Рецензия на фильм Аватар

После рассказов о планете Земля ребенок решил отправиться на Северный полюс. Я уже начала было подыскивать экспедицию на будущее, но тут показала ей "Аватар". И в общем, придется, видимо, подыскивать Звездный городок – для экспедиции на Пандору. А может, не придется. Может, Пандора не так уж и далеко. Буквально под ногами. Но обо всем по порядку.
На планете Пандора идет война. Между людьми в бронежилетах и полуголыми жителями планеты. За право получать от планеты то, что каждая из групп считает нужным. Одни хотят подчинять, другие не хотят подчиняться. Одни хотят изгнать, другие хотят отстоять. Одни хотят убивать, другие хотят жить. Одни хотят войны, другие хотят мира. Одни хотят разрушать, другие хотят сохранять. Одни хотят камней, другие хотят чувств. Одни прячутся за бронежилетами, другие умеют видеть. Одни похожи на нас, а другие… А кто тут, собственно, похож на нас? На кого похожи мы? С кем мы себя идентифицируем? И это главный вопрос, который каждый должен себе задать по ходу фильма. Но тогда сразу встает другой вопрос – а какими критериями мы руководствуемся? Как мы понимаем, кто нам ближе? По внешнему сходству или – по внутреннему? Сравниваем ли мы бронежилеты или пытаемся увидеть внутренний мир человека, как некоторые герои фильма, когда говорят:
- Я тебя вижу.
- И я тебя вижу.
И вот тут мы понимаем, что зачастую мы поступаем как те люди в бронежилетах – обращаемся к внешнему сходству. А именно: какой у человека статус, доход, откуда он и т.д., и т.п. Это все – наши бронежилеты. Но часто ли мы задумываемся, чего мы на самом деле хотим? Не хотим ли мы на самом деле больше всего на свете снять бронежилеты и по-настоящему увидеть – Другого. Постичь всю глубину внутренней близости. И снова задать себе вопрос: так с кем же мы все-таки себя идентифицируем? С неуязвимыми, - ну ладно, вроде как неуязвимыми, - защищенными со всех сторон, закрытыми людьми в бронежилетах, ищущими камни, или уязвимыми, открытыми, полуголыми жителями планеты, ищущими единения? И только задавшись этим вопросом мы поймем, что этот фильм – о нас. Не о далекой, мифической планете. А о нашей. На которой прямо сейчас идет война. Между людьми в бронежилетах и полуголыми жителями планеты. Между людьми и людьми. Между нами и - нами. А зачастую - и в наших душах.

И еще мысль, навеянная фильмом. Способность учиться у женщины и оставаться мужчиной – признак настоящей мужественности.
И это справедливо не только в прямом смысле, но и в символическом: учиться женскому видению мира и более тонким методам взаимодействия с ним можно и у своего внутреннего женского начала. Правда, сейчас зачастую женщины более жестоки, чем некоторые мужчины. Но так ведь война же...
10.01.2017
Н.М.

И еще – вопрос на засыпку:
для чего нужна трагическая сцена смерти Грейс и безуспешной попытки переселения ее души в другое тело? Вооот.

Еще цитаты из фильма.

- У тебя сильное сердце.

- А как понять, что он меня выбрал?
- Он захочет тебя убить.

- Великая мать не может быть на чьей-то стороне. Она только сохраняет равновесие жизни. (Тут вся интрига в том, что в решающий момент она все-таки поддержала одну из сторон и помогла восстановить справедливость. Ну или сохранить равновесие).

- Мы пробьем такую брешь в их наследственной памяти, что они не подойдут к этому дереву более чем на 1000 километров.

+ Монолог Грейс о деревьях.

+ Монолог о провале миссии: "/.../ они не уйдут".


Рецензии