О прекрасных дамах и доблестных рыцарях

Сборник " А знаете ли вы? Статьи для детей".

Для младшего школьного возраста.



   Разве существует на свете хоть одна маленькая девочка, которая не любила бы вертеться перед зеркалом? Особенно, представляя себя в роли прекрасной дамы. Ну кто из девчонок не примерял на себя мамины наряды и туфли, не красовался в бабушкиных бусах и не наряжал своих кукол в различных принцесс или дам? Но какая же дама может обойтись без отважного и смелого рыцаря? А сами юные рыцари разве не любят подражать силе и мужественности взрослого папы, в своих мечтах и фантазиях отважно сражаясь, крепко сжимая в руках игрушечные мечи?
   И конечно же, абсолютно все мальчишки и девчонки просто обожают смотреть кино про рыцарские турниры, доблестные походы, старинные замки и про извечную борьбу за честь и справедливость.
   И сегодняшний наш рассказ будет именно о таких понятиях, как рыцарская отвага и доблесть. А так же о прекрасных дамах, о чести, верности и достоинстве.
 
   Понятие "рыцарь" всегда говорит само за себя. Ведь не даром галантного и учтивого кавалера, способного вступиться за даму, мы называем настоящим рыцарем. Ибо рыцарь, это честь и отвага, доблесть и смелость. И в то же время: скромность, учтивость, воспитанность и тактичность. Кодекс молодого человека формировался не одно столетие. Постепенно вырабатывались нормы и правила поведения мужчины, складывалось представление об определенных чертах характера, которые надлежит развивать в себе с детства. На ряду с недостатками, от которых нужно стойко избавляться, упрочивалось мнение о необходимых моральных качествах и нравственных устоях сильного пола. Сама история рыцарства и формирование основных традиций началось в период перехода от античного мира к Средневековью, на рубеже седьмого и восьмого веков нашей эры. В то время обширная территория некогда могущественной Римской империи подверглась нападению варварской конницы Готов с севера. Тогда вместе с огромной армией пала власть сурового и беспощадного римского закона, уступив место анархии и произволу. В этих условиях только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек сразу же приобрел почет и уважение к себе со стороны нищих крестьян средневековой Европы, которые нередко подвергались жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.
    Первые обряды торжественного посвящения в воины существовали уже в эпоху короля Карла Великого (восьмой век нашей эры), когда молодого человека, решившего избрать славный путь воина, в торжественной обстановке перепоясывали мечом и облачали в воинские доспехи, и с этого момента он становился не только защитником страны, но и хранителем веры и королевского закона. Хотя само понятие рыцарства, неразрывно связанное с определенным обрядом посвящения, возникло значительно позже — в девятом веке. С большим воодушевлением молодые рыцари вели борьбу с бесчинствами, многочисленными грабежами и разбойными нападениями жестоких местных баронов, и восстанавливали законность королевского права. Ведь в рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение и даже в самом пылу сражения оставаться хладнокровным и рассудительным. Но не менее значимы были верность своему командиру и умение держать слово, ведь договоры чаще всего скреплялись только нерушимой клятвой, предать которую значило стать клятвопреступником и изгоем в рыцарском обществе, лишиться чести.
    Первый рыцарский крестовый поход произошел в 1095 году, инициатором его являлся Папа Римский Урбан второй, который желал освобождения города Иерусалима от мусульман и провозглашения на Святой земле (ныне Палестина) христианства. В то  время католическая церковь объявила рыцарей истинными покровителями веры, чье призвание — защита всех бесправно униженных, несчастных, оскорбленных, ограбленных и осиротевших.  Борьба в тяжелых условиях пустыни, под палящими лучами солнца, при частых пыльных бурях, в совершенно непривычной для молодых юношей обстановке требовала неимоверной выдержки и крепкой мужской дружбы. Со временем рыцари, которые в тех тяжелых условиях поддерживали друг друга, начали организовывать свои монашеские ордена. Самым знаменитым из которых стал орден тамплиеров, который существовал с 1119 по 1312 год и считается самым первым среди религиозных военных орденов. Эта организация была очень богата и влиятельна и даже выполняла функции банка, хотя основной ее деятельностью являлась защита христиан на Востоке после Крестовых походов.
    Постепенно рыцари перестают быть просто воинами и становятся настоящей элитой светского общества средневековой Европы, у них вырабатывается полноценный свод правил и норм поведения, кодекс взаимоотношений с прекрасным полом. Надо сказать, что образование, умение красиво говорить и слагать стихи тогда не особенно ценились среди мужественных и очерствевших в постоянных походах рыцарей. Для этого существовали трубадуры — свободные певцы, которые сопровождали воинов и слагали о них романтические поэмы, полные красивых рассказов и легенд. Благодаря таким песням слава рыцарей росла, а число молодых людей, желавших примкнуть к отважным сердцем воинам, становилось все больше.
    Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Поэтому, для демонстрации своего умения рыцари часто устраивали всевозможные турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость. И самое главное, на этих турнирах собиралось много зрителей, среди которых было немало знатных дам и молодых незамужних девушек. Ведь рыцарям именно для них было так важно продемонстрировать свою доблесть, смелость и отвагу. По традициям того времени, победивший в турнире рыцарь должен был по окончанию турнира выбрать среди зрительниц королеву любви и красоты. Во время этого очень красивого и почетного ритуала, рыцарь объезжал на своем коне все ряды зрителей, неся на острие своего копья красивый венец, изготовленный специально для такого случая. Когда королева турнира была избрана, рыцарь останавливал коня напротив того места, где сидела девушка и вручал ей этот венец. Именно избранная королева любви и красоты должна была надеть венец победителя на преклоненную перед ней голову рыцаря, который слезал со своего коня и становился перед девушкой на одно колено. Этот ритуал считался очень почетным, и зачастую рыцари таким образом выбирали не только королеву турнира, но и королеву своего сердца. Но самое интересное, это вовсе не означало, что рыцарь мог сделать понравившейся ему даме предложение руки и сердца. Ведь, зачастую королевой турнира избиралась замужняя дама, или между ним и возлюбленной стояли непреодолимые препятствия. Просто любовь рыцаря подчинялась суровым законам кодекса чести и очень отличалась от чувств обычного человека, как и сам рыцарь был не похож на крестьянина. Рыцарская любовь была очищена высоким религиозным чувством, полна беззаветной верности и совершенно не предполагала взаимности со стороны избранной дамы сердца. В любви рыцаря ценились великодушие, самоотречение, обеспечение постоянной защиты и покровительства выбранной даме сердца, а также непреодолимое желание прославить ее имя по всей земле, где ступала нога воина. У каждого рыцаря были свой девиз, нанесенный на щит, конь и оруженосец, а кроме всего этого, у него должна была быть своя дама сердца, во имя которой рыцарь проявлял свою доблесть. Разумеется, незамужняя дама могла стать со временем женой рыцаря, но ее свобода от других обязательств не была для него непременным условием.
     Самыми страшными пороками рыцаря были ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство. Соответственно, высоко ценились такие качества, как  правдивость при любых обстоятельствах, крепкое и нерушимое слово, уважительное отношение к своим товарищам, откровенность и благородство, и конечно же —   почтительное обращение с дамами. За верную службу рыцари получали много привилегий: они могли сидеть в присутствии короля, им давались титулы и огромные земельные наделы. Только рыцари могли иметь на вооружении копья, а грудь воина защищала двойная кольчуга — все это было недоступно остальным сословиям. О доспехах рыцарей стоит сказать, что стоили они очень дорого, а некоторые шлемы знатных рыцарей были настоящими произведениями искусства. Настоящие, качественные рыцарские доспехи изготавливались для каждого рыцаря индивидуально, по его размеру и росту, а главное, наличие родового герба на щите рыцаря. Вообще, рыцарские доспехи делятся на две части. С девятого до середины тринадцатого века господствовала кольчуга. А со второй половины тринадцатого века и вплоть до конца шестнадцатого, благородные рыцари отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными и не могли защитить рыцаря от ранения во время поединка. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда появилось огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, и мастера оружейники лишь подстраивались под них. Кроме того, у рыцаря при себе было много оружия. Это и копья, и арбалеты, и топоры, и клинки. Но самым основным, конечно же был рыцарский меч. Зачастую меч передавался рыцарю по наследству его рода, от отца, деда, или брата, на рукояти обязательно был герб, или определенный символ. И как правило, каждый рыцарь давал своему мечу имя. Например: Рука справедливости, Отважный , Верный клятве, Беспощадный к врагам, Сияющий защитник, или что-то в таком духе. Именно рыцарский меч был символом защиты рыцарской чести.
   Не смотря на такое сложную и тяжелую амуницию, рыцарь обязан был мастерски владеть верховой ездой, уметь обращаться с любым видом оружия. А так же, уметь хорошо плавать, охотиться и выживать в любых условиях. Оруженосцем рыцаря был, как правило, молодой человек, мечтающий стать рыцарем. Это мог быть юный представитель знатного рода, иногда и простолюдин. Оруженосец рыцаря обязан был следить за оружием, ухаживать за конем, и конечно же, помогать рыцарю облачаться в его доспехи и снимать их. Многочисленные кожаные ремни и металлические пряжки очень тяжело снимались без посторонней помощи. Оруженосец рыцаря везде сопровождал его, и не всегда выполнял лишь роль слуги, иногда ему приходилось вместе со своим господином участвовать и в схватках с соперниками или врагами. И конечно, именно оруженосец служил посыльным и почтальоном, доставляя послания для дамы сердца своего господина.
   С годами развивалось военное искусство, на смену мечам и доспехам пришли ружья и пушки. И рыцари, как элитарное войско, потеряли свою актуальность, оставив о себе только многочисленные песни и полные волшебных чудес и славных подвигов легенды. Само же понятие «рыцарь» просто перешло в обозначение социального слоя и в понятие благородного и великодушного человека, учтивого и всегда встающего на защиту всех слабых и обиженных.
    Быть настоящим рыцарем, —  актуально для любого мальчишки в любое время и при любых обстоятельствах. Ведь такие качества, как смелость и благородство; такие чувства, как справедливость, отвага, и почтительное отношение к дамам — никогда не выйдут из моды и будут востребованы во все времена и эпохи.





Для благотворительного издания "Пчелка" с любовью.


Рецензии