Василий Тредиаковский

***
Василий Кириллович Тредиаковский (также Тредьяковский; 22 февраля (5 марта) 1703 — 6 (17) августа 1769) — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание. Его интересы в области метрики стиха также сопрягались с композиторской деятельностью, главным образом, это была кантовая музыка. По чинам — надворный советник (1765).
Василий Кириллович Тредиаковский родился в  в семье священника. В Астрахани прошли детские годы писателя, в школе католических монахов он изучил латинский язык. В 1723 году без позволения родителей уехал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь впервые начал заниматься литературой, писал стихи. После окончания академии, стремясь пополнить свое образование, отправился за границу. Вначале он посетил Голландию, затем поехал во Францию, где слушал лекции в Сорбонском университете.
В 1730 году вернулся в Россию и вскоре издал свой перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви». Здесь же он напечатал подборку своих собственных любовных стихотворений на русском и французском языках. Книга вызвала большой интерес у читателей, особенно горячо ее восприняла молодежь. Зато явно неодобрительно встретили выход в свет этого сборника церковнослужители, увидев в нем растление нравов и крамолу.
В 1734 году им была написана «Ода торжественная о сдаче города Гданьска» — первая русская ода. В трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», написанном в 1735 году, Тредиаковский выступил как реформатор русского стиха, подчеркивая роль ударения в его сложении, и впервые применил понятие стопы. Это сочинение было первым шагом к преобразованию силлабического стихосложения в силлабо-тоническое, которое окончательно осуществили М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. При дворе Анны Иоанновны Тредиаковский занимал униженное положение придворного поэта, который постоянно подвергался насмешкам и издевательствам. Отношение другого правителя к поэту совершенно противоположно. Существует легенда, что Петр I, высоко оценив талант Тредиаковского, назвал его «вечным тружеником*.
Особую известность приобрела его «Телемахида» - стихотворный перевод прозаического романа Ф. Фенелона «Приключения Телемаха».В «Телемахиде» содержались довольно смелые политические высказывания, осуждавшие тираническое правление. Перевод, осуществленный в 1766 году, был выполнен гекзаметром. Тредиаковский продемонстрировал поэтические достоинства этого малоизвестного в русском стихосложении размера. Однако затрудненный, архаический стиль сделался предметом пародий и насмешек со стороны современников поэта.   К. Тредиаковский - первый русский поэт, который начал разрабатывать новую систему русского стихосложения - силлабо-тоническую. Он ввел понятие стопы, то есть единицы стиха, представляющей собой сочетание ударного и безударного (или двух безударных) слогов: ямбическая стопа, хореическая, дактилическая и т. д. Это было важным новшеством для теории и практики русского стихосложения. Большой вклад в литературу сделал В. К. Тредиаковский в качестве переводчика. Его многотомные переводы радовали современников красотой и точностью слога, высоким мастерством и профессионализмом. Автор владел не только теорией, но и практикой стихосложения. Его поэтические произведения искренни и открыты, просты и бесхитростны, отличаются четкостью формы, изысканностью содержания, отточенностью слога.  Одним из первых поэт обратился к переводу эзоповых басен, сделав это с большим вкусом и творческим подъемом, введя в повествование живых героев, говорящих народным языком, близким и понятным всем. Мудрая мораль, тонкий юмор этих произведений снискали автору всемирную известность и славу.

***
Потомок астраханского священника,
Воспитанник капуцинской школы,
Чужим он был для своего современника,
Ему часто наносили болючие уколы.

Надолго считали его плохим поэтом,
Начали ценить труды лишь после смерти,
Наследие  засверкало алмазным цветом,
Достойное место, заняв в звёздной круговерти.

Он был верным рыцарем Российской Музы,
Создав новый способ стихосложения,
Подарил поэзии  цветные бусы,
И ритм мелодичного вдохновения.

Вошёл творцом в когорту поэтов  бессмертных,
Оставив в поэзии след свой заметный.


Рецензии