Взор-9

ВЗОР

Пятикнижие

Книга первая

5.

Рассматривая формулу Большого Цикла Вселенной в свернутом виде, мы только предположительно могли говорить о свойствах трех ее составных частей, состояний. Когда же мы развернули формулу до «молекулярного» уровня, представления наши о состояниях расширились так, что одни  предпола-гаемые нами свойства мы смогли легко подтвердить, другие – основательно дополнить, а третьи – вывести заново, поскольку взамоотношения состояний и образованных из них триад предстали перед нашим взором в иных, непредсказуемых планах. Скажем, убедительно подтвердилось единство первой триады – начала; сжатие Вселенной, происходящее во вторую триаду, вдруг представилось так, что одновременно с ним в Мироздании, оказалось, совершается расширение духо-материи, выливающееся в становление, небывало гигантское размножение единого; а присутствие в каждой триаде в сжатом, свернутом виде начала, середины и конца помогло нам понять суть закодированности эволюционного движения – по коду, заложенному в начале, осуществляется развитие, как самого начала, так затем середины (в обратном порядке) и за ней – конца. Вполне логичным будет предположить, что формула Большого Цикла, развернутая еще на один внутренний слой, поможет нам проникнуть в более сокровенные глубины жизнедеятельности Вселенной1.

1 Действительно, как мы увидим позднее, этот слой развития поможет нам уяснить не только эпохи материального Мироздания, но и смену на Земле общественных формаций.

Таким развертыванием мы сейчас и займемся.
Итак, каждое состояние содержит в себе в сжатом виде триаду состояний, сменяющихся либо в прямом, либо в об-ратном порядке. Первое и третье состояния подчиняются тому порядку, каким обладает весь Цикл, соединяющий три рассматриваемых состояния, а второе, серединное, – порядку противо-положному. Следовательно, если первая фаза «молекулярной» формулы имеет прямой порядок смены состояний, то первая стадия развернется в прямом порядке, вторая – в обратном и третья – снова в прямом. То есть первая триада «молекуляр-ной» формулы примет следующий «атомный» вид:

1. Индивидуальное
2. Коллективное             Инд.
3. Обобществленное
4. Обобществленное
5. Коллективное        Колл.        ИНДИВ.
6. Индивидуальное
7. Индивидуальное
8. Коллективное        Обобщ.
9. Обобществленное.

Триады этого, более глубинного, «атомного», слоя развития с еще большей очевидностью раскрывают механизм отрицания между состояниями начальной «молекулярной» фазы – в них последовательно меняется порядок развития. С большей от-четливостью мы видим, как через эту смену порядка осущест-вляется слияние состояний в новое единство. Видим развер-нувшийся код развития второй и третьей триад, с их обратным и прямым порядками смены состояний, которые при дальнейшем развитии нового цикла предстанут в зеркально-перевёрнутом виде.

В который раз мы замечаем, что новый внутренний слой отчетливо подтверждает те качества, которые в предыдущем оставались доказанными лишь с опредеденной долей относите-льности. И опять, как это мы уже видели раньше, определенные свойства (такие, как сжатие и разжатие) делает диалек-тически противоречивыми, наполняет их новым содержанием, а другие выявляет с полной для нас неожиданностью. Думаю, при анализе «атомного» слоя развития Вселенной, ради более компактного изложения материала, мы ограничимся рассмотрением лишь тех свойств трех основных космических эпох, которые вносят в понимание этих состояний существенно новое.

Таким существенно новым можно назвать то, что первая фаза вселенской эволюции, то есть начало, индивидуальное состояние, приобретает свойство пульсации. Во время первой «атомной» триады духо-материя сжимается, во время второй – расширяется и во время третьей – снова сжимается. Такое впечатление, что Мироздание дышит: вдох – выдох – вдох... (Это сравнение, кстати, замечательно тем, что прекрасно объясняет противоречивость одновременного «сжатия» и «раз-жатия» Вселенной: грудная клетка Вселенной сжимается, а выдохнутый воздух (материя) увеличивается в объеме, разжи-мается; ну а при вдохе всё получается наоборот)...

Второе новшество – это то, что первая «молекулярная» три-ада в ее «атомном» рассмотрении превращается в законченный цикл, свойственный всему вселенскому развитию. Мы это видим наглядно, хотя могли предположить и умозрительно, зная, что в начале в сжатом виде заложены и середина, и конец всего развития.

Третьим новшеством мы бы назвали уже совершенно отчетливо проявившееся свойство коллективного состояния менять внутри себя порядок развития предшествующего пери-ода на противоположный. То есть именно коллективное состояние является причиной отрицания, а если говорить по большому счету – двигателем закона отрицания отрицания. Из «атомной» формулы Большого Космического Цикла мы видим, что коллективная триада первой фазы выворачивает прямой порядок смены состояний индивидуальной триады наизнанку, ставит его с ног на голову и благодаря этому создает отрицание предшествующего эволюционного периода.

Точно с таким же свойством коллективного состояния сталкиваемся мы при рассмотрении второй фазы развития, развернутой на «атомном» уровне:

10. Обобществленное
11. Коллективное            Обобщ.
12. Индивидуальное
13. Индивидуальное
14. Коллективное            Коллект.       КОЛЛЕКТИВН.
15. Обобществленное
16. Обобществленное
17. Коллективное              Индив.
18. Индивидуальное.

Правда, здесь, внутри этого развернутого состояния, сере-динная коллективная триада меняет не прямой порядок смены состояний на обратный, а, наоборот, – обратный на прямой. Однако нам нужно иметь в виду, что вторая подфаза является отрицанием первой и здесь все процессы относительно предшествующего и последующего периодов естественно меняют свои тенденции на противоположные.

Это относится и к только что открытому нами свойству пульсации космического развития. Серединный период Большого Цикла начинается с разжатия (вдоха), затем следует сжатие (выдох) и новое разжатие (вдох). Вырисовывается любопытная деталь: если бы серединные фазы циклического раз-вития не меняли своей эволюционной направленности, «дыхание» Вселенной было бы невозможно; либо был бы сплошной «вдох», либо сплошной «выдох».

Выше мы говорили, что первая «молекулярная» триада  при рассмотрении ее в «атомном» слое превращается в девяти-ричный цикл, копирующий по форме Большой Цикл Вселенной, а точнее содержащий опять-таки в сжатом виде тот порядок смены состояний, который будет использован эволюцией в этот и последующие эоны времени. Вторая «атомная» триада содержит в себе этот же девятиричный цикл, только воспроизведенный в обратном порядке. И потому здесь не один, а два периода  разжатия, расположенных, по терминологии Платона, во внешних, крайних слоях. И потому великий философ с пол-ным основанием называет весь этот серединный цикл стано-влением, возникновением бесконечного множества.

И все-таки у кого-нибудь из читателей наверняка возникнет недоразумение: каким же это образом в серединном периоде может получиться множество, если раньше мы говорили о сжа-тии Вселенной и о постепенном растворении, упрощении материи именно на таком, «вывернутом» этапе? Должны сразу предупредить: подобных противоречий в нашем дальней-шем исследовании встретится немало, поскольку в центре нашего внимания будет находиться диалектика,1

1 Диалектика, как мне станет потом понятно, – это закономерности для нашего мира, созданные Богом по образу Своего бытия.

а диалектика, по определению Лосева, – это и есть снятие непримиримых противоречий, слияние отрицающих друг друга противоположностей и преобразование их в новое единство. Как при расшире-нии Вселенной мы заметили параллельный ему процесс сжатия духо-материи, точно так же и при сжатии и растворении материального Мироздания на второй фазе мы увидим великое множество всё возникающих и возникающих форм жизни, в которых всё большую и большую роль будет играть уже не материальное, как прежде, но духовное начало2.

2 С моей нынешней точки зрения, вторую фазу, то есть сжатие – разжатие (материи, не духа! дух сжатию не подлежит) можно предположить в том случае, если План Всевышнего предусматривает вторую фазу, сжатие Вселенной. Точно мы не знаем, в какую эпоху состоится над людьми Божий Суд. Всё сказанное остается в силе и для третьей фазы – сверхсжатия.

К моменту перехода в третью фазу жизнь станет почти исключительно духовной, но это не значит, что в процессе сверхсжатия ничто материальное участвовать не будет. Всё более и более упрощающаяся материя еще будет существовать, будет подвергаться чудовищному уплотнению в одной единственной точке физического вакуума, до тех пор, пока наипростейшие элементы при непредставимом сжатии не растворятся в той энергетическо-разумной сущности, из которой позднее, через гигантскую вневременную длительность (время в ту эпоху, как подсказывает логика, отсутствует), будет сотворена Новая Вселенная1.

1 На самом деле материя не растворяется в сущности Бога и не происходит из нее вновь; созданная материя вообще не исчезает – из нее после Суда Творец создаст «новое небо и новую Землю». Тем не менее, формула ВЗОРа, в чем мы убедимся ниже, отражает объективную реальность; она остается всё той же, несмотря на смену моих мирозданческих концепций.

А до этого духовно-постматериальная сущность, которую составят бесконечные мирриады живых высокоразвитых разумных индивидуальностей и остатки наипростейшей, пока еще не растворившейся материи, будет совершать развитие по схеме состояний, нам уже хорошо знакомой:

19. Индивидуальное
20. Коллективное             Индив.
21. Обобществленное
22. Обобществленное
23. Коллективное             Коллект.      ОБОБЩ.
24. Индивидуальное
25. Индивидуальное
26. Коллективное             Обобщ.
27. Обобществленное.

Однако сейчас она предстанет перед нами не как начало, индивидуальное состояние, а как конец, состояние обоб-ществленное, завершающее Большой Космический Цикл, а потому обладающее своими особыми, обобщающими качест-вами. Конечно, наряду с особыми, выявленными нами не-сколько раньше, мы найдем и такие свойства, которые роднят, сближают основные состояния. Например, наша «атомная» схе-ма добавит к знакомым качествам – пульсацию и девятиричную цикличность. Пульсация выразится сжатием – разжатием – сжатием, а цикличность – дважды развернутой формулой прямого порядка смены состояний и единожды – формулой обратного порядка, точно так, как это было в первой фазе.


Рецензии