Тысяча и одно - 15

"Счастье"


Знаешь, Настя,
Нынче я хочу попытаться
Рассказать тебе о том,
О чём и сам я толком почти не знаю.
Хочу рассказать тебе о человеческом счастье.
Как это многократно говорится в Коране:
Делайте так-то и так-то
И, может быть, вы будете счастливы.
То есть вдруг складывается ощущение,
Что и Бог до конца не знает
Тайны полноты человеческого счастья.
Нет, Он, конечно, всё это хорошо знает, так,
Как хороший горшечник заботливо знает все свойства
Своего наиболее удачного горшка.
Просто Он воспринимает человеческое счастье
Как инструмент, как путеводную звезду,
Как внутреннее ощущение правильности пути.
То есть Ему бы ничего не стоило
Сделать нас здесь и сразу абсолютно счастливыми.
Только тогда мы бы очень напоминали
Странноватых ребят с синдромом Дауна.
Так уж устроена их биохимия,
Их психофизиология,
Что когда у них ничего не болит,
Они почти абсолютно удовлетворены
И почти абсолютно счастливы.
Отрешённая счастливая улыбка,
Так называемые "дети Солнца".
Нет, это не то, чего Он хотел бы для нас.
Люди, по большей части, очень требовательны
По отношению к своему счастью.
Скажем, великий и забавный Гёте
Насчитал в своей огромной
И, в общем, благополучной жизни
Аж целых одиннадцать минут
Невыразимо замечательного счастья.
И это он, который в двадцать четыре года
Стал общеизвестным, знаменитым литератором,
Который неоднократно любил и бывал любим,
Который во всей полноте
Познал семейное счастье,
Который прожил большую и насыщенную
Событиями и достижениями жизнь, -
Не нашёл в себе ни на йоту больше
Этих желанных для нас минут.
Наверное, человеку не стоит быть в глубине души
Таким привередливым...
Но да - как бы ни складывались обстоятельства,
Тайна действительного человеческого счастья
Очень сильно зависит от человека,
Очень сильно зависит
От уникальной индивидуальности его самого.
Есть вещи, которые особенно трудно,
Особенно проблематично делать вполне несчастным.
Например, налаживать сколь-нибудь близкие отношения
Или взаправду петь.
Скажем, импресарио молодого Фёдора Ивановича Шаляпина
Вполне осознанно познакомил его
С талантливой итальянкой-балериной,
Будущей женой знаменитого певца.
Ну, то есть импресарио хорошо знал,
Что только от счастливого,
От хотя бы вполне благополучного солиста
Можно ожидать хорошего голоса
И вдохновенного исполнения.
Однажды я испытал что-то подобное на себе,
Когда сделал те научные открытия,
Которые легли в основу моей кандидатской.
Тогда я пел в церковном хоре,
И на пару месяцев у меня открылся
Настоящий оперный голос.
Все резонаторы заработали по полной
И, не имея никакой певческой школы,
Я играючи превосходил консерваторских солистов.
Удивительно, но даже глубокая любовь к женщине,
Хоть и сопровождалась ощущением всемерного счастья,
Не вызывала чего-то подобного.
Может быть, оттого что была она
Практически безответной...
Так или иначе, но не будучи
Столь удачлив, как Гёте,
Испытав немало обид и горестей,
В своей жизни я бывал счастлив
По целым месяцам.
Так что когда ты часто шмыгаешь носом,
Или на лице твоём высыпания,
Или шалит кишечник,
Можно, конечно, стремглав бежать
"К своему доктору",
Которому ты беззаветно веришь.
Можно даже панически бояться
Скушать что-то "не то".
Только на самом деле всё здесь -
В проблеме неподдельного счастья,
Во внутреннем ощущении
Глубокой правильности пути
И в радости достижения высокого-превысокого.
И тут я - нисколько не об Эльбрусе.
Нет, конечно, твой путь - дорога,
Только, как мне кажется,
Несводимая ни к частому узнаванию интересных людей,
Ни просто к какой движухе, ни к музыке,
Ни к радостному узнаванию красот природы,
Ни, тем более, к шоппингу.
Детские забавы и заблуждения,
Конечно же, скоро уйдут на второй план,
И ты наверняка когда-нибудь скажешь себе:
Как это я раньше могла жить-поживать
Без любимого мужа и без детей!
Ну, будет же когда-нибудь и в твоей жизни
Что-то большое и по-настоящему светлое!
А пока попробуй просто не поступаться
Внутренней добротой и мудростью,
Которые в тебе скрыты.
И, хотя бы, по логике своего имени,
Легко возрождайся смешливой
От всех невзгод!

P.S. Никогда не замечал:
Анастасия = анастезия!
Забавно!


Рецензии