Обзор на БЛК май 14 - архив

«Что это у вас за странные гетры? - спросила Зинаида Николаевна, осматривая ноги Есенина через лорнет. – Это валенки, - ответил Есенин». (В.Б. Шкловский Гамбургский счёт. М. 1990,с.372).
«Оптика» восприятия – любопытная вещь: меняешь ракурс, выстраиваешь иной контекст и всё бывшее устойчивым и эстетически привлекательным, вдруг кажется надуманным, наивным и скучным… Эйфория времени «собирания» лонга постепенно проходит и пора более пристально взглянуть – а что же тут насобиралось)… Есть и бесспорные лидеры по эстетической выразительности и концептуальной насыщенности, и стихи, явно выпадающие по стилистике и эстетическому впечатлению. Только не спрашивайте – куда они «выпадают»?)) Пример последнего варианта – стихотворение Алёны Воли «журавль» - http://www.stihi.ru/2013/08/03/6684 отборочный тур БЛК.

Колодезной водой не напоил -
журавль в небо накренился саблей,
я обернулась наступив на грабли -
отчаянье, упёршееся в ил
желаний встреч и призрачных удач.
Отныне гептамил уже не лечит.
Сердечный шкворень с каждым годом легче.
В руках, для рыбы стёршейся, уда.
Всё хорошо, когда тебе семнадцать
и планы можно строить, и смеяться,
когда затишьем каждый встречный куст.
Но рухнул мост под тяжестью замковой,
что нами был на белой свадьбе скован,
как только "сука" вырвалось из уст.

 Уже во второй строке возникает ритмический сбой и приходится вместо «журавль» читать «журавель», затем на фоне складывающейся пасторальной картинки появляется некий «гептамил», и тут же читатель узнаёт о существовании «сердечного шкворня» и сие словосочетание выстраивает простую коннотацию – эпизод из известного фильма «За двумя зайцами», когда между главным героем и Проней Прокоповной происходит следующий диалог: - Ваша папироска шкворчит - - Это в груди моей шкворчит -… Явно непредвиденный автором комический эффект. И после тяжеловесной инверсии –

«Но рухнул мост под тяжестью замковой,
что нами был на белой свадьбе скован» -

концептуальное «сука» подводит незатейливый итог… Не впечатлил своей разнородной поэтикой и «призрак» Кисточки Ра - http://www.stihi.ru/2013/07/04/5624 отборочный тур БЛК. «Безводный» не только по сюжету, но и по смыслам стих… «…изрубишь стельки допьяна» и «немощно взыграет лик» - и то, и другое выражение вызывает какие-то нездоровые ассоциации))…Постмодернистские игрища - СЕРЕЖКА ПОПОВ «шмелёт поля. взгляд из африки» - http://stihi.ru/2012/09/28/4184 отборочный тур резидентов БЛК – так и остаются с точки зрения эстетики играми в разделе «забавное»…В этом же разделе и ИОСИФ ГАЛЬПЕРИН "Пролетарская песня" http://www.stihi.ru/2014/05/01/3297 номинатор Геннадий Руднев . Пролетариата в строгом марксистском понимании уже полвека не наблюдается ни у нас, ни в окрестных «биоценозах», так что «орнитологические» наблюдения имеют ограниченную историческую ценность. Из трёх «почвеннических»(так их назову) стихотворений - СЕМЕН КАЦ «Воспоминание о земле костромской» http://www.stihi.ru/2012/02/19/1304 отборочный тур резидентов БЛК, СЕРГЕЙ СИНЬКОВ «В.Г. Распутину» http://www.stihi.ru/2014/01/16/3160 номинатор Юлия Вольт и НАТАЛЬЯ ВЕРДЕРЕВСКАЯ «Баллада о речке Дарье» http://www.stihi.ru/2014/05/04/1011 номинатор Ильдар Харисов, последнее произвело наиболее сильное впечатление – и эпичностью повествования, и самим концептом синтетичности русской культуры. Понятно, что ценители тихой, «шепчущей» лирики "обошли" эти стихи своим вниманием. Им интересно о своём, «любимом»)…Это любимое - популярный тренд БЛК – саморефлексия (не важно надрывное ли это самокопание или самолюбование) – представлено как всегда широко и разнопланово. Выделю два стихотворения наиболее понравившиеся - СТРАН-НИК "Снегопад" http://www.stihi.ru/2012/01/10/11433 номинатор Татьяна Комиссарова и ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «про любовь» http://www.stihi.ru/2014/03/30/6552 отборочный тур резидентов БЛК.
«так недвижим и вязок сегодня свет
словно когда-то – в первые дни творенья
в снежном тумане города больше нет
есть лишь провал во времени…» - очень осязаемый по образам и смыслам текст, так и хочется применить словечко из лексикона старинной эстетики – «изысканно»… Во втором про жизнь и смерть телевизора замечательно, столько коннотаций сразу выстраивается по поводу причин, по которым и сам читатель хотел бы принять участие в судьбе этого важного персонажа нашей жизни)…И финал хорош – каждый свой Питер увидел, хотя, возможно, не каждый ему обрадовался)…

За окном скучает зимний вечер,
без канадских атрибутов клён,
телевизор мной очеловечен,
мной же будет скоро умерщвлён.
На стене - обычная картина,
на полу ковёр недорогой,
питерская съёмная квартира,
третий год беременная мной,
благодарна городу за бремя...
Я расположился на тахте,
телевизор умер от хоккея,
закипает чайник на плите.
На душе тепло, и сердце знает,
только сердце знает почему...
Просто Питер нежно прислоняет
голову к оконному стеклу.

И, конечно, надо сказать несколько слов о стихотворении Натальи Крофтс «На развалинах Трои»
http://www.stihi.ru/2012/01/24/4186 отборочный тур резидентов БЛК.

                На развалинах Трои лежу, недвижим,
                в ожиданье последней ахейской атаки
                Ю. Левитанский

На развалинах Трои лежу в ожиданье последней атаки.
Закурю папироску. Опять за душой ни гроша.
Боже правый, как тихо. И только завыли собаки
да газетный листок на просохшем ветру прошуршал.
Может – «Таймс», может – «Правда». Уже разбирать неохота.
На развалинах Трои лежу. Ожиданье. Пехота.
Где-то там Пенелопа. А может, Кассандра... А может...
Может, кто-нибудь мудрый однажды за нас подытожит,
всё запишет, поймёт – и потреплет меня по плечу.
А пока я плачу. За себя. За атаку на Трою.
За потомков моих – тех, что Трою когда-то отстроят,
и за тех, что опять её с грязью смешают, и тех,
что возьмут на себя этот страшный, чудовищный грех –
и пошлют умирать – нас. И вас... Как курёнка – на вертел.

А пока я лежу... Только воют собаки и ветер.
И молюсь – я не знаю кому – о конце этих бредней.
Чтоб атака однажды, действительно, стала последней.

Автор(М.Ф) принял скромное участие в обсуждении этого стиха под обзором Юрия Семецкого и сказал, естественно, не всё, что мог бы. Да и на какие-то вопросы не ответил. Про «оптику» восприятия повторяться не буду и спорить по поводу штампов тоже. Для этого стиха главное - при его восприятии и оценке – концептуальная насыщенность и множественность возникающих коннотаций. «Голый человек на голой земле» - известная метафора, описывающая ситуацию человека «заброшенного» (М.Хайдеггер) в мир, где идёт вечная война…Где апокалипсис здесь и сейчас. Первая строка этот масштаб и задаёт, и автор, оттолкнувшись от неё, и ведёт читателя в этот безумный мир, и отстраняет от него, не живописуя все ужасы этого действа…Достаточно воя собак и шума ветра, чтобы ощутить затишье перед битвой. А газеты «Таймс» и «Правда» из Трои нас переправляют в недавнее прошлое, одно из возможных прошлых, и рождают одновременно ассоциации с Оруэллом «1984», где «Война – это мир» и идёт война то с Евразией, то с Океанией.
И по поводу сомнений Игоря Гонохова – открывает ли нам обыденность картину вечного? Безусловно, открывает. Для этого просто надо, как я сказал, менять «оптику» восприятия. Показательный и для меня репрезентативный пример – анализ М.Хайдеггером картины В.Ван Гога «Башмаки» в его работе «Исток художественного творения». Приведу его слова – «Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих во время работы в поле ног. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одинаковых борозд, над которыми дует пронизывающий резкий ветер. На этой коже осталась сытая сырость почвы. Одиночество забилось под подошвы этих башмаков, одинокий путь с поля домой вечернею порою. Немотствующий зов земли отдается в этих башмаках, земли, щедро дарящей зрелость зерна, земли с необъяснимой самоотверженностью ее залежных полей в глухое зимнее время. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках, забота, не знающая жалоб, и радость, не ищущая слов, когда пережиты тяжелые дни, трепетный страх в ожидании родов и дрожь предчувствия близящейся смерти.» У любой детали бытия, кроме своего масштаба, всегда есть масштаб всего бытия в целом. Вот в стихотворении Натальи Крофтс и получилось всё это показать, и кому-то посчастливилось это увидеть…
Много ещё интересного и странного удалось мне прочитать в нынешнем лонге, но, увы, не обо всех стихотворениях смог поговорить…Но дай Бог, не последний лонг)…


Рецензии