7. Культура и гармония...

КУЛЬТУРА И ГАРМОНИЯ.

Конечно, человеку с рациональным складом ума и развитой математической логикой  все вышеизложенное в лучшем случае покажется «притянутым за уши», а глубоко верующему - неуместной и оскорбительной шуткой. Прекрасно их понимаю, однако у нас не научное либо богословское исследование, а символическое путешествие в психическом пространстве и времени…

И тут, как мне кажется, очень к месту прозвучало упоминание о  Законе Гармонии, одном из самых важных в духовном строительстве. И если вдуматься, то неуклонное ему следование и выстраивание себя согласно именно этому закону и есть истинная цель и предназначение человека. Однако следует подчеркнуть: нет ни единого мыслящего человека, которому это понятие не было бы знакомо, однако в силу многих причин восприятие его всегда было и будет индивидуальным.

Более того, гармония как эстетическая категория, как категория философская, космическая, социальная, духовная и общечеловеческая - вещи достаточно разные, поэтому требуют для своего понимания разных подходов, разных механизмов и оценочных критериев. В целом же  ГАРМО;НИЯ есть:

- категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы объекта. В истории философии категория Гармонии получала многообразное толкование, связанное с проблемами этики, космологии и гносеологии.

Тем не менее, в основе всех этих ценностей всегда лежали определенные  идеалы в представлениях о человеке, природе и обществе. В Древней Греции термин "Гармония" непосредственно связывался с человеческой практикой. У Гомера Гармония означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо "согласие", "договор", "мирное сожительство" людей. В античной философии  Гармония означала организованность Вселенной, противостоящая  хаосу.

Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к которым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Гармония сфер). Гераклит понимал  ее как единство  противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу"

Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, которое стало знаменем гуманизма. Основы Гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластичной организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности части и целого, света и тени, в математической точности законов перспективы и др.

Проблема Гармонии как проблема эстетического воспитания всесторонне развитой человеческой личности приобретает особенно большое значение в ХХ веке в период противостояния буржуазной и коммунистической идеологии. Считалось, что именно социалистический путь развития позволит создать общество, открывающее  небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека. 

Насколько изменилось общечеловеческое понимание гармонии в новейшей истории? Как это ни странно звучит, но оно практически осталось прежним, однако лишь как философская, абстрактная и исключительно умозрительная категория. В искусстве (и всей эстетике как таковой), социологии, образовании, политике и геополитике, психологии и вообще всех науках о человеке вместо нее была введена категория всеобщей практической и прагматической полезности, рациональности и целесообразности.

Сама же идея гармонически развитого человека в высокоразвитом обществе, исповедующем высшие гуманистические и духовные ценности, оказалось демонтирована, а ценности религиозные вообще признаны чем-то архаичным и несущественным.

О культуре  мы уже говорили; однако эта такая тема, к которой приходится возвращаться снова и снова.   О ней сегодня говорят и спорят достаточно много, однако уровень (т.е. культура) этого диалога, как правило, удручающе низок и свидетельствует о почти полном непонимании самого предмета спора. Не будем спорить и мы - и из-за предельной сложности этого вопроса, и из-за  драматического  отсутствия безупречных и надежных доказательств своей правоты любой из конфликтующих сторон. Ограничимся лишь некоторой общей констатацией, согласно которой:

—   Культура есть универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культуры употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения и его внепрагматической ценности.

Культура изучается комплексом гуманитарных наук, в первую очередь, культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей. Выделяют два ее аспекта, соответствующие двум органически взаимосвязанным сторонам деятельности человека. 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – т.е. достижения, показывающие главным образом  уровень овладения обществом и человеком силами природы, и ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, т.е.достижения, показывающие уровень и глубину познания человеком  наружного и внутреннего мира, мира в себе и себя в мире, широту кругозора, способность к творчеству и долговременному прогнозу.

Все остальное вытекает из этих двух направлений и при дальнейшей детализации порождает цепную реакцию теорий, гипотез, точек зрения, определений и личных мнений. Похоже на то, что здесь объективность уступает место субъективности, а единообразие - многообразию.

Особенно это касается мира психического, о котором мы говорим сегодня. Он разумен, культурен, развит, свободен, духовен и гармоничен настолько, насколько гармоничны сам человек и общество, в котором он пребывает; зависит от породившей его эпохи, ее особого пространства-времени и происходящих в нем событий.

Вообще же все, что пытается определить себя через двухмерность, оппозицию, всегда должно вызывать серьезную настороженность. Любая «двойка» испытывает сильнейшую потребность либо свернуться в единицу, либо развернуться в триаду, тройку. Например, вышеуказанные два аспекта общей культуры – материальный и духовный - должны трансформироваться в сложную систему отношений, имеющую материальные, интеллектуальные и духовные проявления и соответствующие ценности.

Уходя в глубь истории, мы можем найти истоки подобного деления в виде концепции о двух началах всеобщей природы - ПРАДЖАПАТИ и КУМАРАХ.

Когда Верховный Владыка, расширив собственное сознание, перешел из состояния единичного самосуществования в состояние, когда он становится причиной и поддерживает многообразие феноменов, его объективные силы пробудились и олицетворились в образе Праджапати. Через них он произвел космос из хаоса и установил законы, которые должны были управлять материальной вселенной.

Эти законы, раскрываясь и нисходя сквозь время и пространство, породили законодателей, великих мудрецов и царей-героев, и таким образом мудрость Бога проявилась в росте Древа Познания, уходящего корнями в Брахму. Философские системы взращивали ментальность этих созданий, наделенных умом, чтобы они могли познавать и благодаря знанию добиться господства над феноменальной сферой и материалами, из которых она состоит.

Итак, Праджапати были сынами воли, но одновременно самосущий Владыка высвободил путем переживания реализации девственных Кумар, которые были сыновьями йоги.  Кумары олицетворяли пути, которые ведут из мира обратно к участию во вселенском «Сверх-Я». Это пути освобождения, которые начинаются с возрождения и оканчиваются просвещением. Кумары не стали отцами потомства, а остались семью аскетами, которые просто дожидались, чтобы их узнали посредством духовной апперцепции.

АППЕРЦЕПЦИЯ - (от лат. ad — при, perceptio — восприятие) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний. Апперцепция противопоставлялась перцепции, понимаемой как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах.

У И. Канта «Апперцепция»  означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта. В психологии под апперцепцией понимается процесс, посредством которого новое содержание сознания, новое знание, новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

Хотя у Кумар и не было прямого потомства, они, подобно гуру, были духовными отцами. Их выбрали и признали подобно тому, как ученики отдают предпочтение и выбирают своих Учителей. Так они стали известны как духи-праотцы святых. Праджапати  воплотились, чтобы стать мудрецами, а Кумары не воплощались; они осеняли тех, кто их искал, и действовали с невидимого плана сознания.

Согласитесь, такая трактовка куда сложнее и глубже, чем просто «материальные и духовные аспекты культуры». Вполне возможно здесь говорить о культуре как цивилизации, имеющей технологический, нетехнологический или смешанный тип развития.  В случае последнего имеет место своеобразная «смена» кураторов - усилие, направленное на овладение силами природы и материальными ценностями сменяется на задачу достижение духовного совершенства.

Однако в истории человечества никогда не было такого, чтобы одно из
направлений  господствовало полностью, и никогда не было жестко выраженной оппозиции. Всегда была триада - ВЕРХОВНЫЙ ВЛАДЫКА (Бог-творец, Бог Высший Разум) - КУМАРЫ И ПРАДЖАПАТИ - ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (нисходящая часть и часть восходящая) - ДЕТИ БОГА - БОГ. Или то, о чем мы говорили в предыдущих разделах - мир материально-физический, мир человеческий и мир духовный. 

Мир человеческий - мир далеко не завершенный и не совершенный. Именно поэтому мы вынуждены вводить такое понятие, как «Мир психический», погруженный в мир Космического  сознания, и мир Вселенского Духа. Причем все это одноприсутственно, единосущностно, одновременно и однопространственно. Чтобы было более понятно, самое время привести одно воистину гениальное определение:

Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.22
24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Евангелие от Иоанна, гл 17.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии