Обережную пою...

                А прикройте-ка очи на пару мгновений...Да представьте себя маленьким комочком, лежащим в колыбельке. Матушка нежно поёт...и полёт...над звёздной бездной...Улыбаетесь?

*******

Люблю деточку свою!
Колыбельную пою.

Ой ты, люленьки-люли,
Бери силы у Земли

И у бабушки-Луны,
И у звёздной всей страны!

Ты расти, малыш, крепчай,
Мудрость предков подмечай!

Птица РОДа, прилетай,
В крылья детку обертай!

Люблю деточку свою!
Обережную пою...

03.01.2017 (ночь)

*******

История детской колыбели. Чудо из глубины веков

Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.

И сто лет,  и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.

Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.

У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.

Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.

Люди победнее мастерили колыбельки сами.

Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.

Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:

полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.

К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.

У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.

Только в полете растет человек.

Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на березе», что значит в подвешенной люльке.

Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.

Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.

Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребенок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения.

Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка.

У некоторых народов колыбелька подвешивалась на очеп — деревянную довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая береза.

Подвешивание колыбели к потолку было не случайным:

у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.

К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию.

Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.

Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.
Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.

В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Короб ставился на высокие ножки — полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, ее лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище, она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Малышу открывался более широкий обзор. Относительно источника света, окна или лампы, качалку поворачивали ежедневно по горизонтали, чтобы у ребенка не развилось косоглазие.

В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки».

Недостатком «ваньки-встаньки» была нетранспортабельность: в поле или лес ее с собой не возьмешь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь.
Эта идея съемной части сохранилась и в наши дни.

С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве:

• Для спокойного сна чада в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».

• На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.

•  У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит  райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звезды.

•  В ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.

•  Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.

•  Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — березу.

•  Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:

-  Клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»

-  Выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай на сон-упокой».

-  Бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу. А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»

• Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.

•  Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперед.

•  Не следовало колыбельку с ребенком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребенка на своего детеныша.

Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет.
В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях.

Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям:

наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.

Завершить статью позвольте прекрасными строками Марины Цветаевой:

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!

 

Берегите и лелейте Ваших детей и будьте счастливы!
*******

УЧЁНЫЕ ДОКАЗАЛИ ПОЛЬЗУ ЛЮЛЕК ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ

В течение многих столетий практически все народы, населяющие планету Земля, растили своих младенцев в подвесной качающейся люльке.

Цивилизация принесла в мир детские кроватки, слинги, переноски и автомобильные кресла, а идея люлек стала как-то забываться.
И очень зря. Исследователь В.Ф. Базарный рассказал, как еще в 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был проведен эксперимент (Н. Ф. Казачкова), который доказал несомненную пользу люлек для грудничков. Результаты, полученные учеными, актуальны и по сей день. Так что, стоит прислушаться.

Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления.

Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов с ритмами земными (гравитационными).

Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.

Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь – это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких – осмысленных произвольно-волевых действий. Подвесная люлька – это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли.

Во время эксперимента, одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.

В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).

Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах развития ребенка. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.

Исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала может привести к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.).

Стоит по-новому взглянуть на некоторые изобретения человечества. Пример с люлькой также заставляет обратить внимание и на развивающую роль русских качелей.
________________________
У нас много интересного!
Вступайте в группу : ДУША РУСИ (http://vk.com/dycha_rusi)


Благодарю Аллу Мигунову, за тему и репост замечательной статьи о колыбели!
Любви да РАдости, Друзья!_()_

ВСЕХ С 2017М! ПУСТЬ СБЫВАЮТСЯ ЗАВЕТНЫЕ МЕЧТЫ! А РОДУ ВАШЕМУ - ПРИПЛОДУ!


Рецензии
Детская люлька! Как- то сказочно-прекрасно звучит!
Колыбельная-обережная так легко поется!
Спасибо,Юленька за доставленную РАДость!
С любовью к тебе ,милая моя сестричка!
СветЛана!

Ветрана   17.05.2017 21:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.