Вводные уроки занятия в классе фортепиано

На протяжении многих лет работы в школе искусств я искала  новые подходы  и новые технологии в  преподавании предмета  и  проведения самых первых уроков в классе специального фортепиано. Остановимся на первых уроках после каникул (будь то летних, осенних или зимних). Собрать вовремя всех учащихся по расписанию, в назначенный день и час- это одно.  А вот настроить на учебный лад, суметь увлечь  заинтересовать своим предметом и дать самостоятельно развиваться в музыке – это и есть мастерство  педагога. На первых уроках ученик не совсем расположен плодотворно  работать над домашним заданием, заданным на каникулы, он  бывает, как правило, пассивен. Первый день в музыкальной школе (после общеобразовательной) для него – небольшой стресс. Вот  и приходят на помощь  мой новый  метод, моя находка. Это метод  ТЕСТИРОВАНИЯ (так мы его называем в классе с учениками). Суть заключается в следующем. Нужно пройти 7  этапов  заданий. Банк заданий одинаков для всех классов, но варьируется в зависимости от  степени обученности и подготовки (класса) учащегося. Оценивается каждое задание и выводится средняя арифметическая оценка (до десятой доли балла).
Задание  №1.
Сыграть гамму в две руки не глядя на клавиатуру.
Преследуемая цель:  учить играть, не глядя на клавиатуру не только гаммы, но и фрагменты произведений
В 2 -3 классе это может быть гамма До мажор (в расходящемся движении), для слабого ученика достаточно сыграть гамму в прямом движении вверх и вниз в 4 октавы.
В 4-5 классе Соль мажор (в расходящемся движении)
В 6-7-8 классах Фа мажор (Ре мажор)
Задание №2 «Угадай ноту и покажи ее»
Преследуемая цель: развитие звуковысотного слуха и пространственного мышления
1.У преподавателя имеется заранее приготовленный набор карточек с нотами разных октав
Задача: Быстро и четко ответить какая  нарисована нота и в какой октаве (первая, вторая, третья, четвертая, малая, большая, контроктава, субконтроктава.), сыграть ее.
2.Учитель играет  звуки в разных октавах.
Преследуемая цель: Быстро реагировать, отгадывать ноты (октавы)
В младших и средних классах это задание выполнять, глядя на клавиатуру, в старших классах – определять на слух). Например: «Покажи ноту До 2-ой октавы, Соль 3 –ей октавы, ля – малой октавы, Си- субконтроктавы».
Задание №3 «Повторялки»
Преследуемая цель: развивать мелодическую, ритмическую память, слух. Задача ученика: внимательно следить за мелодией и точно ее воспроизвести за учителем небольшие фразы или музыкальные фрагменты.
Задание №4 «Старая программа»
Преследуемая цель: постоянно работать над пополнением своего репертуара, уметь  составить свой  сольный концерт.
Задача ученика: Сыграть 2-3(4) пьесы из старой программы (прошлогодней) или программы предыдущего полугодия.
*Ученик должен  постоянно повторять выученные в классе  произведения, даже если учитель об этом не напоминает. Программы обыгрываются до тех пор, пока новая программа не будет выучена. Таким образом, в классе фортепиано ученик всегда  должен уметь играть наизусть 5(6)-8(10) произведений
Задание №5 «Чтение с листа»
Преследуемая цель: Развивать у ученика умения и способности читать ноты с листа, анализировать музыкальное произведение.
Задача ученика: уметь исполнить несколько номеров (по выбору учителя из сборника педагогического репертуара на несколько классов ниже) в характере, темпе, а также уметь сделать краткий анализ произведения*.
*Например: произведение великого немецкого композитора И.С.Баха, написано в тональности до мажор, в размере…, (известные факты из биографии композитора, о названии произведения, анализ динамических оттенков, штрихов и терминов)
Задание №6 «Транспонирование» (транспозиция)
Преследуемая цель: прививать навыки транспонирования музыкальных произведений.
Задача ученика: 1.сыграть произведение (по выбору учителя, учитывая индивидуальные способности данного ученика) сначала в первоначальной тональности. 2. Анализ произведения (тональный). 3.Транспонировать произведение в тональность +2 или -2 (выше или ниже на секунду)- для 2-4 классов и на терцию 5-7 классы.
Задание №7 Подбор мелодий на слух
Преследуемая цель: прививать навыки самостоятельного подбора любимых, нетрудных мелодий.
Задача ученика: уметь подобрать мелодию от разных белых и черных клавиш. В 1-3 классах это могут быть: "Елочка" (Красев), "Жили у бабуси" (р.н.п),  "Апипа", "Тал богелэ",(тат.нар.песня) и др
данный материал принадлежит автору http://www.stihi.ru/avtor/hisamova


Рецензии