Бронза 2016

(Информационно-аналитическая статья по итогам шахматных соревнований)

*****
             С 12 – 14 ноября 2016 года в г. Ханты-Мансийске проходили традиционные шахматные соревнования - городской турнир по шахматам среди обучающихся общеобразовательных организаций «Белая ладья». Турнир был организован с целью популяризации шахмат среди подрастающего поколения города.
               В общекомандном зачёте почётное третье место заняла команда МБОУ СОШ №2, на второй строчке турнирной таблицы расположилась команда МБОУ СОШ №1, а победила команда МБОУ СОШ №3. Церемония награждения состоялась 19 ноября 2016 года на базе МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества». Команды – победительницы и призёры турнира были награждены кубками, медалями и грамотами соответствующих степеней.
               Наша родная школа остаётся в шахматной элите: за последние семь лет команда два раза была «серебряной» и три раза  «бронзовой», не считая индивидуальных призовых мест.
               Вырастают  новые «звёздочки», которые хотят и могут давать спортивный результат. В современных детских шахматах города уровень так высок,  что успешно выступать на соревнованиях могут только талантливые и высококвалифицированные для своего возраста шахматисты. Шахматная академия, Дома детского творчества (в центре города и в районе Самарово), детские сады и школы – на многочисленных образовательных площадках из сотен детей выходят на шахматный Олимп и играют за команду только лучшие.  Отрадно осознавать, что такие поистине уникальные шахматисты есть и у нас. Сёстры Маша и Саша Алексеенко (4-а и 7-б классы), Анжелика Цыганкова, Ваня Шаркевич (4-а) – им в шахматных баталиях удалось набрать 18,5 баллов, так же как и команде восьмой школы, но мы обошли их по дополнительным показателям.
              Я был с командой в воскресенье. Шесть часов интеллектуальных битв. Самоотверженно и на высоком шахматном уровне боролись ребята, честно отдавая свои силы, свой интеллект в увлекательнейшей шахматной борьбе с очень сильными соперниками. Да, они не избегали поражений, но играли до конца, не сдаваясь. Наибольшее упорство проявила в этот день Цыганкова Анжелика (4-а класс) – юная шахматистка с сильным характером, сдержавшая напор перворазрядницы Ханнановой Лины и одержавшей победу. Маша Алексеенко в одной из партий хитроумно пожертвовала коня, и уже через два хода поставила сопернице мат. Победившая Саша наблюдала за этим туром издалека, а Ваня методично «дожимал» соперника. В итоге там было – 4:0. В пятом туре проиграли команде школы №3 со счётом 0,5:3,5. Папа сестёр делал строгий анализ партии Маши Алексеенко, и я ещё раз подтвердил для себя факт, что без участия родителей дети не могут выйти на такой высокий уровень, какой бы хороший личный тренер у них ни был.
               15 лет работы в шахматном образовании позволяет нам выделить основные условия успешной подготовки воспитанников – юных шахматистов, способных биться за честь школы и показывать результат:

1. Раннее шахматное развитие ребёнка – с 5 лет. Подключение к образованию детей, интересующихся шахматами, всех заинтересованных сторон процесса – преподавателей детского сада, родителей, сторонних шахматных  организаций, например, ДДТ, Шахматной Академии.
2. Построение «сквозной линии», преемственности шахматного образования: детский сад – школа – Шахматная академия. Именно такую преемственность нам удалось построить с Детским садом №7 "Ёлочка". Получившие там начальное шахматное образование Шаркевич Иван и Цыганкова Анжелика уже добились значительных для своего возраста результатов. Ханнанова Лина (школа №8), Макарова Настя (школа №3) тоже начинали в Д/С №7. Этим детям прямой путь в молодёжную сборную Югры по шахматам.
3. Построение правильного шахматного образования детей в школе с 1-4 класс с этого года, включая ответственное самообразование учителей начальных классов и соответствующее техническое обеспечение. Ведь та школа, которая с энтузиазмом начнёт эту работу сейчас, будет побеждать в будущем.
4. Дополнительное образование. С начальных классов, систематическое посещение занятий, творческая работа, контроль результатов. У нас уже сейчас есть дети, способные биться за пьедестал в будущем: Черкашин Саша (1-а), Кокотеев Матвей (1).
5. Развитие детей, работа со всеми детьми, желающими играть. Это соответствует принципам гуманистического образования, и вместе с не очень способными к шахматам детьми, растут и дают результат талантливые в шахматах дети.
               
          Я смотрю на золотистый кубок за третье место, на медали и грамоты, полученные учащимися, и думаю, как много людей, от нефтяников, строителей и тренеров до родителей вложили в него свои силы, знания, умения, любовь к детям. И этот кубок – как символ труда, как отблеск талантов тружеников, становящийся талантами и достижениями представителей нового, юного поколения. И это – подтверждение правильности выбранного пути, это - стимул работать лучше и идти дальше.

Кунцевич С.И.
                Пресс-центр школьного шахматного клуба «Атлантида»

                27 ноября 2016 года


Рецензии