11. Пути в мир и пути в мире...

ПУТИ В МИР И ПУТИ В МИРЕ.


Итак, после долгих колебаний и тяжелых сомнений вы все же решили выйти в Путь. Какая же тактика здесь будет самой подходящей? Как ни парадоксально это звучит, в первую очередь, тактика разумная. Конечно, это предполагает наличие  особого, аналитического и различающего  разума; предпринимать столь серьезное путешествие  без подобного  руководства - полное безумие. И первое, с чего вы начнете - с самопознания. Вы быстро откроете, что этот процесс не может идти в пустоте (да и никогда не идет в ней) и почувствуете, что самопознание  суть существенная часть миропознания,  да и вообще это почти одно и то же.

Вас многое удивит; например, появление скрытых до этого творческих возможностей, существенного расширения возможностей восприятия и т.д. Здесь многое будет зависеть от применяемых вами приемов и методов достижения расширенного или измененного состояния сознания. Причем все это настолько индивидуально, что нет и не может быть одинаковых рекомендаций и единой унифицированной программы «для всех».

Для кого-то идеально подходит медитация, для кого-то - молитва, для кого-то - чтение Святых Книг, для кого-то - особые творческие состояния, для других - техники сосредоточения, созерцания, особые техники дыхания, ритмичного и продолжительного движения, максимального эмоционального и умственного успокоения. Для третьих же требуется нечто полностью противоположное - полная открытость «всем силам, ветрам и штормам», мощный поток сознания, огромные и сокрушительные переживания. Но все это не будет иметь никакого смысла, если вы не определитесь, для чего вы это делаете и где собираетесь применить.

В первый период разуму придется серьезно потрудиться, и труд этот будет состоять в изучении всех сторон человеческого существования и опыта, имеющим своей целью не столько познание мира, сколько становление себя этим миром. В вашем распоряжении окажутся не просто  «многия знания», а «многия» мудрости, красота, гармония, история, поэзия и музыка; не только «Песни и радости мира»,  но и его боли, печали, слова и мысли; окажутся  горькие детские слезы, обиды всего не признанного и не понятого… И теперь уже не вы будете идти к ним, а они к вам в надежде получить помощь, прощение, а то и новую жизнь.

Завершится же этот этап появлением  в вашей жизни первого Учителя. Он может быть проявлен в разных ипостасях - живущего  по соседству человека, представителя одной из эзотерических или духовных школ, священнослужителя,  духовного наставника, уже покинувшего  земной мир или еще живущего, мастера письма и стихосложения  и даже исторического, литературного либо архетипического  героя.

Далее вам предстоит выбор основного пути, ибо невозможно идти во все стороны одновременно. Однако чрезвычайно важно знание хотя бы основных путей, ибо вам придется встречаться со многим и многими. Здесь наиболее частый выбор - религия либо (при существенном преобладании разумной сферы) одного из религиозно-философских учений.

Я множество раз говорил о том, что принижение значения такого выбора, как религия, недопустимо и оскорбительно. Если такова ваша судьба - останетесь; если нет - пойдете дальше, пусть и со вздохом сожаления. Ибо это будет означать, что впереди еще очень долгий и трудный путь. Вы будете непрерывно изменяться, и вы сегодняшний не будете ни равным, ни однозначным  себе  позавчерашнему,  вчерашнему и уж тем более завтрашнему. Вы поймете, что простых и ровных путей не бывает ни в духовном, ни в интеллектуальном, ни в творческом поиске.  Поэтому настоятельно  рекомендую прислушаться к некоторым очень важным рекомендациям.

- Постановка вопроса. Предположение, мысль или интуитивное предчувствие, нечто, что мы страстно желаем познать; опыт, о котором мы слышали и хотим пережить самостоятельно; загадка, которую мечтаем разрешить. Чем бы это ни было, задача должна не просто входить в круг жизненных интересов, а приобрести настолько огромное значение, чтобы человек был целиком поглощен ею и жил бы только ради её решения.

Часто у человека появляется идея, которая, как он считает, поможет завоевать ему место под солнцем и удовлетворит его потребности. До тех пор, пока человек находится во власти идеи, которой, как он думает, он сам владеет, уровень энтузиазма не будет достаточным для вступления на пламенный путь к "эврике!"

- Поиск ответа. Человек должен использовать все средства, которые могут быть полезны в поиске; собрать все кусочки головоломки; изучить все отрасли знаний; прочесть каждый текст; следовать каждому указанию, вне зависимости от того, носит ли поиск научный, духовный, философский или художественный характер. Ласки подчеркивает, что нельзя оставить несобранным хотя бы один камень в процессе собирания материалов для ответа. Ранние стадии исследования, как правило, наполнены восторгом, окрашены чувством искренней убежденности в том, что разгадка находится прямо за углом.

- Не сдаваться в период затишья. Время застоя неизбежно наступает, когда не находится новый материал, когда все пути исследованы, когда все источники использованы и когда принесены все возможные жертвы. Мы сделали все, что могли, безо всякого результата, и это повергает нас в уныние, отчаяние, приводит к горечи развенчанных иллюзий. Воистину, наступает полный мрак. Однако на деле в такой период происходит созревание. Эта часть творческого процесса находится за пределами сознательных действий исследователя, и не может быть запланирована. Человек переживает несколько таких периодов затишья до того момента, как образуется ответ, и он может совершить прорыв. Ну и, конечно же, не исключено, что этот прорыв может вообще не состояться.

- Оставление надежд. И вот, на смену ночи не приходит рассвет; все возможности отработаны; мы испробовали все, но так и не нашли ответа. Мы чувствуем, что растратили жизнь без всякого результата, и мы бросаем дело. Точка!

- Прорыв. Подлинный уход от дела очищает сознание, мозг и тело и тем самым подготавливает пространство для появления ответа. У "Этого" есть доступ к нам — в какой-то момент появляется ответ, завершенный, во всей его полноте, причем тогда, когда его меньше всего ожидали, в мгновенный момент озарения.

- Перевод ответа в плоскость реальности. Это решающая стадия, на которой откровения чаще гибнут, чем выживают. С мгновенным прорывом озарения нельзя общаться как с данностью — его необходимо перевести на язык, позволяющий поделиться со своими единомышленниками. До того, как это произошло, найденный ответ пребывает в неизвестности, на полпути между творческим процессом и его воплощением, пока ему не создадут соответствующие условия для появления в мире.

Шесть стадий, обрисованных  М.Ласки, четко указывают на способ, с помощью которого создатель и созданное порождают друг друга.

Дж. Ч. Пирс.

А вот еще нечто очень важное, без чего в дороге не обойтись.

«Человеческая мысль в любом сообществе не более, чем примитивное принятие идей без их рассмотрения; это сонный часовой, который позволяет пройти через ворота всякому, кто кажется ему прилично одетым или имеет благообразную внешность, или может промямлить что-то, напоминающее знакомый пароль.

Особенно это так в тонких материях, которые далеки от конкретных фактов нашей физической жизни и окружения. Даже люди, которые рассуждают в обычных делах осторожно и проницательно, считают бдительность к заблуждениям своим интеллектуальным или практическим долгом, проявляют крайнюю неосторожность, когда попадают на более высокую и трудную почву.

Там, где больше всего нужна точность и тонкость мысли, они проявляют самое большое нетерпение и отвращение к работе, которая от них требуется. Люди высказывают тонкую мысль об осязаемых вещах, но думать тонко о тонком слишком большое напряжение для нашего грубого интеллекта, поэтому мы удовлетворяемся, сделав мазок Истины, подобно художнику, который бросает свою кисть на картину, когда не может добиться желаемого эффекта. Мы ошибочно принимаем получившееся пятно за совершенную форму Истины».

Шри Ауробиндо.

Вы будете идти множеством миров и дорог, разумом и телом оставаясь в том,  откуда когда-то начали свой путь. Вы начнете приводить в состояние гармонии и согласия все свои составляющие, ибо никто не может быть забыт и ничто не может быть забыто. Вы давно уже выработали для себя продуманную и гибкую систему значимости, позволяющую не забывать и системы значимости, присущие другим людям.

Это позволяет допускать к рассмотрению множество вещей без всякого эмоционального реагирования и немедленной рефлексии, оценивать их истинность, зрелость, пройденный ими путь, понимать, почему они выглядят так и никак иначе и почему они остановились именно на этом.

Принцип правильного различения, система значимости  и достижение внутреннего равновесия тесно взаимосвязаны, но это не означает банального : «А какое мне до этого дело? А что я с этого буду иметь? В чем  моя выгода?» Тут все намного тоньше. Вы рассматриваете факт, событие,  процесс, утверждение спокойно, непредвзято, со всех сторон, прослеживая его  прошлое и экстраполируя в будущее. Главные вопросы, на которые необходимо ответить: 

Что это? Откуда оно взялось и куда следует?  Что означает - само по себе и лично для меня? Каковы его ценность, истинность, достоверность и доказуемость? Как это может отразиться  на моей жизни? Допустить ли это к первоочередному рассмотрению или позволить идти туда, куда оно шло и к тому, для кого предназначено?  Что это меняет сущностно и для человечества, и для меня лично? …

Далее вы делаете очень простую вещь - спокойно откладываете решение на и1-2 дня. Уверяю вас, вы быстро поймете: огромное большинство того, что «само» приходит к вам в голову или явно навязывается извне - полная чепуха, бессмыслица, глупость, а иногда и откровенный бред.

Однако следует понимать, что в большинстве случаев подобная «дымовая завеса» призвана скрывать весьма неприглядные вещи. Это касается практически всех сторон нашего существования, включая самые важные  и сложные - науку, религию, образование,  историю, искусство, геополитику, идеологию и многое другое.

И потому вам обязательно надо научиться немедленно прерывать движение мысли и гасить в самом начале эмоциональные бури даже тогда, когда мысли кажутся важными, а эмоции оправданными.  Речь не идет о безразличии и равнодушии (правильнее было бы написать о БЕЗ-РАЗЛИЧИИ  И РАВНО-ДУШИИ), а о состоянии невовлеченности, отстраненности, неучастия (НО НЕ БЕЗДЕЙСТВИЯ!). Например, вы ознакомились с работой, относящейся к религиоведению или религиозной философии - статьей умной, глубокой и написанной великолепным языком. Реакция следует незамедлительно:

«Вот, значит, как все обстоит на самом деле! А нас обманывали сотни лет и продолжают обманывать и сейчас… Какая уж тут может быть вера, когда
верить-то некому и незачем, да и кому нужна она, моя вера, и кому нужен я сам?» и т.д. и т.п.

Вы не с того начали… Надо было спросить у себя: «Что это? Откровение свыше? Недавно найденное и незнакомое человечеству Евангелие? Послание Патриарха, Понтифика, новый труд гениального богослова, философа, гуманиста? Да нет, просто мнение и чувствование такого же человека, как я. Вы и сами могли бы написать не хуже и тоже выразить свое мнение. Или пойти до конца и взять на себя смелость заявить: «Я отрекаюсь от Тебя; я больше не верю Тебе и не следую за Тобой».

Вы совершили отречение, но сделали это честно, сознательно, после долгих и мучительных раздумий, не унизив и не оскорбив ни своего собеседника, ни себя самого. Пройдет много времени, и вы, может быть, поймете: вы просто воспользовались своим правом выбора. Вы не следуете за своим Учителем, зато Он незримо следует за вами, помогая и оберегая. И тогда рождаются такие слова:

Ночь спасает и жжет ослепительный свет …
В этом мире под желтой луной
Я не знаю Того, Кто сквозь тысячи лет
Осторожно идет вслед за мной.

Этой музыки легких и быстрых шагов
Мне до смерти теперь не забыть…
Ты прости… Ты пойми… Я еще не готов –
Я еще не умею любить…

Я лишь знаю одно: я иду за Тобой –
Потерял, потерялся, нашел…
Лишь спрошу: – в этой жизни земной
Ты со мною бы рядом пошел?

Ты… смеешься? Твой смех – молодое вино,
Дождь и ветер… «Когда ты поймешь –
Мы улыбки и лики Того, Одного;
Мы шаги, мы и поле, и рожь…

Будь безгрешен. Иди от добра до добра.
А слова… Их оставь на потом, позабудь…
Вера зорче, и мудрость права,
Что  впервые стучится в твой дом…

Вспомните, как неприятно бывает поведение и как нечисты слова казалось бы умного и воспитанного человека:

«Хе, хе, хе… А в Понтифика- то стреляли… Правда, не убили почему-то…». А какое охватывает ликование, если о священнослужителях публикуется любая негативная информация… Или подробности об их болезнях и возрастной немощи. И невдомек такому радующемуся, что эти немощи ничуть не уравнивают его  с теми, кто принадлежит другому миру. И все это есть не что иное, как моральная и духовная слепота.

Достаточно один раз совершить подобное - и все, что с таким трудом и на протяжении многих лет создавалось, оказалось уничтожено, аннулировано, разрушено. А начиналось все вроде достаточно безобидно - с неудачной шутки, непрошенной мысли, темного желания, неуправляемой эмоции. Так что Иисус знал, о чем предупреждал…

Я уже не говорю о СМИ - там истерика, злоба, клевета, сознательное нагнетание  неуверенности, страха перед будущим, неверия, растерянности, откровенное желание «дать в морду» (в данном случае абсолютно точное определение) оппоненту - вполне банальный и никого не удивляющий факт.

И как сдержанно, воспитанно, достойно выглядит на этом фоне Церковь, особенно в лице ее Предстоятеля… Я не знаю, стоят ли за нынешними владельцами «заводов, газет, пароходов»  какие-то «сатанинские силы», всегда предпочитая помнить: «Если дьявол захочет дать вам пинка, то он сделает это ногой, а не копытом». И любое зло предпочтительно искать не на Небе, а на Земле…

Ко многим вещам приходится возвращаться снова и снова - не столько для  того, чтобы услышать, что они говорят, сколько для того, чтобы самому кое-что сказать им. Например, ЛЮБОВЬ… В высшей мере странный, неуловимый, многоликий, никому не принадлежащий и в то же время всеобщий феномен.

Меня это всегда смущало, даже во времена, когда ни о каком Пути и Психическом Мире не могло быть и речи.  Ведь в нашем земном, человеческом мире эта сущность проявлена, как правило, на физическом, витальном, реже - на ментальном и крайне редко - на духовном уровне. Поэтому она намертво (для меня это именно так) сплетена с весьма неприглядными и уродливыми проявлениями.

Она слепа, нетерпелива, эгоистична, тленна и временна. Она причина раздоров, войн, насилия, обмана. Она рабская зависимость, неравноправие, предмет купли и продажи. За ней тянется шлейф нелепых и трагических, ничем не оправданных  прерываний жизни. Она может быть легко фальсифицирована и подменена чем-то   другим. Все это так, и бессмысленно отрицать столь очевидное. Исключения даны нам только затем, чтобы увидеть, КАКОЙ ЛЮБОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСЛИ ОНА ОСВОБОДИТСЯ  ОТ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СТАНЕТ САМА СОБОЙ.

Есть только единственное оправдание и одна-единственная причина для того, чтобы она продолжала существовать в мире - это  Ее Божественная Природа. Ее огромная и нескончаемая трагедия нисхождения в темный, грубый и жестокий мир; обрушивание в бессознательную материю, подобно тому, как сделал это Всевысшний  на заре творения или как сделал явивший себя миру Сын Божий, даже после смерти спустившийся на самое дно мира ради спасения давно Его ждущих и бесконечно Ему верящих.

Жизнь, Любовь и Смерть извечно связаны воедино; именно поэтому любить - это не только прекрасно, но и бесконечно, мучительно страшно. Я говорю не о земной любви - она куда проще и понятнее. То, что довелось испытать мне (пусть и в самом щадящем виде), было именно это - Жизнь, Смерть, Несказуемость, Невыразимое счастье и бесконечное, нескончаемое Горе потери, невозможности, иллюзии удержания того, что не может принадлежать никому по определению…

Мне до сих пор трудно слышать давно ставшее банальностью: «Любовь спасет мир». Пустые, мертвые слова, когда произносящий их не ведает, о чем говорит, когда за его собственной любовью не стоит ничего… А, может, и самой ее никогда не было. Вот, если хотите, истинная правда о современной любви:

«ЛЮБИТЬ? НЕТ НИЧЕГО ЛЕГЧЕ! Я САМА ДЕЛАЛА ЭТО МНОЖЕСТВО РАЗ!»

Принято считать, что христианство - религия любви. Однако внимательно изучите Евангелия (именно их, а не то, что было потом создано церковной традицией  и церковным преданием). Много ли вы найдете упоминаний слова ЛЮБОВЬ? Не более 4-5 раз, да и то в Евангелии от Иоанна. И из контекста этих высказываний  отнюдь не следует, что Сын Божий и Сын Человеческий  делал основную ставку именно на эту реальность.

То же, о чем много позже писал апостол Павел, при внимательном рассмотрении  вообще не имеет ничего общего с тем, что люди привыкли называть Любовью… Кстати, аналогичной точки зрения сегодня придерживается достаточно большое количество и верующих, и священнослужителей, и богословов. Последние вообще считают Страх Божий и Любовь Божью взаимодополняющими вещами, чем-то вроде кнута и пряника.

Означает ли это, что мы имеем право на отказ от любви или полное ее отрицание?  Не большее, чем на отрицание  Бога... И, когда мы привычно и без малейших эмоций произносим:

 «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ», - мы никогда не пытаемся вывернуть эту истину наизнанку, заявив: не «Бог есть любовь», а «ЛЮБОВЬ ЕСТЬ БОГ».

Но и тогда, но и тогда мы отчетливо должны понимать: если в мире земном любовь, в первую очередь, чувство, отношение, выбор, то в мире божественного она - СУЩНОСТЬ, БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ. НЕ ТОТ, КТО ОБЛАДАЕТ ЛЮБОВЬЮ И ОДАРЯЕТ   ЕЮ, а  кто ЕСТЬ ОНА САМА. Здесь тот же случай, о котором мы уже говорили: БОГ НЕ ЕСТЬ ОБЛАДАЮЩИЙ ВСЕЗНАНИЕМ, ОН САМ И ЕСТЬ ВСЕЗНАНИЕ…

Так что Любовь действительно может спасать, но предмет ее заботы все-таки отдельный человек, а не все человечество. Далее. Мы привычно и бездумно повторяем понятие «СПАСЕНИЕ», забывая о его духовном происхождении и духовном же смысле. Однако и здесь Спасение еще не есть гарантия Воскрешения. Ибо, как было сказано: «Религии спасли множество душ, но так и не сделали человечество духовным».

Я, как и очень многие, предпочел бы говорить о просвещении, росте в разумности, красоте, истинном законе, гармонии и, безусловно, ВЕРЕ. Вера не есть ни религия, ни религиозная конфессия,  ни вероисповедание. Она нечто гораздо большее - то, что стоит в основании мира и несет всю его тяжесть. И если бы мы внимательно огляделись, то поняли бы: вера есть та основа, из которой соткано все наше существование - и физическое, и разумное, и духовное; то, без чего мы не смогли бы сделать ни единого шага. Она наш истинный Предстоятель и Представитель на путях земных и небесных, сестра интуиции, подруга разума и мать души.

В отличие от веры, интуиция, даже когда она является наглядно-содержательной, затрагивает только разум. Если интуиция - непосредственное усмотрение истины и добра, то вера - непосредственное тяготение к тому, что представляется истиной или добром.

ИНТУИЦИЯ — способ открытия нового содержания, ВЕРА — способ удержания такого содержания в теле, душе и разуме. И она же - особое состояние человеческого существа, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой фактов внутреннего и внешнего существования как живого, истинного откровения.

Даже знание невозможно без того, чтобы мы прежде не поверили в реальность его существования. Вера в человека не может быть опровергнута даже самым негативным знанием о нем. Вера в себя не есть эгоистическое самоутверждение, но  имманентное свойство всего живого, мыслящего и чувствующего…

Нам знакомо множество других утверждений о спасении, и каждое из них содержит в себе немалую часть истины. Например: «Спасение утопающих дело рук самих утопающих». Ну и конечно же,

«Никто не даст нам избавленья - 
Ни царь, ни бог и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой»

А вот это именно наш случай… Остается лишь понять, ОТ ЧЕГО ИМЕННО НУЖНО ОСВОБОЖДАТЬСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ И КАКУЮ ЦЕНУ ПРИДЕТСЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ЭТО?

Что еще? Наверное, все-таки СЛОВО. И как сущность, и как оружие, и как средство убеждения, просвещения и воспитания. В сегодняшнем мире его почти не слышно, да и приходит оно к немногим. Оно и сила, и слабость, оно то, что может и спасти, и уничтожить. Поэтому необходимость бережного, любовного, трепетного отношения к Слову начинает осознаваться достаточно рано. Любое же многословие, разнообразные диспуты, дискуссии, а ныне ток-шоу становятся нестерпимым фарсом, проявляя всю убогость, ветхость, затхлость и не-жизнь того, что окончательно оторвалось от изначального:

«В НАЧАЛЕ  БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО У БОГА, И СЛОВО БЫЛО БОГ».

Многих необходимость хотя бы как-то ограничивать себя в слове ввергает в полную прострацию - это страшно, невыносимо и подобно смерти. Меня же в подобное состояние приводит нынешний бессмысленно и слепо грохочущий мир…

Сказано: «Не суди, да не судим будешь»… Я уже много лет назад понял: у этой истины есть и еще одно прочтение: «НЕ СУДАЧЬ… Не лги, не пустословь и не мудрствуй лукаво». Или же, как сказал Иисус:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него”.

Кстати, многие творческие люди отчетливо понимают, когда Слово начинает превращаться в свою противоположность - и уходят в молчание. Однако сделать это не всегда удается… То же самое можно сказать и о проблеме общения. Здесь ситуация не менее безобразная, чем в случае со словом. Поэтому практически все духовные люди предпочитают уединение и тишину.

Часто говорят об общности, о необходимости близкого  контакта, а то и слияния с другими людьми. Однако контакт контакту рознь… Обмен витальными энергиями обычно ни к чему хорошему не ведет. Обмен духовный - совершенно иной по самой своей сути. Здесь множество движений, чувств и слов абсолютно ни к чему. Даже в особой общности ашрама, монастыря, храма, да и среди совместно молящихся человек только с виду один. На самом деле он - целый мир, множество в единстве и единство во множестве. Не зря же было сказано: «Там, где собрались двое или трое во Имя Мое, там и Я с ними».

А «Я» - это и праздник, и высокая идея, и правильный поступок, и написанная книга, и долгожданный гость, и радость, и подношение, и смех, и чудо превращение воды в вино, и накормление  массы народа пятью хлебами и двумя рыбами, и многое другое…

 А посему не воспринимайте целомудрие только как телесное воздержание. Оно есть, в первую очередь, любовь к целостности - и этим отличается от распущенности, или «расхристанности». И, когда мы видим такого человека, принято говорить ему: «Приведи себя в божеский вид».

Вообще существует множество мелких, иногда почти неощутимых признаков серьезной внутренней трансформации, уверенного поворота в сторону самых высоких уровней, доступных человеческому сознанию. Например, тот же сон.
Если раньше он был определенным средством познания, интереснейшим полем  игры, воображения и фантазии, то с течением времени его события начинают переходить в состояния, как правило, тихие, светлые, исполненные особой музыки и в то же время безусловно «живые».

Такая динамика  означает, что вы близки к истинно духовным измерениям психического мира. Однако и это не есть завершение вашего пути, а лишь очередное его начало. Оно уже есть, но пребывает на самом краешке сознания, пока ничем не проявляя себя. Потому что туда вам  рано, потому что осталось еще много работы и для ума, и для сердца, и для души…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии