Митра - Варуна - Ерванд и Ерваз

Стремлением к Свету в едином порыве,
Полетом к Бессмертию, Власть обретаем.
Сознанием Пламени Мудрость являем,
Могучую Святость приносим мы в мире!
Великие Боги - мы Сущность даруем,
От Искры Служения в Вечности скрытой!
Под толщей Вселенной без края разлитой,
В Огне и Воде, мы всегда Торжествуем!

Священная Тьма лишь таит Безмятежность,
В глубинах Пространства Дыханием Жара!
Мы, Грозные Стражники Светлого Дара,
От грозности нашей одна Неизбежность!
Средь Царственных Вод выявляется Время,
Оно породнилось с Движением Вечным.
Служением светлым, Путем безупречным,
Мы Жертву растим, умножаем все бремя!

Сокрыты от глаз; лишь в сказаниях живы,
Деяния наши, как подвиги смертных.
Но самость сквозит из преданий заветных;
И притчи богатые ныне все лживы!
Но, даже средь лжи и стараний двуногих,
Мы Истину зрим и вещаем негласно!
Давать же в Миру и тщедушным — опасно;
Она умножает лишь ропот убогих!



Примечание:

Мистерии Митры во всем Древнем Мире являлись не только первостепенными, но самыми таинственными. Таинственность эта исходила не только от величественного образа Митры, но от многоликости данного образа. Издревле, Митра не почитался в качестве только одного Бога, но также представал в сердцах и умах иерофантов в Божественной Паре – Митра-Варуна, почитание которой было не только в коренной Ариаварте, но и далеко за пределами ее. Естественно, от древнеарийских традиций в Армении почти ничего не сохранилось, однако, в искаженных и наивных народных преданиях, в законсервированном виде сохранились искры того древнего Учения, которое было некогда распространено. К одному из этих преданий мы и обратимся. Легенду о богоравных близнецах Ерванде и Ервазе, смело можно отнести к тем преданиям, в коих сплетены были самые ранние представления не только о Богах, Творениях, но и выявлении Человека, как Принципа. Возможно даже, что эти представления были не самих армян, а их прямых предков на Армянском Нагорье. Во всяком случае, из подобных легенд, невольно ставших народными, явствует, что истинная преемственность в Древней Армении исходила от тех же Арийских Божественных Династий, о коих было отмечено. Преемственность эта настолько явная, что даже традиции, известные во всем мире как древнеевропейские (крито-микенские и эллинские), как это вновь будет показано, исходят от более древних и, возможно, более совершенных (в своих содержаниях) древневосточных.
В дальнейшем, в Армении исконные представления исчезли, уступив место причудливым сказаниям, вобравшим в себя множество наслоений из различных Мистерий, вперемешку с историческими реалиями далекого прошлого.
Согласно одному из вариантов древней легенды, Ерванд и Ерваз были околдованы и пребывают во глубине мутных рек, возможно, в Ерасхе (Аракс) или Арацани. По мнению автора данного труда, эта легенда является глухим отголоском древнейших представлений о Боге Варуне, но даже, если принять во внимание прямую связь Ерванда с Варуной, то данная взаимосвязь отражает лишь одну из сторон этой древней аллегории. Возможно, уже в древности одна взаимосвязь была наслоена на другую – более древнюю легенду о зарождении психофизиологического человечества.  Как показано в нижеприведенном гимне Митре-Варуне, эти два Бога тесно связаны с Духовным началом Человека, как Принципа. Более того, Варуна и Митра отображают Божественную Идею первых каст. Так, в Шатапатха-Брахмана указывается, что Варуна – царь, а Митра – брахман [Satapatha Brahmana Part II, 4: 1:4, 1, 2 и т.д.]. Таким образом, Ерванд-царь, в древности тождественен был Варуне, а Ерваз-жрец (брахман) – Митре. Поскольку было объяснено, что сама легенда относится к зарождению Человека в целом и к доарийскому человечеству в частности, то ясно, почему именно эти два имени стали главными в вышеизложенной легенде. Выше была рассмотрена лишь связь армянской легенды с древнекритской, однако именно посредством Вед, полагаю, можно досконально исследовать армянскую аллегорию до истоков.
Как известно, Варуна древних арийцев тождественен Посейдону эллинов, несмотря на то, что Варуна, как Принцип более универсален и глобален, нежели Посейдон ближе к Принципу Урана. Будучи таковым, Варуна, явлен как выявитель Космического Закона в паре с Митрой. Одним из тотемов этого Бога, также как и у Митры является бык. Для наглядности следует привести один из самых сокровенных гимнов Митре-Варуне из Ригведы.

(Мирзоян Э. А. Мистерии Древней Армении. Взаимосвязь образов Ерванда и Ерваза с Богами Варуной и Митрой. Попытка объяснения поздних искажений в армянской легенде)


Рецензии