Стихосложение

         Стихосложение

Тогда начни стихи писать,
Когда невмоготу молчать.
Попробуй чётко объяснить:
Зачем нанизываешь нить
Из слов, слогов, картин и слайдов?
И помни: всего выше – правда.
                ***
Давным-давно греки назвали
Цепочку слов в строке стихом-
Первооснову заложили.
Потомки греков не забыли:
«Всё ходят по цепи кругом»
И в башмаках, и босиком.
(Поэтам это нипочём.)

     Основа слова – слог, а в нём
     Открытый  гласный звук.
     И если стал ударным он,
     То «сильным местом» поощрён.

А между сильными местами
Ютятся слабые места.
Зовутся сильные «иктами»,
Другие - просто «тесиса».

Вот полный дактиль – он из трёх
Слогов, но может быть из двух: 
«Спешил на свадьбу» со всех ног,   
Споткнулся - и утерян слог.
В нём первый слог в стопе ударный:
«Вырыта заступом яма глубокая» (И.Никитин)
     Шестёрка дактилей проворных
     Гекзаметром запряжена.
     Уверенно и точно к сроку
     Доставит автора стиха.
Пример? Пожалуйста. Гомер:
«Гнев, бо/гиня, вос/пой Ахил/леса, Пе/леева сына». («Илиада»)
А что скажет Эсхил? Что он нам подарил?
«О, Зевс, бег/лецов по/кровитель, взгляни бла/госклонно на нас».
(Эсхил, «Просительницы»)



Здесь появился амфибрахий:
В нём место сильное в стопе
Всегда находим в середине.
Два слабых держатся в узде:
«Не ветер бушует над бором».

Осталось вспомнить анапест,
Обратный дактилю сей перст.
В нём сильный слог – последний слог:
«И опять на рассве/те холод/ного дня
жизнь охва/тит меня и изму/чит меня».
Есть дополнение: в стихе 
Сверхсхемный сильный слог в начале:
«Там, в ночной завыва/ющей сту/же» (А.Блок)

Теперь попробуем от ямба
Хорей «бегущий» отличить.
В них каждая стопа двухсложна,
В них разобраться тоже можно.
         Что ямб?
         В нём чётный слог в стихе ударный.
         И этот признак самый важный:
        «Гони/мы веш/ними луча/ми,
         с окрест/ных гор уже снега…»
А что хорей?
Он удареньем разрешил
Отметить первый слог отважный,
Второй – изгой, он безударный.
Нечётный слог – ударный слог:
«Буря мглою небо кроет,
вихри снежные крутя…»
Et cetera, et cetera…(и так далее, и так далее, лат.)

Теперь-то смог бы Е.Онегин
Хорей от ямба отличить
И амфибрахий с анапестом
Упрямым дактилем сменить.
     Я слоги в стопы собираю,
     А стопы в строки отмеряю.
     Отмеренная мной строка-
     Готовый стих и «метр» стиха.
 
12 февраля 2006г.  Зеленоград  В.Коломыц


        Дополнение к стихотворению Стихосложение.    Источники:
 Советский энциклопедический словарь М.1984г. МСЭ М. 1930г. и др. 
Стих (от греч. stichos- ряд, строка)
Слог (греч. syllable), отсюда «силлабическое стихосложение».
Стопа – повторяющееся сочетание сильного (икт-ikt) и слабого (тесис-tesis)
места в стихотворном метре, служащая единицей длины стиха
(например, 2-х, 3-х, 4-х-стопные стихотворные размеры). Стопы:
Амфибрахий (от греч. amphibrachys- с обеих сторон краткий)
Анапест (от греч. anapaistos- обратный дактилю)
Дактиль (от греч. daktylos- буквально «палец»)
Хорей (от греч. choreios-буквально «плясовой», трохей: trochaios-«бегущий»)
Ямб (греч. iambos)
Спондей (от греч. spondees- в метрическом стихосложении стопа из
2-х долгих слогов, по общей долготе равная дактилю. В силлабо-тоническом стихосложении – стопа ямба и хорея со сверхсхемным ударением, т.е. с
ударением на слабом месте стихотворного метра:


Рецензии