Кущи и чащи

 
"Чтобы отвлекать людей от серьезных размышлений, чтобы отводить им глаза от крупных и мелких нелепостей жизни, чтобы скрывать от них насущные потребности века и народа, - писатель должен уводить своих читателей в крошечный мирок чисто личных радостей и чисто личных огорчений; он должен рисовать им миловидные картинки любовных томлений и любовного восторга; он должен обставлять свои рассказцы очаровательными описаниями лунных ночей, летних вечеров, страстных замираний и роскошных бюстов; и при этом - самое главное - он должен тщательно маскировать от читателя ту неразрывную связь, которая существует между участью отдельной личности и положением целого общества. Если все эти условия будут соблюдены, то простодушный читатель разнежится, замечтается и поверит хитрому усыпителю, что человек прежде всего должен отыскать себе родственную душу, а потом, в течение всей своей жизни, упиваться вместе с нею благоуханием цветов, пением соловья, восходом солнца и блеском луны. Разумеется, один прием такого наркотического вещества усыпляет и расслабляет человека не надолго, но когда приемы быстро следуют один за другим, когда вся литература переполнена гашишем платонических и анакреонтических сладостей, когда ниоткуда нет отпора этим пошлостям, тогда самые здоровые головы тупеют и теряют способность мыслить". 
                Д.И.Писарев "Прогулки по садам российской словесности".

  Во времена Дмитрия Ивановича прогулки по упомянутым садам вполне могли приносить некоторые   удовлетворения придирчивому глазу и неспокойной душе, ибо было на что посмотреть и чем восхититься. За полтора века сады российской словесности, лишённые заботливой руки садовника, стали представлять из себя чащобы Кудеяровских времён, ступать в которые небезопасно. Из-под клыкастой коряги верлибра полоснёт гадюка, а из трухлявого пенёчка хокку обязательно выползет что-нибудь, может быть, менее ядовитое, но обязательно кусачее.
  Вменяемый садовник должен быть безжалостным, обихаживая участок, иначе всяческие плющи и короеды сведут на нет все его усилия. Но напор читателя и критика отчего-то воспринимается в пишущей среде как нечто непозволительное, грубое, даже неуважительное по отношению к авторам, и в этом нет ничего странного. Более странным было бы  взаимопонимание между теми самыми плющами-короедами и садовником.
  Сантименты и реверансы хороши в дипломатии для достижения политических целей, а в литературе цели находятся в иной плоскости, и подобными методами достигнуть их невозможно.
  Пишущий дурно мягкость замечаний обязательно воспринимает как сопутствующее недоразумение, а в особых, не поддающихся лечению случаях - как неправомерные нападки, проистекающие из зависти или неспособности чужого ума оценить подлинное значение "шедевра".
  Писатели, думающие, будто их творения представляют художественную ценность, резко отличаются от писателей, знающих о ценности своих произведений. И, если первые в конце концов начинают  страдать уверенностью в своём даре благодаря неспособности ума оценивать критически собственные произведения, то вторые никогда не полагаются только на собственный ум, каким бы изощрённым он не был, а всегда рассматривают свои творения как бы со стороны, пробуя на вкус и на цвет всё написанное предполагаемыми чувствами предполагаемого читателя.
  Никому не интересно, как писатель видит мир. Читателю интересно увидеть свой, созвучный душевному настрою, и потому ему нет дела до душевных терзаний автора - ему важнее пережить свои.
   Рождённый на надрыве или, как модно говорить, на разрыве аорты стих способен горячей волной толкнуть, а где-то и опрокинуть читателя, но затем схлынув, может и не оставить ни  малейшего воспоминания о себе. Чувства важны для писателя лишь до момента осмысления того, что он хочет написать, что сказать. Если затем не вступают в действие логика сопряжения слов и химическое соприкосновение растворов ума и таланта, творение не будет представлять ценности, кроме как для самого автора.
  Рассудочный, безпощадно отточенный стих входит в сердце читателя стилетом и остаётся там навсегда, и вытащить его не находится сил и желания.
  Никчёмному, невыразительному стиху легко приклеить звание душевного. Это вроде как бы извиняет его, даёт право автору оспорить несостоятельность, а часто и безграмотность сотворённого.
   Стихотворения, написанные душой, существуют не в природе, а в неустроенных мозгах некоторых поэтов. Душа, чувства дают толчок уму, а дальше, как это ни больно слышать добровольным узникам раненых душ, берётся за дело он, вылавливая в эфире согласно накопленному лексикону нужные слова и выстраивая их в единственно возможные для каждого случая порядки. И стоит ему нащупать безукоризненную связь цепочки слов, тотчас приходит упоение  восторгом от процесса - и это называется вдохновением.
   Любовь и кровь можно рифмовать до безконечности - и всё время получать настоящие произведения искусства, как и не получать их вовсе. 
   Существование поэта в отрыве от Вселенского сегодня толкает его во вчерашние переживания, должные удерживать его в творческой парадигме. Боязнь неустроенности сейчас не даёт поэту смотреть в завтра, а страх потерять хоть какое-то благополучие и устроенность в этой жизни запрещает выражать недовольство властью, пусть даже она уничтожает его народ. Отсюда и начинаются пасторали, вечера чайного цвета, берёзы и слёзы - всё, чем можно подменить настоящее состояние действительности, не лишаясь при этом иллюзии причастности к чему-то большему, нежели скудный мирок автора.
  При этом не стоит забывать о принципиальных отличиях мужской и женской поэзии 
  Смешно читать философские измышления досужей матроны, как и противно наблюдать приторные стиходвижения любовной лирики мужчины.
   Сравнивать разнополую поэзию придумали существа среднего пола, коих развелось, особенно в мире культуры, сверх допустимого.
   Никому не приходит в голову свести в одном турнире, например, женскую и мужскую сборные по хоккею. Зрелище было бы не занимательное, а непотребное.
   Если женщина склонна писать о любви, сообразуясь с предыдущими опытами, проецируя всё на себя, то мужчина, отталкиваясь от своего опыта, призван разгонять это чувство до философских осмыслений вообще, пользуя его в качестве разбега перед последующим прыжком в области неизвестные, могущие лежать уже совсем в иной плоскости совершенно нечувственных осязаний.
  Стоит пойти дальше, как явственней становится понимание того, что вообще и никогда любого поэта любого пола нельзя сравнивать с кем-либо.   
   Великий русский поэт Н.А.Некрасов не может соперничать с А.С.Пушкиным не потому, что менее талантлив, а потому, что страдающее христианство его стихов и не должно соперничать с буйным язычеством произведений Пушкина.
   Один упивался былинной мощью Руси, другой с надеждой вглядывался в грядущее через мерзость царского режима. 
   Один - великий мастер слова, другой - великий мастер человека в слове. Убери одного - другой осиротеет.
   Нет аргументов, могущих категорично доказать автору, что он не поэт, так как все эти аргументы разбиваются о твёрдые лбы своенравия и обиды.
   В предыдущих заметках, касаясь всевозможных конкурсов на поэтической карте России, я никак не надеялся, что как-то пройму и устроителей, и участников, ибо аудитория моя невелика, а все действующие лица этих соревнований гиперболически страдают жаждой признания или голодом денег.
  Даже сами названия конкурсов говорят о некоторых изъянах мышления людей, с разных сторон причастных к ним.
 Премия "Наследие", к примеру, учреждена Романовским домом, представители которого, помнится, гнобили и Пушкина, и Лермонтова, да и с другими великими писателями отношения имели не самые дружеские.  Сейчас пропахшие нафталином наследники узурпаторов трона якобы пекутся о традиционных ценностях русской литературы, к уничтожению которой, как и самого русского языка, с удовольствием прилагали руки и Пётр, и Екатерина, и далее по списку. Династия, много лет презиравшая русский народ, положившая миллионы русских солдат за интересы "просвещённой Европы", разве имеет какое-то право устраивать конкурсы, да и, вообще, возникать на русском небосклоне?  Наследие наше живо вопреки, а не благодаря им.
  Поэты, призванные априори выступать против оболванивания народа - или горячо приветствуют данность или уныло сопутствуют направлению сознания людей в тихое русло всеобщего замешательства с логичным последующим помешательством каждого отдельно.
   


Рецензии
Доброй ночи, вот думал, что написать и как-то не получится наверное объяснить толково, что хотелось бы сказать(в разговоре может быть получилось - написать нет, не получится). Со многим конечно согласен, очень со многим, но злость? Злость зачем такая?? Ну пишем чушь какую, которая лезет изнутри, или ещё откуда, ну не получается, так что же? Ведь зла то этим не творим (хотя и добра не делаем). И слишком преувеличена роль поэзии в воспитании умов (на данный момент), никто, абсолютно никто, кроме тех, кто сам пишет не читает, НЕ ЧИТАЕТ! Ни плохую, ни хорошую поэзию, никакую, поэтому никуда поэты (даже потрясающие поэты) не призваны, не выступать, не ещё либо куда. К сожалению (или к счастью), не знаю, наверное всё же к счастью (исходя из полного разгрома Вами всех любителей, обитающих здесь). Вот такие мысли у меня. Спасибо, с уважением, Артём

Артем Степнов   16.05.2017 01:46     Заявить о нарушении
)Да, увлёкся и забыл)), стихи Ваши понравились, если не понравились бы то наверное и не было смысла писать выше написанное, ещё раз с уважением

Артем Степнов   16.05.2017 01:58   Заявить о нарушении
Знаете, Артём, правда всегда кажется злой, ибо на фоне безполых отзывов и беззубых критических статей, кои призваны только погладить самолюбивого автора, малейший шаг в сторону действительного осмысления вещей всегда будет восприниматься как что-то вопиюще резкое и не толерантное. Кстати, толерантность и губит мир, не только авторов стихов.
Поэзию пока ещё читают.Но что получается даже здесь? С интернета заходит человек на сайт, на главную страницу, а ему тут - рейтинг, рекомендуемые авторы и прочая жуть.Естественно, он разочаровывается, ведь ему кажется, что те, кто на главной. и есть лучшие поэты стихиры.Тогда что говорить о других.Роль поэзии не может быть преувеличина. Слово всегда, незримо или явно, сопровождает человека от рождения до конца.Кто-то его материализует стихами, своими или чужими, а другие про это и не знают, но всё равно оно оказывает на них всяческое воздействие. Поэты, даже самые потрясающие, не должны выступать, стихи должны читать профессиональные люди,а государство в этом содействовать. Но эта история не для нынешней, на 99 процентов неграмотной, власти. Сила слова до того велика, что именно по нему наносят удар власть имущие, когда хотят оскотинить народ, в чём, вольно или невольно, ей помогают самовлюблённые и косноязычные писаки.
Спасибо!
С уважением.

Алексей Гусаков   16.05.2017 11:52   Заявить о нарушении
Добрый день Алексей, то что толерантность губит мир - согласен, лично у меня она отсутствует абсолютно, по поводу первой страницы и чуши которой на ней обычно, тоже согласен, но это коммерческий сайт, это же понятно, если бы редакция сайта заботилась не только о деньгах, то такого конечно бы не было, кстати, в рекомендованном редакцией полной ерунды больше, чем в авторских анонсах, хотя я сейчас не читаю ни одно ни другое. По поводу пишет для себя, так зачем выкладывать, я думаю процентов 90, выкладывают, что бы поделится болью, мыслями, как бы избавится от них (во всяком случае на начальном этапе), и только процентов 10 - с ничем неоправданной манией величия и о сознанием - я велик)))), но как я писал ещё раньше (Вы мне в ответ написали - Читают поэзию)- не читают поэзию, и вы меня не переубедите, хотя я понимаю, что у Вас и нет такой задачи. Хоть как, но читает её только тот, кто сам имеет к ней отношение (то есть или пишет, или муж пишет или папа, и так далее), а не читают - из-за того же Пушкина, которого разгромив всех Вы как бы обошли, даже привознесли. Кроме академически правильно написанных слов, с чёткой рифмой, размером, и так далее лично я ничего у него не вижу ни души, ни нерва, ни чего либо еще. И дети прочитав в школе пару его стихов, я имею не сказки , а будучи уже в старших классах и ничего не найдя в его поэзии, того, что может заинтересовать человека, обычного человека - перестают читать стихи вообще, потому что если самый самый, тот который "наше всё" пишет такую ахинею (ахинею - это здесь не глупость, не нелогичность, с этим у него все в порядке как раз, а просто - слова ни о чём), то, что ждать от остальных то?! Перестают интересоваться поэзией вообще. Поэт, по моему это Рождественский сказал (он мне в отличии от Пушкина нравится, как и Вам, как я понял)- это тот, кого читают люди, не имеющие отношения к поэзии, может не точно я написал, но смысл таков, так мне вот намного интереснее читать здесь, здесь есть поэты, есть, но не те у которых рейтинги зашкаливают, популярность на этом сайте зависит только лишь от активности автора (финансовой или просто активности). То что я написал вот здесь, это мое мнение, как дилетанта в поэзии, я стихи то читать начал года полтора - два, может оно и неправильное, даже скорее всего неправильное, но уверяю Вас, что примерно так как я думают процентов 85 людей вообще, далёких от поэзии, а скорее даже вообще о ней не думают. Понимаю, это плохо, неправильно, но нужно исходить из реальности, а не из того, что бы мы хотели что бы было. Да, по поводу философствующих матрон, будет желание, загляните к Татьяне Туль, уверен, Вы поменяете своё мнение, это не реклама любимого мною автора, это просто пример, по моему мнению дилетанта какими должны быть стихи, которые может быть люди читали бы (не будем забывать, что дилетанты в поэзии, это почти всё население наше). Спасибо Алексей, интересно было с Вами пообщаться, с уважением, Артём

Артем Степнов   16.05.2017 13:51   Заявить о нарушении
Зашёл по вашей рекомендации к Татьяне Туль. Продираться через торчащие во все стороны арматурины мне не привыкать. Лёгкость чтения определяет талант,чего в данном случае не обнаружил.Влияние Бродского просто вопиёт.Лёгкость чтения и неподъёмность смысла - к чему надо стремиться. Здесь всё наоборот.Не спорю, выделяется из многих, но выделяется именно, как бы я назвал, стремлением нагромоздить на понятный уже по первым строкам смысл побольше слов разных, отчего конструция неумолимо тяжелеет, и возвращаться к прочитанному, лично у меня, не остаётся сил, поскольку смысл понятен и не нов, и что-то почерпнуть для себя нечего. Остаётся только непонимание: зачем столько громоздить? Метафоры для метафор, а не для выпуклости образа. Но это моё мнение.
Практически все проходят стадии сложных хитросплетений слов, но в конце концов останавливаются на гениальном и простом: Она сидела на полу
И груду писем разбирала....
Думаю, переболеете и Вы, и и поймёте, что Пушкину не нужны были метафоры, он мастер определений, чёткость и верность которых никак не ниже эпитета. И то, что вы стали читать стихи, возможно, на подкорке. - благодаря Пушкину)))
Спасибо!
С уважением.

Алексей Гусаков   16.05.2017 15:53   Заявить о нарушении
Добрый вечер уже)). Цитата - "поскольку смысл понятен и не нов", пожалуйста, у Пушкина, у себя, у кого угодно приведите что бы было не так как Вы написали. Что бы новое что-то было, да смысл не понятен))). С уважением

Артем Степнов   16.05.2017 18:34   Заявить о нарушении
Не передёргивайте, Артём. Очевидно, что вопрос должен стоят так "смысл нов и понятен".

Алексей Гусаков   16.05.2017 18:40   Заявить о нарушении
Извините, пусть так

Артем Степнов   16.05.2017 18:42   Заявить о нарушении
Чисто банальный пример: старуха у разбитого корыта.Сейчас у всех на слуху, а первым кто его оформил? Масса примеров, которые мы уже даже не замечаем.

Алексей Гусаков   16.05.2017 18:46   Заявить о нарушении
Старуха у разбитого корыта - красиво, не спорю, только напиши эту фразу Бродский, вы бы ее в порошок истерли, и это всего лишь новая фраза для того времени (если новая), остроумная наверное, но в эйфорию от этого словосочетания я не впадаю, причём абсолютно, и восторга не испытываю. Я думал мы говорим не оновых словосочетаниях, фразах, а о чём то другом. Как вот тогда вот эта фраза, только искренне, ... На закорках безногое горе..., если мы про фразы, старуха с корытом и рядом не стояла.

Артем Степнов   16.05.2017 18:58   Заявить о нарушении
А горе почему безногое?

Алексей Гусаков   16.05.2017 19:00   Заявить о нарушении
Наверное потому что оно само не ходит, его на себе тащить приходится, я так думаю

Артем Степнов   16.05.2017 19:03   Заявить о нарушении
А как же тогда - горе вошло в его дом? Здесь, очевидно, частный случай.С таким же успехом можно написать и безрукое. и тд. Возможно, также без контекста непонятно.

Алексей Гусаков   16.05.2017 19:06   Заявить о нарушении
Ну горе же как говорят не обязательно приходит, сваливается, или еще как, суть не в этом, и контекст здесь не обязателен, смысл в том, что его тащить приходится на себе и это понятно по одной фразе, это тоже самое как я спросил бы а почему корыто разбитое, зачем разбили, смысл то не в том. По моему мнению в этой фразе есть и философия и красота (сугубо моё личное мнение) в отличии от просто удачного словосочетания с корытом

Артем Степнов   16.05.2017 19:16   Заявить о нарушении
Вот видите, а я от безногого горя не впадаю в эйфорию. Какое же оно другим горе, ежели оно само себе уже горе инвалидное.Горе - оно другим горе, а здесь недоразумение, пожалеть самоё её.

Алексей Гусаков   16.05.2017 19:22   Заявить о нарушении
НА ЗАКОРКАХ - это значит кто-то его несёт на закорках, Вы такое слово не знаете?? Несет это горе какой то человек на себе

Артем Степнов   16.05.2017 19:25   Заявить о нарушении
А Вы такое слово знаете?? Я Вам про Фому, а вы про Ерёму.

Алексей Гусаков   16.05.2017 19:27   Заявить о нарушении
)))Ну вот, опять злость, добрее нужно быть к людям наверное, всего Вам хорошего

Артем Степнов   16.05.2017 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.