Там, высоко...

Господи Христе, привирать не буду –
                Ты не слишком чтимое мной божество!
                Только все ж прошу: подари мне чудо –
                Маленькое чудо на свое Рождество!
                ("Рождественская")
Много лет назад знавал я одного человека. Странного человека. Существа хуже, чем Скрудж в истории Чарльза Диккенса. Его звали Виктор ван Дорт, и он, представьте себе, совершенно не верил в чудо!
Дети дразнили его "неверующим скрягой", взрослые окрестили "сумасшедшим стариком". У него не было ни семьи, ни друзей, ни даже домашнего любимца. Он был совершенно одинок.
Всё, что напоминало ему о чудесах и волшебстве, он воспринимал в штыки, грозился оторвать руки и снять с премиальных тому несчастливцу, что случайно, по неопытности, "сморозил чушь". Но, бывало в году несколько дней, когда мистер ван Дорт ходил по улицам Лондона ещё более угрюмый и ворчливый, чем прежде. В такие дни он бил своей дорогой тростью мальчишек, мешающих ему пройти, ругал старых дам за их чрезмерную болтливость и отскакивал от витрин, словно чёрт от ладана.
Конечно же, причиной странного поведения было Рождество. Этот светлый праздник будил в нём самые злобные чувства.
И всё так бы и продолжалось, если бы однажды ночью его жизнь не изменилась навсегда...
***
По заснеженной улице торопливо шёл пожилой человек в дорогом костюме и пальто. Его позолоченная трость звонко стучала по камням мостовых. Люди, встречавшие его на пути, тут же расступались и обходили его стороной. Так могли страшиться лишь Виктора ван Дорта, лучшего ростовщика во всей Англии, но обладающего отвратительно скверным характером и репутацией скряги.
Было уже довольно поздно, когда он, покинув свою лавку, направился в свой пустой и такой неуютно холодный дом, чтобы переночевать и с утра, зажевав сухого хлеба и выпив стакан воды, снова поспешить на работу.
Снег, красиво кружась, падал с неба огромными пушистыми хлопьями, накрывая землю своим чистым одеялом невинности. Толпы людей шли навстречу Виктору. Все они улыбались, смеялись, шутили, предвкушая праздник. Около витрин собрались любопытные детишки, лавочки звенели и сияли от украшений, и повсюду звучали рождественские гимны и песни. Лондон сиял, ожидая великий праздник.
Только одинокий старик, на ходу ворчавший на всё и всех, ни капли не был рад. Он потуже затянул свой серый шарф и завернул за угол, чтобы пройти мимо домов к городскому кладбищу, а там уж и до родного жилища рукой подать. Ему ужасно не хотелось видеть "счастливые гримасы наивных дураков вокруг".
Путь был прост и тих. Но, дойдя до ворот кладбища, он помедлил. Что-то неожиданно взволновало его душу. Лихорадочно начал он искать глазами нечто, будто от них ускользавшее. Конечно же, спустя секунду промедлений, он недовольно плюнул и направился в обход.
О Виктор, если бы только знал, как поменяется твой взгляд на мир...
-Виктор...
Старик быстро обернулся, недовольно фыркнув в темноту:
-Кто тут?
Когда в ответ раздалось лишь карканье ворона, он снова повторил:
-Я спрашиваю, кто здесь? Отзовись!
-Виктор...
Услышав своё имя снова, мистер ван Дорт отпрянул назад. Перед ним начал вырисовываться светящийся белый силуэт. В темноте он был отчётливо виден. Старик задрожал, видя, как тень приближается к нему.
-Виктор... - Тень дотронулась до его плеча, окутав белым туманом. По телу тут же пробежал озноб.
-Кто ты?.. - Хрипло спросил старик, дрожа всё сильнее.
-Я - то, что ты убил. Я - Душа Рождества. Я вечный и незримый лик его. Я - Дух. А ты преступник предо мною.
Виктор стоял, не в силах шевельнуться. Прикованный к месту одним лишь холодным и пустым взглядом, он вдруг съёжился от нестерпимого ужаса, который словно змея пробрался в душу.
-Люди во всём мире верят в меня. А кто не верит, те скрывают. Но ты, Виктор ван Дорт, осквернил мою сущность. Люди Лондона, видя тебя, перестают радоваться моим дарам. Скажи мне, за что ты так с бедным Духом Рождества?.. - Грустно спросила тень, наклонив голову.
-Ты всего лишь сон! - Вдруг яростно закричал старик, размахнувшись тростью.
Дух тут же исчез, а в глазах стало совсем темно...
***
Старик резко открыл глаза. Он лежал в своей холодной кровати, в своём пустом доме, полном одиночества. С облегчением вздохнув, он хотел было снова заснуть, но не тут-то было, мистер ван Дорт!
В мгновение ока совершенно пустой камин вдруг заискрил, загорелся, и пламя, окутывая всё языками, озарило пустоту комнаты. Из огня показалась знакомая белая тень.
-Нет! Нет, ты не можешь быть настоящим! - Исступленно завопил старик, упав с кровати. - Убирайся прочь, злой демон!
-Демон?.. - Дух вдруг остановился. - Что ж... Он был прав. Ты неисправим... Но я всё же попытаюсь образумить тебя, дорогой Виктор.
С этими словами Дух дотронулся до плеча старика. Комната исчезла. Они оказались на базарной площади.
-Посмотри вокруг. - Дух обвёл пространство рукой. - Эти люди счастливы.
-Мне всё равно. - Недовольно буркнул Виктор, оправившись от потрясения и страха. - Верни меня домой, демон.
-Виктор, смотри! - Тень вдруг указала на мальчика в толпе. - Ты узнаёшь его?
Старик вгляделся в юнца: курносый нос, рыжие волосы, бедная одежда и затравленный взгляд.
-Не может быть... - Тихо проскрипел он, и одинокая слеза скатилась по сухой щеке. - Этот малыш... Я?..
-Ты,Виктор. Помнишь? Ты тоже был ребёнком, который верил в чудеса. Но...
-Но мои родители скончались в сочельник... - Хрипло закончил старик, не отрывая глаз от малыша.
-Но ты ведь не был одинок.
На глазах старика навернулись слёзы, когда он увидел, как малыш сел рядом с брошенным щенком.
-Джек... - Почти ласково прошептал он, подойдя к мальчишке и щенку. - Мой добрый Джек...
-И скряги любить умеют, да, Виктор? - Тихо усмехнулся Дух.
-Верни меня домой, демон! Верни!
-Нет. Мы ещё не закончили. - Твёрдо ответил Дух, снова касаясь плеча старика.
Мрачная контора. Сцена ссоры между начальником и каким-то молодым человеком. Их крики раздавались по всему зданию, эхом звеня в ушах.
-Помнишь день, когда тебя уволил твой лучший друг? - Тихо спросил Дух.
-Сочельник...
-Да. Именно в светлые дни на твою долю падало горе. Но...
Они направились за выскочившим на улицу юношей прочь от конторы. Но, когда молодой человек пересекал мост на рекой, с ним столкнулась девушка.
-Бетти... - Дрожащим голосом прошептал старик, на негнущихся ногах подойдя к паре. - О, моя маленькая Бетт...
-Не потеряешь не найдёшь. - Мудро заметил Дух, взяв старика за руку.
-Зачем? Зачем показываешь мне мою боль? - Взвыл Виктор, посмотрев Духу в глаза. - Чего ты хочешь?!
-Я хочу, чтобы ты вспомнил, что даже в чёрные моменты ты улыбался. Ты всегда верил в чудо, и чудо ни на миг не оставляло тебя. Он не оставлял тебя...
-Молчи! И верни меня домой! Мне больно видеть эту радость в их глазах!
Дух вновь дотронулся до плеча мистера ван Дорта. Но, как только старик открыл заплаканные глаза, его лицо побледнело. Они стояли у ворот кладбища.
-Зачем ты привёл меня сюда, демон?..
-Мы пришли поминуть очень одинокого человека. Он никому в жизни не сделал добра, никогда не сказал ни одному человеку доброго слова. Он мог стать другим, если бы уверовал, если бы не опустил руки, протянутые к Богу.
-Кого мы поминаем? - С дрожью в голосе спросил мистер ван Дорт, смотря на тень.
Но Дух лишь молча указал в темноту, где одиноко стоял могильный камень. Старик, дрожа, приблизился к могиле и в ужасе отпрянул от неё. "Виктор ван Дорт. 1810-1880 гг" гласила гравировка на камне.
-Нет! Это не может быть правдой!
-Тебя никто не проводит в последний путь. И не будет человека, оплакивающего тебя.
-Дух! - Старик упал на колени, заливаясь слезами и схватив тень за саван. - Молю тебя, Дух! Дай мне шанс! Я исправлюсь! Я буду любить Рождество! Я уверовал! Я хочу стать другим! Молю, Дух! Молю!
-Теперь я уже не демон? - Тихо спросила тень, смотря на старика.
-Я всегда буду чтить тебя! Прости мне мои грехи! Я не хочу умереть одиноким скрягой! Я изменюсь!
Лицо Духа озарилось незаметной улыбкой. Он склонился над несчастным стариком и тихо прошептал, поцеловав его в лоб:
-Ты прощён, Виктор ван Дорт. Ты прощён...
***
Яркое утреннее солнце озарило комнату. В глаза попал первый игривый лучик, пытаясь разбудить сладко спавшего человека. Виктор с трудом открыл глаза, потянувшись в кровати. Но воспоминание о том, что он видел, заставило его вскочить и броситься к окну. Всё было как всегда: празднично и прекрасно. Он облегчённо вздохнул, обернувшись к зеркалу над камином.
Каково же было его изумление, когда вместо семидесятилетнего старика на него смотрел молодой человек двадцати с лишним лет, чьей рыжине волос могло позавидовать само солнце. Виктор широко улыбнулся, быстро одеваясь. Спустя минуту он выбежал на улицу, громко крикнув "Счастливого Рождества!!". Прохожие на улице удивлённо оборачивались, смеялись и снова шли по своим делам. Никто и не подозревал, что этот чудесный молодой человек - великий скряга по имени Виктор ван Дорт.
А за ним, таким счастливым впервые за много лет,незаметно наблюдал прекрасный блондин в белоснежной одежде. Его лицо озаряла сияющая улыбка. Исчезая среди толпы, он тихо прошептал: "Там, высоко, я буду хранить тебя. Вечно..."


Рецензии