Немного о составной рифме

В старой заметке уже упоминалась составная рифма. Стоит оговорить, в исключение ошибочного понимания, что составная рифма не то же, что двойная (тройная, четверная и т.д.). Принцип последних состоит в количестве рифмуемых слов: два слова рифмуются на два, три на три и т.д.
Суть составной состоит в принципе омограммы (разбиения) - рифмуется, как правило, одно слово, а рифма к нему подбирается из нескольких, то есть составляется. Наиболее распространённый и простой вариант - из двух слов: одно целое, второе разделённое.


Рассмотрим кратко историю внедрения этого вида в конструкцию стиха.

На заре своего появления составная рифма явилась довольно сложным приёмом. Конструировать её было нелегко. Ещё тяжелее было управиться с ней в классических размерах стиха. Поэтому от последних первые практики футуризма почти отказались. Возможно, чтобы набить руку. И такое решение существенно облегчало поиски:


И вновь император стоит без скипетра.
Змей. Унынье у лошади на морде.
И никто не поймет тоски Петра -
узника, закованного в собственном городе.

Куда легендам о бойнях Цезарей
перед былью, которая теперь была
Как на детском лице заря,
нежна ей самая чудовищная гипербола.

Золото славян, чёрные мадьяр усы.
Негров непроглядные пятна.
Всех земных широт ярусы
вытолпила с головы до пят она.

                В.Маяковский


Действительно, составная рифма сложна, чтобы умело включить её в строгую классическую конструкцию. Однако первые, хотя и редкие, опыты в этом деле можно признать удачными:


Мяукал кот. Коптел, горя,
ночник. Звонюсь в звонок.
Аптекаря! Аптекаря!
Повис на палки ног.

Глаза слепые, голос нем,
и разум запер дверь за ним,
так что ж - еще! - нашел во мне, -
чтоб ядом быть растерзанным?

Я крикнул солнцу: "Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут - не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!"
                В.Маяковский



Что это значит — остаться в истории?
Слава как мел: губку смочишь и стер ее;

Этой ли ветошью
песне кипеть?
Ветром рассвета шью
зорь этих медь!

Ты чего ж перед лицом врага стих?
Разве мы безмолвием больны?
Я хочу тебя услышать, Гастев,
больше, чем кого из остальных!

Не затеваем бой мы,
но, помня Перекоп,
всегда храним обоймы
для белых черепов.

Мы пили песни, ели зори
и мясо будущих времен. А вы -
с ненужной хитростью во взоре
сплошные темные Семеновы.

                Н.Асеев

Его же, Асеева, почти строгий амфибрахий:

Тогда, пополам распилив пилой,
вонзивши в недвижную форму лом,
увидели, кем был в середке живой,
свели его к точным формулам.

Того ж, кто не видит проку в том,
кто смотрит не ветки выше,
таким мы охлынем рокотом,
что он и своих не услышит!



Теперь рассмотрим это способ по степени точности.


1) В неточных составных рифмах обычно не полностью совпадает состав согласных, их количество может разниться на один, два звука. Реже такая ситуация в составе гласных.


Бутафор! КатаФалК гоТоВь!
Вдов в толпу! Мало вДоВ еЩе в НеЙ.
И взвился в небо фейерверк ФаКТоВ,
один другого чуДоВиЩНеЙ.

Пусть, оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой! Левой! Левой!

                В.Маяковский


В душе простого ТоКаРя
дух воли дорожал.
И цех он, слабый ТоК КоРя,
работой заглушал.

В тонах нелёгкой уЧаСТи
забрезжит солнца луч.
Ему досталось клюЧ неСТи,
большой, тяжёлый ключ.

Сударь мой грозный, не ЛеЗь Ко Мне!
Будто я твой – это лесть.
Я побратался с жеЛеЗКаМи:
кто заслужил, тот и ест.

Жар возмущения радугу слов СоВал;
то с огоньком остряка,
то с хладнокровным сужденьем филоСоФа
шла за строкою строка.

Учёные-эмпирики,
почто вы не филоСоФы?
В своём закрылись мирике
от общих от вопроСов Вы!

                С.Шамов


У Маяковского же нередко встречается и такой вариант, когда при преимущественном совпадении согласных звуков некоторые безударные гласные фонетически скрадываются и не влияют на общее звучание рифмы:

Размыло всё, даже запах капустный
с кухни всегдашний, приторно СЛаДКий.
Река. Вдали берега. Как пусто!
Как ветер воет вдогонку С ЛаДоГи!

На шее кучей Гучковы, черти, министры, РодЗяНКи... Мать их За НоГи!

Неточную составную рифму могут образовывать и всевозможные виды созвучий, с чередованием согласных и разностью состава гласных звуков, наподобие "на Каме - ногами" и т.п.



2) Точные составные рифмы.

В первую очередь можно выделить каламбурную рифму. Достигается обыкновенным разбиением слов:


Воспламеняем вулканы страстей
мы чистым спиртом.
Воспламенил – и до лучших вестей
с высохшим спи ртом.

А за спиною - арбалет.
А за душою - арба лет.

                С.Шамов


Паpик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам.

                Д.Минаев


Как видно, такая рифма всегда, как правило, напрашивается сама собой, поэтому нередко может низвести стих до банальности, если он, разве что, не юмористический. Относительная простота каламбура состоит в том, что он, как правило, привязан к своему слову, от которого произведён. Поэтому использовать их следует умея.


По причине самоочевидности каламбурных рифм, для точной составной рифмы более всего подходит такой вариант разбиения, когда одно слово оставляется целиком, а в начале или конце ставится часть другого; это позволяет шире использовать словарный запас и варьировать рифму:


Чужих мундиров смесь сера,
но зло их привело,
где ржавое от мессера
валяется крыло.

От волненья кренил меня вкось тик.
Было в сердце задор уж погас...
- Как дела, - я спросил тебя, - Костик?
- Всё путём! Снаряжаю "Пегас"!

Нас встречала уютная пристань.
Были рукопожатья крепки.
Эй, тот берег! Навстречу упрись, Тань,
покорителям Камы-реки!

Если останется сколь-нибудь пороха, -
и мне немного отсыпь.
Мы будем так же упрямы, как в споре хам,
как поступали отцы.

Мне обитать на Каме - блеск.
Красоты манят глаз.
Я в эту глубь ногами б лез,
коль был бы водолаз.

- Родная, поехали в Дублин,
докуда варяги гребли?
(А в мыслях: куда я пойду, блин,
в кармане считая рубли?)

                С.Шамов


Составляя сложную рифму, нужно стремиться держать размер. Во-первых, это дисциплинирует, во-вторых, рифма в рамках размера читается легко и понятно.
И это не случайно. В условиях свободного ритма строй стиха нередко нарушен, и рифма теряется. Где-то уже справедливо упоминалось, что, в частности, Валерий Брюсов явно с этим переусердствовал:


Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, -
Не докинул никто их до звёзд никогда!

Так растопчем, растопчем гордость неоправдываемую!
Пусть как молния снидет из тьмы ночи ловец –
Брать наш воздух, наш фосфор, наш радий, радуя и мою
Скорбь, что в мире смирил умы не человек!

                В.Брюсов, "Мы и те"


Как ясно видно, составная рифма в отсутствие дисциплины классического размера явно "разъезжается", трудно читается.
Поэтому на сегодняшний момент будущее составной рифмы заключается в единстве с классическими размерами.


Рецензии