Русская голгофа

                В последний же великий день праздника стоял Иисус
                и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
                Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании,
                из чрева потекут реки воды живой.
                (Иоанн 7. 37-38)

Пролог

Прошло сто лет со времени кровавой смуты,
Сто лет гражданского раскола нашего народа,
Когда сыны России вставали брат на брата,
Когда потоком изливалась красная река.

В сей день живём мы в лоне двадцать первого столетья -
Сыта, обута и одета плоть; в наших домах тепло, есть свет.
Мы пользуемся всем, что подарила русская цивилизация,
Не зная о цене, что уплатил за эти блага наш народ…

За равенство родов наш прадед жертвовал тяжёлой жизнью.
За право детям обучаться он во многом заплатил культурой.
За стариков, калек, сирот наши деды пролили много пота с кровью,
А за свободу от господ извергли из груди сосуд с сердечной верой.
***

В потоках измышлений о тяжёлых, смутных временах:
Мне вспоминается рассказ одной бабули, близкой мне по сердцу, -
О том как в близь села Варварское, Нижегородская губерния,
За ручейком, у Слободы  на кладбище, стояла Троицкая церковь.

В ней службу совершали по старинному обряду:
Знаменьем крестным осенялись по старинному двуперстным,
Приход единоверческим считался по церковному уставу.
Сей храм для деревеньки нашей был духовным центром.
 
Но будто гром на голубом и ясном небосклоне прозвучал призыв:
"Даёшь всё коллективное! заводы для рабочих - а земля в колхоз"
"Наука! Общий труд! о том нас просвещает партия большевиков!"
"Религия для нового обман! наркотик для народных масс!"

В начале власти запретили только им мешавший колокольный перезвон,
Сняв с храма все колокола, как лом отправили на переплавку в провод.
Священник, не пришёл -  забрали в ночь и по далеким направленьям увезён
Рутина дней: донос, арест, допросы, приговор - за тем молчальный остров.

Наш деревянный храм, в рост человека, зарастал густым бурьяном.
Нет тайны боле литургию в нём, нет таинства крещенья, нет венчаний.
Но крест над куполом напоминал, что все мы под десницею Господней,
И в сердце верящих христиан всё это отражалось скорбной болью…

Но волк, вкусивший кровь, не успокоится, пока не изведёт всё стадо.
Решили речку запрудить и в месте, где был брод, построить мост.
Для этого постановили: ставить мост, из дерев пока ещё живого храма.
Ведь «мертвякам» нет дела, есть храм или нет, всех свозят на погост.

Назначен час и день, и населенью объявили: «Явка обязательна».
«Актив» был празднично одет, весёлая гармошка, красный флаг...
Готов и транспарант: «Религия - наркотик для народных масс»,
Но только запоздал из Горького  «союз воинствующих безбожников».

Колхозник «активист», поднявшись чинно по ступенькам паперти, сказал:
«Това-арищи, уже давно известно - бога нет… и э-это е-есть перве-ейший факт.
Я-я вам сейчас всё это до-ка-жу, эй, дай сюда топор», – кому-то приказал.
Качаясь во хмелю, с размахом топора на двое расколол надвратный лик.

Гармошка замолчала. Тут раздался вопль и стенанья деревенских баб:
«Что ты наделал пьяный изверг, на всех на нас ты навлечёшь беду».
Он ухмыльнулся и сказал: «Вы что не видите, не наказал меня ваш бог,
Эх темнота-а-а, коли и этого вам мало, сейчас ещё раз это докажу…»

Он стал неистова, со страшной силою,  ломать входную дверь.
Уже не улыбались даже активисты, только громче раздавался плачь.
Но он выламывал замок, с остервенением смеясь и скалясь будто зверь,
Сельчане возмолились слёзно: «Одумайся... нет в этом мире дела злей».

Но он не слышал ничего, сломавши дверь по лестнице на звонницу влетел,
За пояс заложил топор, на крышу влез, на четвереньках по коньку прополз...
Над алтарём тянулся к небу купол малый деревянный, и венчал всё Крест.
Он встал, держась одной рукой за основание, другой же замахнулся топором…

С всего размаха лезвием ударил в Крест, как обрубал бы со ствола сучки.
Один удар, второй, за ним последовал и третий, Крест надломился и упал.
Перстами окрестясь, сельчане возмолились: «Господи помилуй, Господи прости»…
Кощунник же неистово... в хмельном угаре во всё горло заорал:

«НУ-У-У  ГДЕ ОН ВАШ ГОСПОДЬ? КОТОРЫЙ ЗА ГРЕХИ НАКАЗЫВАЕТ ВСЕХ…
ВОТ-Т Я СТОЮ ПРЕД ВАМИ «НЕ ВРЕДИМЫЙ», ПОЛОН СИЛ.
ТЕПЕРЬ РОССИЯ НОВАЯ!!!,  И МЫ ШАГАЕМ В НОГУ С ПАРТИЕЙ БОЛЬШЕВИКОВ,
И В БУДУЩЕМ НАС ОЖИДАЕТ ДОЛГОЖДАННЫЙ, СВЕТЛЫЙ КОММУНИЗМ…»
 
И тут вдали послышался гул подъезжавшего грузовика.
В пыли колёс за ним бежали из селенья ребятишки,
Во след машины две подводы плотников с соседнего села.
Всем ясно стало - не пришли они раздать селянам книжки…

Подъехали, остановились; из кабины вышел рослый «командир».
Пиджак из кожи, шаровары втянуты в сапог, на голове фуражка…
Подтянутый. С иголочки. Сотрудника НКВД на нём сидел мундир.
Лицо овальное, усы чуть серые седые, глаза чернущие, ехидная улыбка.

Оправился. Ко всем собравшимся лицом поворотился громко чётко говорит:
«Я… уполномоченный от комитета партии большевиков, имею предписание.
В нём сказано, что надлежит нам это место культа всё по брёвнам разобрать
И из него, во облегчении колхозного труда, построить через речку переправу…

Я вижу что вы начали уже давно не дожидаясь нас… похвально.
Со мной товарищи из Горького, «союз воинствующих безбожников»,
Пока рабочие, по брёвнам разберут вот это вот ненужное строение,
Они вам лекцию прочтут, что вера - есть оковы царского режима…»

На место «полномочного», как будто бы на сцену вышел «лектор»,
Он что-то говорил, что бога нет, что всё придумали чтоб угнетать…
А в храме раздалось биенье топора и страшный треск и скрежет.
То зазвучало будто стон мучительный, и нет тех слов, чтоб это описать...

Рабочие, взобравшись в колокольню, взялись подпиливать опорные столбы,
Верёвкой обвязав её, к автомобилю те  концы канатов прицепили,
Не сразу и с тяжолыми усильями, пылая перед всеми злобой,
Отчаянным рывком грузовика, надстройку колокольни оземь повалили.

Стояли женщины и растирали слёзы горя по своим щекам.
Стояли старики, в глазах которых отражалось боль от горечи…
В толпе сельчан немного было с этой церкви прихожан,
Но знали то, что власти доберутся и до верхней "Никоновской"  церкви.
 
Кощунники... с усердием отдались тем срамным делам.
Из входа в дом Господень будто в кучу дров летели образа и утварь.
Одна из женщин с  плачем бросилась к иконам, оземь осквернённым,
Схватив одну, прижала образ ко груди и устремилась убежать с слёзным воплем.

Тот храм, размером был чуть более чем малая часовня,
И к вечеру... порушили сию святыню вплоть до основания:
Валялись брёвна, доски, утварь навалили с образами в кучу.
Не хватит слов то описать, как много в сердце было состраданья…

На утро следующего дня взялись за воздвиженье переправы.
Как - будто гвозди в гроб... вкопали брёвна храма в глину,
Но древа от разрушенной святыни, чуть хватило для моста,
Досок же на настил им не хватило даже к середине…

(В те дни, когда я слушал сей рассказ, был мал и был далёк от веры.
Я слышал про гонения христиан, как ими в Риме освещали улицы,
Как гибли женщины с детьми, терзаемые львами в Колизее,
Как вдоль дорог по всей империи стояли нескончаемо кресты…

Ведь малый человек  всегда страдал от всякия неправды.
Он погибал в войне, изнемогал в трудах под плёткой для раба.
Но то, что далее узнал, я сохраню в сей недостойной личной жизни в сердце.
Как символ надругательства над тем, чем дорожит христианская душа…)

Мост не закончен… нечем перекрыть настил над малою речушкой,
Но… с наущенья демонов решили крыть настил иконами из кучи,
Да ликом к небесам, чтоб каждый проходящий - образ попирал ногой,
Гвоздями в мост прибиты были и иконы "Никоновской" церкви…

Я слышал, что бабули наши, там не ходили даже по плотине,
Когда могилы предков посещали, душой по храму проливали слёзы,
В воспоминаниях крестились лишь старинным знаменьем двуперстным.
А ныне же на месте том, весной цветёт огромный куст сирени.

***
В среде христиан о времени о том немало пишут, много говорят,
Есть мнение: что при империи ну прям текла молочная река,
Кисельным берегам и пряничным домам не видно ни конца, ни края,
И лишь с большевиком же к нам пришла тяжёлая безбожная пора …

В устах у многих Ленин, Сталин и Хрущёв и есть исчадья ада.
Что коммунизм нам подарил ГУЛАГ, гонения христиан, репрессии.
Без доказательств верим в то, что революция прошла на деньги запада,
И не исчислить всех деяний злых, которые пошли во вред России.

Но дорогие православные друзья! Родные братья сестры во Христе!
Как разуметь тогда слова: Пути Господние для человека неисповедимы.
Не нам живущим личный суд творить, над всеми нами милостив Судья.
«Мне мщение Аз по делам воздам» - Звучали так для нас слова Господни…

В этой истории Господь нам показал свой суд и праведною волю.
Веть тот… который Крест ударом топора поверг на землю,
В сей вечер же ослеп телесными очами, но прозрел духовно,
И это мне являет образец любви к заблудшему и Божие долготерпение …
***

Но что является причиной столь кровавого раскола?
Что побудило ненависть одних людей к другим?
Что в человеке пробуждало злобу и к ближнему и к Богу?
На чём основан был жестокий богоборческий режим?

Народ простой, ремесленник, рабочий, труженик села
Не мало на своих плечах понёс лишений и несправедливости,
Он зачастую не имел ни дома, ни земли, ни малого скота,
И по неволе был привязан к людям мнимой знатности.

На протяжении столетий знать имела всё и наслаждалась всем,
И лишь они имели доступ к знаниям, искусству и богатству.
Но, а простой, неискушённый человек во многом даже обучения лишён,
Чтоб можно было «упрекнуть» в невежестве, рабочих и крестьянство… 

Конечно же на это можно много, долго, бесконечно возражать:
Мол экономика в те дни была почти на первом месте в мире,
Добыча недр лишь росла, ресурсы наши стали в экспорт поставлять
Хождение имело даже золото в монетах по России...

Бесспорно Родина богата на ресурсы и сильна людским числом.
Хошь уголь в шахте добывай, а хошь выламывай железную руду…
А хочешь если, золото копай и в Лене стылой промывай лотком,
Идёт любой на пользу человека труд, во славу ремеслу...

Но вот богата русская земля?, и экономика в те времена на высоте:
То по чему не жили люди ну хотя бы так, как мы в сей век живём?
И почему от рудников и шахт, и приисков зажглись волненья по стране,
И почему на деле, труд рабочих и крестьян не сберегал закон?

Нам – людям, что живут в век многой информации и потреблений,
Довольно тяжело понять причины беспощадных бунтов русских,
Но нам оставлено немало разных размышлений тех событий
В стихах, рассказах, в дневниковых записях и мемуарах…

О том нам Пушкин воспевал  в стихосложении «Во глубине сибирских руд»,
Нам Достоевский повествует... об обществе тех лет, о вере и неверии,
«Кому же на Руси жить хорошо» Некрасов нам в своей поэме показует,
Картиной «Бурлаки» нам илюстрирует о тяжком бремени художник Репин…

Но для меня нагляднее всего дневник Кронштадтского отца Иоанна,
Который зрил духовными очами боль, и слёзные страдания народа.
Для верующих слова святых отцов - есть слово Боговдохновенное.
Он в дневниках открыл, откуда зародилась эта братская вражда:

Писал: «В России в моде ныне безнаказанность, ею щеголяют,
Во всём угроза жизни и по всюду расхищенье государственных имуществ,
Всё будет так и впредь! при слабом управлении,
О бедное отечество!!! » – словами этими нам батюшка открыл свой плачь.

И так казалось бы при всем нам зримом «благолепии»,
Пороки общества достигли угрожающих масштабов…
Когда элита мнимая держалась за свои богатства и фамилии,
Простая жизнь крестьян, мещан, мастеровых не изменялась…

Да., здесь можно возразить, ведь многие душой болели за народ,
Не проявляли равнодушие к проблеме классовой системы…
Но почему?, как будто бы Везувий  с кратера изверг переворот,
Огнём своим империю поджёг и в пепел погрузил как древние Помпеи.

На это снова отвечает нам  отец Иоанн Кронштадтский,
Слова сего служителя правдивы, не предвзяты,
Он знал чего сказать... был слове камень крепкий,
Для верующих в Христа он находил для каждого ответы:

«Воззрите же на плод цивилизации, кому сей под приятен и полезен?
И от чего в смятении Россия? И от чего в России безначалие?
И от чего в учащихся и в юношах потерян Божий страх и брошены учения?
И от чего "интеллигенты гордые" хотят в правители и попечители народа?

Они не понимают этого народа, не видят в чём его нужда, и нет любви к нему.
Всё от того, что в них иссякла вера в Бога... и вера - в вечные Его глаголы»…
Как будто бы пророк Илья, отец Иоанн открыл поклонников прогрессу, как тельцу.
Так порицал Христос вождей Израиля – так обличает он служителей мамоны.

Об оскуденье веры, мы во множестве имеем документов и свидетельств
На почве этой будто плевелы взросли не мало сект, скопцы, толстовцы.
Но более всего опасны были новые церковные раскольники,
Сии «иереи церкви» в историю отечества вошли как обновленцы .
 
То яд был в тело православия и нашей Русской Православной Церкви,
Они, что книжники и фарисеи, сменяли заповедь приданием людским,
Они, как «гордые умы», как будто знали нужды человека для стяжанья веры,
В тяжёлых испытаньях, не общею молитвой а расколом подогрели плач страны.

Чтоб разобраться в этом, надо раскопать огромный ворох затхлого белья,
Но истина нам говорит, что новое даст только Бог в всеобщем воскрешении,
Господь наш любящий Отец, мы сопричастны к Царству как одна семья,
И если мы начнём наследие делить, то будем виноваты в разорении.

Христианам... должно жизнь свою - сопоставлять с Евангельским ученьем,
И  этому событию, найдём мы отражение в земном пришествии  Христа,
Когда Спаситель возлежал в дому у Симона  в селении Вифания,
С сосудом что  наполнен  мира, одна из жен ко Господу пришла.

Она собой явила символ благодарности, в спасении от уз греха,
И возлежащему Ему, на голову то миро драгоценное возлила,
Так русская душа благодарила Господа  за многие в спасении дела,
Постройкой храмов и монастырей всем русским православным миром.

Но кто присутствовал со Господом тогда, немало возмутившись говорили:
«Зачем? К чему? Сия такая трата мира, - и этому открыто возражали, -
Ведь можно было бы продать и выручить не менее трёхсот динариев,
На сумму бы такую...  тогдабы мы не мало нищих накормили".
 
О как же это свойственно для нас, для грешных падших человеков,
От самомненья своего мы, якобы, всех лучше знаем, что потребно для других.
Но Иисус сказал: «Оставьте же её, чего смущаете, она мне сделала добро,
Всегда имеете вы тех кому вы можете благоволить, но Я же с вами не всегда».

Порою суета мирская понуждает много думать о плотском,
Чуть заимевши что, по маловерию впадаем в навык самомнения,
Поэтому, с большой охотой мы навязчиво с учением своим идем,
Но забываем то, что преподал Господь в Евангельском учении:

«Не беспокойтесь, что вам есть и что вам пить –  то ищут люди сего мира,
Отец ваш знает в чём имеете нужду, ищите прежде Царствие на Небе,
Не бойся, стадо малое! И из того, чего имеете, творите ближним милость,
Ищите же сокровища на Небесах, там где сокровище твоё, там будет ваше сердце».

В итоге те, кто так стремился научить и опекать народ,
Одни добились своего и разожгли междоусобный беспредел,
Другие же террором на терроры стали отвечать,
А кто-то просто спрыгнул с корабля,что следует на мель…

Но нам во всём даёт Христос пример спасительной любви, 
Не просто так период тот именовали «русская голгофа».
Ведь лучшие сыны и дочери, рождённые в отечестве,
Взяв Крест Спасителя, несли Его смренно и без ропота.

Всем новым исповедникам за веру, вынесли тяжелый приговор,
Над ними издевались, оскорбляли мучили, и тяжко побивали,
Кровавой «тройкой» от ОГПУ на малом бланке напечатали РАССТРЕЛ,
И умертвив без счета.., в общие могилы побросали.

Но воля Господа во всём всегда, и не было бы худа, если б не было добра.
Народ нашь, что израильский, бродил в пустыне, чтоб изжить в себе раба,
Тяжёлым испытаниям подвергся, дабы искупить печаль греха,
А жертва исповедников - есть супротив врага лукавого борьба. 

Но не смогли враги Церквей Христовых пламя веры погасить.
Молитвами Святых Отцов и под покровом Девы Матери страна жила,
За то, нам ныне надо благодарные мольбы ко Богу возносить...
Чтобы страна любимая! к страданьям того века снова не пришла.

Христос! для всех христиан является примером жизни.
Он жертвой Крестной... путь к спасенью указал,
Страдая Он молил: «Отец прости! ибо чего творят они - не ведают»,
И каждый кто страдает за Христа – всё палачам своим прощил…

И мы должны оставить пересуды, сплетни, ложь и клевету.
Наш долг молится и за тех, кто разрушал, ломал, казнил.
Давайте сообща построим то, что дедушка не ведая сломал,
И будем благодарны Господу за сёла, города и за страну!!!
***
Мои родные! Мы все одна семья, Один в нас Дух и Кровь, Отец у нас един.
И без Отца мы можем только грех и зло творить, и больше ничесоже.
И по сему, чтоб сделать что - нибудь хорошее, нам только Бог необходим.
За возрождение духовности Руси благодарю тебя, мой сокровенный, Боже!!!

Нет более премудрости, чем слово данное в Евангельском учении.
В тринадцатой главе Евангелия Луки от первого стиха и до десятого
Повествование одно, как некие пришли к Христу и рассказали о побитых Галилеянах,
Которых прокуратор Понтии Пилат убил, тем кровь смешав с их жертвами …

На это Иисус сказал: «Вы мыслите, что эти Галилеяне грешнее всех Галилеян коль пострадали так? Нет, говорю вам, но если о своём вы не покаетесь все также и погибнете. Или вы мыслите, что погребённые под павшей башнею в селенье Силуам виновней были всех израильтян живущих в Иерусалиме. Нет, говорю вам, но если не покаетесь и вы так как они погибнете». 

И мы, живущие в век многих информаций и нано, мега, супер-пупер технологий
Не праведнее тех, кто революцию затеял, церковь гнал, и храмы разрушал,
Нам есть над чем задуматься и сотворить достойный плод сердечного раскаянья,
Чтоб в гордом нраве не погибнуть, чтоб нас Господь от злого сатаны оберегал.

Спаситель притчу дал: как некто в винограднике своём имел смоковницу,
Пришёл искать плода на ней, но не найдя, сказал на это виноградарю:
«Вот третий год я прихожу искать плода на сем плодовом дереве, но не найду,
Сруби её, на что она, и место занимает, другое дерево на этом месте посажу »…

Но виноградарь попечительно сказал хозяину в ответ:
«Мой господин! Оставь смоковницу ещё на это лето,
Под ней я землю окопаю, навозом корни облажу,
И ежели не принесёт плода, сруби её на следующий год».

Не наша ли земля - является прообразом смоковницы?
Не наш народ ли - корнем в землю данною от Бога врос?
Не ствол ли древа, славная победами история?
Не мы ли ветви? но тогда каков наш плод?

Не нас ли Бог так долго терпит и милостью  оберегает…
Не окопал ли Ствол с любовью и заботой садовода …
Не обложил ли корень и не росой ли Благодатной орошает…
Не греет ли лучами Солнца, то древо с нашею листвой…

Но а каков наш плод?.. давайте обратим свой взор к «Посланию к Галатам».
В пятой главе стиха шестнадцать, апостол Павел пастве прямо говорит:
«По Духу поступайте! Тогда вы не исполните желаний бренной плоти…
Ведь плоть желает не того чего желает Дух, они друг с другом супротив».
 
Дела по плоти - есть прелюбодейство, блуд,  нечистота и непотребство.
Служенье идолам, исканье волшебства, вражда и ссоры, зависть, гнев.
Во гневе разногласия и распри, ученья ереси, лень и многие соблазны.
Все злая ненависть, убийство, пьянство, самодовольный гордый нрав.

Не вожделеньем плоти ли нам Дух дарованный грехами погребли.
Плоть не рождает плод, созреет плод лишь в тех, кто следует по Духу.
Не по моей ли похоти Господь смоковницу порубит до корня,
Коль так живу, то погублю отечество земное и в Царство Бога не войду.

Апостол Павел нам в посланье указует  что есть плод, который порождает дух -
Это любовь, за нею радость, за радостью мы обретаем мир, долготерпенье.
Душевное благоволенье, милосердие за сим даётся вера, кротость, воздержанье.
Над таковыми нет закона, Христовы те, кто распинает со страстями плоть.

Возлюбленные братцы, сёстры, матушки, отцы, бабули и деды…
Давайте духом взглянем на отечество любимое, земное,
Не с «высоты» своих умов, а с высоты Божественной Столицы.
В сердцах свет истины зажжём, и станет древо наше плодоносное!!!

Эпилог

Пусть говорят, что во грехе мы рождены, в страстях живем и в них умрём…
Так что ж с того, без брани отдадим отечество врагу лукавому на поругание!!!
Тому не быть! Ведь россиянин, жертвуя собой во благо родины… непобедим!!!
Коль будет в нас любовь и ненависть к греху, тогда пошлёт Господь благословенье!!!

Живи по духу, и тогда спасутся тысячи вокруг  – сказал нам чудотворец Серафим.
Пусть свет ваш светит пред людьми, Свет Истины сияя, не отбрасывает тень…
Давайте купно встанем на защиту ценностей благих, не отдадим детей в Садом!!!
Тогда не посечёт топор плодоносящее любовью дерево… Аминь!!! 
   
 


Рецензии
Храни Вас Бог!с признательностью за прочтение и теплом сердечным,Ирина Горст.

Ирина Горст   05.04.2017 07:14     Заявить о нарушении
Спаси Господи!!! Вас и ваших близких..

Батраков Константин   05.04.2017 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.