Пейто - богиня убеждения

1я публикация на Стихи ру 2017 01 22
Редакция 2017 03 14



Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён или дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  дату "ближайшей редакции".




Лидия Кузьмина-Сапогова

Пейто - богиня убеждения

(1й вариант)


«Кто-то дуло наводит
На невинную грудь...

Кто-то злой и умелый,
Веселясь, наугад
Мечет острые стрелы
В воспалённый закат.
Слышно в буре мелодий
Повторение нот...»

Владимир Высоцкий «Оплавляются свечи»
1972



Кто умами владеет,
Не всесилен ли тот?
Говорят, что Медею
Уломала Пейто.

Для корысти, забавы?
Непокорная дочь
На беду и бесславье
Оказалась - не прочь.

Сила слова во благо
И на гибель дана.
Что до будущих тягот,
Коль в крови белена?

За любимым Ясоном -
Царских прав лишена.
Для других - вне закона.
И ему - не жена.

Век за веком проходит.
Не руно? – всё равно.
В том ли – этом ли роде -
То же крутят кино.

На пороге решенья,
Чьим итогом – судьба,
Быть бы нам мудренее…
Да натура слаба.

Искушенью поддаться, 
Верить в счастье и фарт...
Отступается «рацио» 
И довлеет азарт.

Как же самонадеян
искуситель - питон…

Ты подумай, Медея!
Отвечать - не Пейто…

2017

========================

Примечания автора

*Пейто (др.-греч. «убеждение») —
в древнегреческой мифологии богиня убеждения,
спутница Афродиты.

**Вернан видел в её божестве воплощение силы слов.

***Убедила Медею бросить родину.

****Эпиклеса Афродиты.

 

========================================================


===НЕВОЛЬНО ВСПОМИНАЕТСЯ...

На портале для пишущих
тема ответственности за (возможно?) силу своего слова - актуальнейшая.
"Слово не воробей;
что написано пером;
словом можно убить" и т.д.
               
Приведу басню целиком.


Иван Крылов
 
Сочинитель и Разбойник
 
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костёр взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонёк;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костёр погас:
Под Сочинителем он злей с часу? на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трёх сестёр явилася одна.
«Несчастный! – говорит она, –
Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? – ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слёз и крови – ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь ещё родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!» –
Сказала гневная Мегера
И крышкою захлопнула котёл.
 
====Не позднее декабря 1816

* При жизни Крылова басня была истолкована как выпад против Вольтера, что вызвало протест баснописца.

** Сирена (греч. миф.) – демоническое существо, полуптица-полуженщина, своим волшебным пением заманивающая путников к гибели.

*** Мегера – (греч. миф.) – одна из трёх эриний (богинь мщения), олицетворение гнева и мстительности.


=======================================================


Рецензии
стих мне понравился. Но он о любви, я поняла. а в конце примечание, что о коварстве слова. Медея, ведь она была счастлива! Ведь наша жизнь перед Богом не для того, чтобы иметь статус, а для горения сердечного. Иначе, зря жил...
А если про силу убеждения, то конечно на писателя возложена власть, и если он имеет сердце чистое, то это его писательский подвиг, ...иначе, или мыло, или преступление...
А чистое сердце может быть только в Духе Божием, потому что Бог, благодать Его указывает на грех. А неверующего в Истинного Бога, демоны крутят как веретено, и поэтому, он никогда не в состоянии узнать истину, но всегда в заблуждении, и невольно, может и сам искренне думает, что призывает к добру. Но его добро приводит в ад, и он сам не понимает этого.

Чиркина Надежда Валерьевна   28.01.2019 14:54     Заявить о нарушении
== Валерия, спасибо.
Да, качество объекта убеждения имеет - ещё какое!- значение:
не все объекты одинаково внушаемы.
Преуспела бы Пейто, не будь эта царевна влюблена? Не знаааю….
Может, кого бы другого взялась убеждать – кто «пошансовей»?
Счастлива Медея… наверное, была… ведь любила… Но все как-то финал помнят… и главное – гибель детей…
__ Вопросы веры я себе запретила обсуждать на портале –
очень уж это приватно.
Ориентиры чистоты, добра, света всё равно есть у каждого –
но, вы правы, заблуждаемся часто: «хотели как лучше, а получилось…»
Ищем свой путь всежизненно – с наградами и наказаниями разных степеней.
Не зря одна из самых известных молитв - просьба послать сил, чтобы изменить то, что изменть можно; терпения, чтобы смириться, если нельзя и ума… чтоб отличать первое от второго.
____ Всего вам доброго.
Л. ======

Лидия Кузьмина-Сапогова   28.01.2019 22:29   Заявить о нарушении
Про Медею. Там ее бешенство в финале. Это бешенство присуще гордым. Гордое страстное, и тщеславное сердце, наверное, не может быть удовлетворено никогда. Такова, я думаю, Анна Каренина.

Чиркина Надежда Валерьевна   29.01.2019 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.