1. Реалии психического мира - базовые структуры...

Самое прекрасное из всех доступных нам переживаний - переживание непостижимого...  Тот, кому незнакомо это чувство, кого ничто более не удивляет и не приводит в трепет, все равно что мертвец.

Альберт Эйнштейн

Как возникла наша Вселенная? Является ли мир, в котором мы живем, результатом механических процессов, происходящих в неодушевленной, инертной и реагирующей материи? Управлял ли творением и развитием Вселенной высший космический разум? Можно ли материальную реальность объяснить исключительно в терминах естественных законов или же здесь действуют силы и принципы, не поддающиеся таким описаниям?

Какова связь между жизнью и материей, жизнью и смертью, между сознанием и мозгом? Как нам осмыслить такие дилеммы, как конечность времени и пространства, с одной стороны, и вечность и бесконечность - с другой? Где во Вселенной берут начало порядок, форма и смысл? 

Станислав Гроф.

*** 

БАЗОВЫЕ СТРУКТУРЫ.

Пространство, время и особая жизнь психического мира… Мы нечасто задумываемся о них и еще реже пытаемся понять, что же это такое. И уж совсем редко оставляем мир наружный и переходим к проживанию в мире внутреннем. Подобное бывает крайне редко, чем и ценно. Умственное восприятие, представление, моделирование - продукт механической работы определенных мозговых структур. В нем мало либо совсем нет жизни, нет прямого «переживания» (не в плане эмоционального реагирования, а именно «прожития», «жизнепогружения»).

Образ, символ, знак, метафора - следующая, уже комплексная ступень восприятия. Здесь «сложное» воспринимает и интерпретирует еще более сложное; «простому» в этом процессе не место. Принято считать, что подобный процесс чаще всего происходит во сне, однако мне не хочется употреблять этот термин. Он ограничен и не точен, как и наукообразное «гипногогическое состояния сознания». «Внутренняя жизнь» - да, однако это настолько сложный  феномен, что требует комплексного подхода, собственной математики, физики, мифологии и многого другое. С чего же начинать? Наверное, с того, с чего начинается все вообще - с пространства, времени и движения.

СУЩЕСТВУЯ (от существо, суть, смысл) и БУДУЧИ (быть, бытие) в постоянном движении, мы воспринимаем физическое и психическое (духовное) пространства как родственные, схожие, но не аналогичные реальности.

Пространство для нас прежде всего - физическая категория, особая протяженность всего, которая может быть измерена, взвешена, определена и содержит пусть и запредельное, но конечное число объектов, формирующих событийные ряды. Однако их сочетание столь велико, что практически не подлежит подсчету.

Любое пространство содержит геометрическую составляющую - верх, низ, право и лево, вперед и назад, есть вращение - центробежное и центростремительное, право и лево направленное, есть спиралеобразное и ряд других.

Нет ничего постоянного, стабильного, неподвижного, раз и навсегда заданного. Есть лишь полнота определения - движение суть то, что вечно движется, длительность - то, что длится, созидание - то, что беспрерывно созидается, и жизнь – то, что немыслимо вне жизни. Если мы чувствуем и ощущаем по-иному, значит, мы пленники иллюзии либо серьезно нездоровы. Иногда движение, будучи вечным и непрерывным как принцип, делает намек на собственную прерывистость, причем то, что находится «между» двумя циклами вибрации, для нас - непостижимая тайна.

В современной  науке, где любое движение рассматривается как ускорение или замедление вибраций одного и того же порядка, несостоятельна сама идея постоянства, поскольку все существует лишь благодаря движению и находится в состоянии непрерывного изменения. Одно и то же тело в одной и той же точке  временнОй оси может совершать (и, как правило, совершает) целый комплекс движений.

Например, движением нашей планеты одновременно руководит множество
разнонаправленных импульсов; то же касается и нашего спутника. На физиологическом, витальном, умственном  и даже психическом плане нередко можно наблюдать ритмы движения, образуемые большим количеством  противоположных элементов. Что-то прогрессирует, что-то регрессирует, —  однако в общем итоге ничто не остается в бездействии. С философской точки зрения, состояние некоего постоянства невозможно в принципе — оно в лучшем случае иллюзорно.

Единственно мыслимо лишь постоянство в движении, причем это явление первоочередной важности, поскольку благодаря именно ему существуют жизнь и эволюция. Значительно сложнее обстоит дело с иной вселенской категорией –временем.  Вот что говорит об этом проф. Ф. Ефремов:

«Говоря о пространстве и времени, следует сделать оговорку: если пространство чувственно воспринимается как реальный физический объект, допускающий визуальное наблюдение и измерение, то время как физический объект невидимо, понятие о нем оказывается абстрактным и требует уточнений.

Исторически устоявшийся и наиболее общепринятый метод введения времени состоит в договоренности между людьми, или конвенции: время представляется как физическая величина, которую можно «наблюдать» косвенным образом – как определенное изменение пространственных объектов. При этом «договорное», или «условное» время можно назвать также статистическим, во-первых, потому, что в определении этой величины непременно должны участвовать многочисленные группы ее потребителей, так что результирующее представление зависит от распределения мнений.

Но есть и вторая причина назвать это время статистическим (или даже «энтропийным»). И на бытовом уровне, и в строгой экспериментальной науке присутствует общее представление о невозвратности мгновений. Правда, в классической физике оговаривается возможность обратимости «стрелы времени» (здесь не хочется писать «вектора») и, следовательно, обратимости того или иного физического процесса.

Однако все знают, что подобного рода допущение есть идеализация реальности, и на самом деле движение тела по ньютоновской траектории абсолютно неповторимо. Изменяется и наблюдаемое тело, и наблюдатель, могут измениться свойства пространства, наконец, нет гарантий, что ход самого времени не претерпевает изменений. Даже в примитивный процесс движения тела вмешивается бесчисленное множество физических факторов. Что же тогда говорить о движении духовном, объектом которого служит живое, мыслящее и одухотворенное существо?

Однако именно под давлением физической науки разум вынужден  признать, что время направлено «только вперед», что оно «течет равномерно», без остановок, всегда оставаясь  одним и тем же… Но сравнительно недавно в новейшей истории физики появилось существенно иное представление о времени. Его становление началось с определения Вильгельмом Вебером новой физической величины – электродинамической постоянной. Эта константа оказалась скоростью света в вакууме. Постулат Альберта Эйнштейна о ее универсальности – в смысле независимости от системы отсчета – позволил задавать время в виде отрезков длины, то есть пути, проходимого светом за одну секунду.

Эту идею тут же реализовал Герман Минковский, добавив к декартовой системе пространственных координат еще одну ось – ось времени. И с этого момента возникла совершенно новая – геометрическая – интерпретация времени. Для определения геометрического временнОго интервала не нужно отсчитывать число каких-либо колебательных циклов, достаточно на оси времени измерить линейкой длину интересующего отрезка и разделить результат измерения на скорость света.

Как видно из этого описания, никаких договоренностей о циклических единицах времени здесь не требуется, достаточно условиться только о единицах длины, что, с одной стороны, проще, а с другой – делать так или иначе приходится. Таким образом, благодаря Эйнштейну и Минковскому,  в начале XX века появилась новая физическая сущность «ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ», где время приобрело статус дополнительной геометрической размерности, по существу, равноправный со статусом направлений в пространстве.

Стоит подчеркнуть существенное различие моделей статистического времени и времени геометрического. Статистическое время – величина, «сильнее» зависящая от субъектов наблюдения, поскольку приходится не только согласовывать эталоны длины, но и договариваться о физических процессах, циклы которых будут приняты за единицу времени. И если наша цивилизация исчезнет, то следующее поколение мыслящих существ окажется перед проблемой создания своих собственных представлений о времени.

Геометрическое время в этом смысле «стабильнее», так как для его отсчета достаточно договориться только об эталоне длины. Последующее деление на скорость света, которую естественно считать равной единице, немедленно даст значение геометрического времени. Иначе говоря, интервал времени оказывается просто равным длине пространственного отрезка. Именно так чаще всего и считают при решении задач, связанных с пространственно-временными отношениями, например, в общей теории относительности».

На этом, пожалуй, «физическую» часть описания можно завершить. Далее нам предстоит задача чрезвычайной сложности: понять, прочувствовать, прожить и в самом себе, и в окружающем мире то же самое пространство, время и наполняющую их жизнь уже с точки зрения живого и разумного - человека, личности, самости, души и духа. Сразу оговорюсь: я не собираюсь ни противопоставлять их друг другу, ни настаивать на их тождестве, ибо принцип двойственности и даже триады в данном случае неприемлем и никуда не ведет.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии