По Книге Иова, гл. 1-17. Вадим Мартин

По Книге Иова, гл. 1-17
Вадим Мартин


ВСТУПЛЕНИЕ

Не  ко  славе моё изложенье,
А попытка вложить всем в сердца
То, что Господом чтимо смиренье,
А не злая надменность глупца.

Кто отдал жизнь свою на служенье,
Восхваляя  и славя Творца,
Получил благодать и спасенье.
Вот о нём и поведаю я.


ГЛАВА 1

В землях  Уц, опекаемый Богом,
Непорочный и чистый во всём,
В превеликих и светлых чертогах,
Жил возлюбленный Богом Иов.

От всего получил он с избытком:
И скота, и прислуг, и земель,
И сокровищ милейших  в сей жизни -
Десять милых, прекрасных детей.

Сыновья на пиры собирались,
В своём доме и всяк во свой день,
И сестёр своих трёх вызывали,
Чтоб отметить рождения день.

И когда круг пиров совершали,         
Возносил всесожженья Иов.
Говорил «Может быть согрешали...»
Очищал их от прежних грехов.

Снова день был, перед Богом предстали
Сыновья. А средь них - сатана.
Бог спросил сатану: «Где бывал ты?»
Тот ответил: «Везде побывал.»

Вновь вопрос прозвучал: «Не видал ли
Ты Иова, раба Моего?
И как он – сын смирения и правды,
На земле нет правдивей его..."

Сатана отвечал: «Не напрасно
Он в смирении славит Тебя.
Ты его положением власти
Охраняешь от всех и от вся.

Но простри на него Свою руку,
И коснись ты именья его!
Испытав и почувствовав муку,
Не покроет ли гневом лицо?..»
 
Все, что было в именьи Иова,
Получил истребить сатана.
«Но его самого ты не трогай.
А теперь отойди от Меня!»

Мчались вестники к дому Иова
Сообщить, что случилась беда:
Воры; пламень с небес; крики; стоны;
Вмиг все души пожрала земля.

И принес вестник к дому несчастье:
"Из пустыни сирокко подул,
Всех детей твоих силою страстной
Обхватил и в себе захлебнул."

И, услышав, сорвал он одежды.
Пав на землю, смиренно сказал:
"Бог моей не оставит надежды.
Все мы тленны, Он дал - Он и взял."


ГЛАВА 2

Вновь предстали сыны перед Богом,
И меж ними пришел сатана.
Бог спросил: "Не видал ли Иова,
Моего дорогого раба?

Человек непорочный и правый,
Удаляющий разум от зла.
Он Меня, как и прежде, прославил.
Совершая благие дела."

Но ответил опять обольститель:
"Все за жизнь отдает человек.
Его кости и плоти коснись Ты,
Не забудет ли он Твой Завет?"

И Господь Саваоф ему молвил:
"Вот, в руке он твоей, сатана.
Но души его только не трогай.
А теперь отойди от Меня!"

Отошедши, сразил он Иова,
И проказою тело объял,
Чтобы в муках, страданьях хоть слово
Против Бога Иов бы сказал.

Но в молчаньи тот взял черепицу,
Чтобы ею проказу скоблить.
В пепел сев, начал Богу молиться,
Никого и не мысля винить.

А жена его всё говорила:
"Так же тверд в непорочности ты!
Но ведь видишь, ушла Божья сила...
Похули ты Его и умри!"

"Как одна из безумных ты, жено!
И не знаешь, о чем говоришь!
Что Господь нам дает - всё блаженно,
А не доброе сладкое лишь..."

В это время три друга узнали,
Что несчастье к Иову пришло.
Тут же в путь они вместе собрались,
Чтобы дружбой утешить его.

Не узнали, пришедши Иова,
И рыдали, возвысив свой глас.
Разодрали одежды и словом
Не посмели всю скорбь передать.

Бросив пыль над своими главами,
С ним сидели семь дней и ночей
В непрерывном глубоком молчании,
Видя боль этих тягостных дней.


ГЛАВА 3

В день восьмой он со скорбью промолвил:
"Да погибнет рождения день.
Да покроется мраком и тьмою,
Да затмит его смертная тень.

И та ночь да уйдет с небосвода
В посрамленьи пред сонмом ночей.
Да не знают ее цифры года,
Все со страхом да вспомнят о ней.

Для чего ты мне жизнь подарила?
Почему я не умер, когда
Чрево матери ты отворила,
Дав увидеть свет Божий глазам?

Я бы лег и почил  в тех долинах,
Где цари и советники спят
Иль, как выкидыш, мир сей покинул,
Не успев даже воздуха взять.

Там жестокие страх не наводят,
Истощившийся там отдохнет.
Всякий там свое счастье находит,
День с небесных высот не сойдет.

Все равны там: великий и малый,
Раб свободен от власти господ.
Там повсюду царит Божья слава,
И безмерная боль не живет.

Для чего свет страдальцу подарен,
Жизнь скорбящим душою дана?
Смерть дороже всех кладов им станет,
Гроб им радость, восторг и хвала...

Нет мне мира, покоя, отрады,
Все несчастья постигли меня!
От чего возвышал я преграды,
То разрушило радость бытия."


ГЛАВА 4       

Первый друг, Елифаз, ему молвил:
"В тягость будет ли слово мое?
Впрочем, кто возбранить может слову?
Я ваятель, хозяин его.

Ко спасению многих наставил,
Руки немощных ты поддержал.
Но кода и к тебе боль пристала,
Тут же духом, как все, и упал.

Страх пред Богом не есть ли надежда,
Непорочность путей и любовь?
Умирали ль невинные прежде,
Был ли честный изгоем домов?

Как я видел, на зло кто был падок,
Неминуемо встретил тот зло.
Лев голодный умрет в царстве радуг,
С ним погибнет и семя его.

Принеслось тайно к слуху мне слово,
И я нечто принял от него.
Дух в моих появился чертогах
И в сиянии промолвил вот что:

Человек ли правдивее Бога,
Муж ли чище Творца своего?
Недостатки зрит в Ангельской тоге,
А тем паче в народе Его.


ГЛАВА 5

Так бессмысленных губит гневливость,
А глупца раздражительность бьет.
Если жизнь их на миг укрепилась,
Всяк, увидевший то, проклянет.

Детям их не добраться до счастья,
Их побьют у своих же ворот.
И заступнику участь – несчастье,
Все, что есть у него – пропадет.

Так, из праха не вырастет горе,
Из земли не выходит беда.
Рождены на страдания, чтоб вскоре,
Мы как, искры неслись в небеса.

Обратился б в прошении я к Богу,
И предал Ему дело мое.
Он за грех нас не судит столь строго,
Чтоб забыть, что такое любовь.

Мысль коварных придет к унижению,
Нет конца их позорным делам.
Мудрецов уловляет в растлении,
И совет их гниет по углам.

Человек, вразумляемый Богом,
Наказания Его принимай!
Ибо Он повергает нас в стоны,
Он же Врач наших тягостных ран.

Всё пройдет: и болезнь и печали,
От всего Бог тебя сохранит.
Это мы, скажем прямо, дознали,
Так и есть, а ты к сердцу прими!"

 
ГЛАВА 6

И ответил Иов тому другу:
"Если б стоны все взвесить мои,
Положить на весы их с недугом,
Он морские б превысил пески!

От того и неистов я в слове,
Ибо стрелы Господни во мне.
Яд их дух выпивает к застолью,
Ужас Божий прошелся по мне.

Если б Господу было угодно
Сокрушить и сразить мою плоть,
Я б крепился в болезни, коль скоро
В Его Царстве предстать бы я мог.

Что за сила иметь мне надежду,
И каков мой удел, чтобы жить?
Из камней плоть моя иль из меди,
Чтоб в себе эту тяжесть хранить?

Должен друг отнестись с сожалением,
Руку помощи страждущим дать,
Если он не объят помрачением,
Если в нем не исчез к Богу страх.

Но бегут от меня словно серны,
Словно быстрые воды ручья...
Как поток, мои братья неверны,
Оставляют в страданиях меня.

Уклоняют они направленье,
Чтоб к пустыне добравшись, пропасть.
Кто на них возлагает надежды,
Посрамлением насытится всласть.

Так и вы в данный час мне чужие,
Сих узренных несчастий страшась.
«Дайте мне!» - я хоть раз говорил ли?
Не на мне ль чья-то страсть обожглась?

Научите меня, и утихну!
Где погрешность, скажите, моя?
Слово правды летит бурей, вихрем,
Но куда мчатся ваши слова?

Обличения твердите вы ради,
Но на ветер пускаете мысль.
Для сирот вырываете яму,
А друзей вы готовы загрызть.


ГЛАВА 7

Человеку дано свое время.
Его дни, как наемника час.
И как раб ждет живительной тени,
Так наемник роботы конца.

Получил так и я дни страданий,
Суетой ополчились года.
Я ложусь говоря: «Вскоре встану»,
Но три жизни живу до утра.

Море ль я? Или диво, какое,
Что приставил Бог стражу ко мне?
Опротивело бремя земное,
Суета – вот удел моих дней!"


ГЛАВА 8

И промолвил Вилдад Савхеянин:
"Долго ль будешь ты так говорить?
Неужели Бог суд извращает,
Вседержитель неправду творит?

Коль твои сыновья согрешили,
Он отдал их своим же грехам.
Ты ж ищи, и найдешь Божью милость.
По заслугам Он каждому дал.

Погибает надежда неверных,
Их уверенность – дом паука.
Обопрется – разрушатся стены,
И попытка схватиться тщетна.

Видишь, Бог отвергает неверных,
Непорочным же руку прострет.
Он наполнит уста правых смехом,
А нечестие во гневе сотрет."


ГЛАВА 9

"Правда, – молвил Иов, – знаю это!
Но как может спастись человек,
Коль захочет вступить с Богом в прение?
Не получит желанный ответ?

С места горы Господь продвигает,
Превращает их в гневе Своем.
Он на звезды печать налагает,
Скажет солнцу – оно не взойдет.

Сотворил Он Кесиль, Ас и Хима,
И великое море чудес.
Перед Ним жар гордыни остынет,
Его слава нам светит с небес.

Я невинен, но жизнь презираю,
Не желаю души знать своей.
Оправданием себя ж обвиняю,
Непорочен, а гибну как зверь.

Дни мои над гонцом насмеялись,
Мчатся вихрем, не видя добра.
И несутся как легкие ладьи,
Как к добыче стремление орла.


ГЛАВА 10

Я в томлении предамся печали
И скажу: Не вини Ты меня!
Свой шедевр зачем разрушаешь,
А совет нечестивцев поднял?

У Тебя не плотские ведь очи,
Ты не смотришь, как все мы, как я.
Разве дни Твои темные ночи,
Что во мне ищешь пятна греха?

Твои руки меня сотворили,
И они же мне смертью грозят.
Ты обделал меня, словно глину,
А теперь обращаешь во прах!"


ГЛАВА 11

И ответил Софар Наметянин:
"Многомолвящий будет ли прав?
Пустота твоих слов ли заставит
Непорочных людей замолчать,

Чтоб глумился затем ты над нами,
В неумении тебя постыдить?
Горячо твое слово, как пламень,
Но и пламень вода усмирит.

Ибо видит Господь стези лживых,
И невинным страдание не шлет.
Отгони ты порочную вшивость,
И безмерная боль отойдет!"


ГЛАВА 12

После слов сих ответ шел Иова:
"Стал посмешищем я для друзей.
Непрестанно взывающий к Богу,
Стал чужим для себя и людей.

Так, по мыслям сидящих в покое,
Факел - вовсе презренная вещь.
Хотя он для того приготовлен,
Чтобы дать всем споткнувшимся свет.

Что разрушит Господь, то погибло,
Заключит Он кого, тот пропал.
У Него лишь премудрость и сила,
Он рассеял народ и собрал.

Он у правящих ум отнимает,
Оставляя блуждать без путей.
И во тьме разум их прозябает,
Будто пьяный средь шатких идей.


ГЛАВА 13

Нужно было ли вам, ради Бога,
Препираться и ложь говорить?
Все, что молвили, пеплу подобно,
Вас и гнев уж Его не страшит.

Вот, Господь мою плоть истязает,
Но надежду я буду хранить.
Одного лишь желал – отстоять бы
Пред лицем Его стези мои.               

            
ГЛАВА 14

Краткодневен рожденный женою,
И печалью объят его круг.
Как цветок он растет и уходит,
И как тень его годы бегут.

Есть надежда деревьям, отрада,
Что быв срублены, вновь оживут.
Человек же, уйдя, не воспрянет,
Распадется, и нет его тут."


Глава 15

Елифаз вновь промолвил Иову:
"Да ты страх потерял, и еще
Почитаешь за малость речь к Богу,
И язык твой лукавство несет!

Сам себя обвиняешь устами,
А не я или кто-то другой.
Поучаешь ты нас будто малых,
Хотя старец меж нами седой.

Что ж ты дух устремил против Бога,
Говоря сам не ведая что?
Человеку ль блистать чистотою,
Затмевая собой небосвод?

У Творца и к святым нет доверия,
Небеса нечисты перед Ним.
А тем паче исполнен  растления
Человек, льющий зло как родник.

Расскажу я тебе то, что видел,
Что, услышавши, мудрый не скрыл:
Нечестивцу предписана гибель,
В воплях ужаса ум его сгнил.

Не в свое он скончается время,
И пожрет его вечный огонь.
Ложь и зло – на земле его семя,
А плоды – груз для участи злой."               


ГЛАВА 16

"Много слышал я в жизни такого,-
Отвечавши, Иов говорил, - 
Вы лепечете слово за словом,
Всяк из вас пустоту возлюбил.

Вам я этим же мог бы ответить,
Поменявшись местами на миг,
Ополчившись словами, как ветер,
Обдувал б страстью мыслей своих.

Но Господь изнурил меня ныне,
Всю семью в разрушенье поверг.
Я от плача забыл свое имя,
И на веждах  в припляс бродит смерть.               


ГЛАВА 17
          
Заступись за меня пред Собою,
Ибо некого больше просить!
Стали схожими  дни со свечою,
И спешишь Ты ее погасить.

Если б не было места насмешкам,
Среди споров спокойно б взирал.
Ум закрыл Ты их в думах поспешных
И не дашь им увидеть причал.

Кто друзей обрекает в добычу,
У детей тех глаза истекут.
Из меня Ты создал людям притчу,
Я посмешищем стал там и тут.

Помутилось от горести око,
И все члены мои словно тень.
Отклонял я людей от пороков,
И себя отклоняю теперь."

http://www.stihi.ru/2015/09/27/2313




               


Рецензии