей тоннажем вжав,
Удел наш, презрев легковушек прыть,
На длинных подъёмах натужно выть.

Мнет рамы хребет неподъёмный груз.
Шофёр и машина - святой союз!
Что нам мельтешение пустых повес,
Коль скоро, не скорость в цене, а вес!

Зачахнет, сидящий в засаде мент,
Брутально-крутящий мужской момент -
Не игрище мышц, как форсажа фарс,
Нацелен радар ДэПээС на Марс.

Плевать на замахи бейсбольных бит
И на каратистский лихой кульбит
Тому, кто усвоил судьбы урок.
И верит в тяжёлые кач и рок!!!

Графомачо   05.07.2017 11:09   Заявить о нарушении
Добрый день, Эдуард.

Спасибо.

Впечатлило, однако от однозначной оценки воздержусь.

Весьма небанальный подход к теме и масштабность картины (ни много, ни мало – земной шар в качестве ключевого антуража)) уже позволяют оценить Ваше произведение, как вполне самостоятельное, а отнюдь не вторичное, как подавляющее большинство творений на эту тематику.

Вступление сильное; действительно, в восприятии дальнобойщика пустой, презираемо-гламурный, по-детски несерьёзный («скакал, как мячик), хотя и «цветастый» мирок способен преобразиться и наполнится смыслом лишь тогда, когда центральной составляющей его существования станет дело жизни самого ЛГ – это нормальный и вполне естественный эгоцентризм Вашего персонажа.
Подобное видение мира акцентирует неозвученная, но безусловно слышимая в контексте сленговая идиома «гнать порожняк», в данном случае являясь перефразом профессионального выражения «гнать порожняком», подразумевающего априори негативную ситуацию, позитивная альтернатива которой -- идти с грузом, что Вами и озвучено в первом куплете.

Последующее развитие действия – движок колёсами тягача вращает Землю – не ново, однако в данном контексте не звучит штампом, исходя из содержания и смыслового наполнения предыдущего фрагмента.
Однако смысловой переход не прописан, плюс наличествует речевая ошибка: «вращает колёсами тягача…» -- что? Понять и увидеть связь нетрудно, но это «заслуга» читателя, а не автора. Получается небольшая «спотыкачка», заставляющая «включать мозги», чтобы понять эту часть авторского замысла. Хотелось бы видеть более конкретную связь фрагментов.

В последней строке второго куплета сильная параллель «кручу баранку»/ «верчу мир», однако «тоже» здесь звучит несколько двояко: с одной стороны, слово оправдано в аспекте сопричастности с «вращающими мир», с другой – в данном контексте создаётся впечатление некоторой недооценки ЛГ самого себя; вроде, он «в теме», но «тоже» отсылает к как бы второстепенности его роли в озвученном процессе. На мой взгляд, в данном случае более уместен здоровый эгоцентризм, обозначенный во вступлении.

«Петляет, пытаясь… сбежать» -- замечательное наблюдение. Действительно, «уворачиваясь» за каждым приближающимся поворотом, дорога как бы повторяет традиционный приём играющих в догонялки, где роль водящего выполняет водитель (надо же, само приплыло: водящий/водила))

«ТоннажЕм» -- на професиональном языке в тв. п. обычна морфологическая ошибка: «тоннажОм».
«…тоннажом ей…» было бы уместнее в силу естественности на языке ЛГ.

«Хребет рамы» – здорово! Простенько, но в точку. Без комментариев.

«Презрев легковушек прыть» -- удачная строка, выражающее вполне естественное отношение профессионала ко всем прочим водителям.

«На длинных подъёмах…» -- на мой взгляд, здесь уместнее «на долгих…»; так не только более естественно в устах профессионала, но и определяет смысловую связь с последней строкой куплета (хотя её утверждение спорно))

«Неподъёмный груз» -- несколько преувеличено как в фактологическом, так и в художественном аспекте)), однако, думаю, здесь это допустимо.

«Шофёр» -- ммммм… В настоящее время в достаточной мере устаревшее выражение, в особенности, применительно к дальнобойщикам; хотя в «шоферском» шансоне употребляется («дальнобойщик-водила-шофёр» у Трофима, «в пути шофёр-дальнобойщик» у Овсиенко, и пр.), в профессиональной среде звучит нечасто.
Может, «водила и фура – святой союз»? Хотя «фура» -- это, строго говоря, только полуприцеп, да и то лишь крытый, и называть так весь автопоезд допустимо лишь в определённом контексте, но здесь это будет нормально, как и в четвёртой строке первого куплета.
«Водила» же, как самоназвание либо по отношению к «собратьям по цеху» не имеет полупрезрительного или высокомерного оттенка, как при употреблении этого выражения посторонними людьми.

«Брутально-крутящий…» и далее – честно говоря, не уловил сути тропа; что-то хотели этим выразить, однако либо я не сумел понять, либо Вы «перестарались»))

«Нацелен радар… на Марс» -- вот это класс! Сильно, глубоко, просто здорово. Без комментариев.

hard rock/heavy work – приём, безусловно, интересный и оригинальный; восприятие неоднозначное; скорей да, чем нет.
Касаемо кача – ммм… не уверен. Это в отношении параллели в тексте. Прокомментировать затрудняюсь.
А применительно ко всему произведению (выпадая из роли сурьёзного и объективного критика)) – качёвый трек!) В общем и целом.
_______________________

Всё сказанное является моим сугубо частным мнением и отнюдь не претендует на истину в последней инстанции)

С уважением, Я.

Николай Орехов Курлович   05.07.2017 15:04   Заявить о нарушении
Ну спасибо. Не ожидал. С вращает - в точку. Типичный пример замыленного глаза. Сегодня одну такую плюху выудил переписывая начисто, чтобы показать Вам. Теперь буду осмысливать, смотреть что к чему, ну и дальше по обстоятельствам.
Обязательно отпишусь тут и приведу пример нового варианта текста. Не обещаю, что "мигом", но направляющий к совершенствованию пинок - хороший. Чувствую себя Вашим должником.

С уважением,
Эдуард.

Графомачо   05.07.2017 16:04   Заявить о нарушении
А как же:
Крепче за баранку держись шофер.
Пожалуй тут ради романтичности можно и поскупиться реалиями.

Графомачо   05.07.2017 16:08   Заявить о нарушении